«К нам едут из Азии и ОАЭ». Кто скупает подержанные автомобили
«К нам едут из Азии и ОАЭ». Кто скупает подержанные автомобили
Autonews рекомендует
< >
Autonews рекомендует
< >
Статьи 19 февраля
Статьи 19 февраля
«К нам едут из Азии и ОАЭ». Кто скупает подержанные автомобили
Как дешевые автомобили едва не обрушили экономику Белоруссии, и зачем немцы едут за своими же машинами в РФ...
«К нам едут из Азии и ОАЭ». Кто скупает подержанные автомобили 
В 2015 г. продажи подержанных автомобилей в России сократились на 19%, до 4,9 млн единиц, сообщает PricewaterhouseCoopers. Падение могло быть куда более существенным, если бы не интерес иностранцев к б/у автомобилям из РФ. Согласно статистике «Авто.ру», зарубежные пользователи стали в два раза чаще просматривать сайт объявлений. Более того, аналитики сервиса посчитали, что число объявлений, снятых с «Авто.ру» и появившихся на порталах Белоруссии и Казахстана, увеличилось на 26%. Представители крупных трейд-инов в беседе с корреспондентом Autonews.ru признались, что текущая ситуация на вторичном рынке существенно отличается от той, которая была в конце 2014 г. – теперь за машинами в Россию едут не только белорусы и казахи, но еще и граждане Евросоюза, китайцы и арабы.


Почему иностранцы едут именно в Россию

В пересчете на доллары подержанные автомобили в России сейчас самые дешевые в мире. В зависимости от модели и года выпуска, разница в цене может доходить до 50-60%. По словам исполнительного директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова, самыми активными покупателями-иностранцами в прошлом году были казахи. «Очень активный спрос среди граждан Казахстана был зафиксирован в конце прошлого года, когда разница в стоимости автомобилей была наибольшей. Тогда казахи особенно много вывозили из России. Весь 2015 г. эта тенденция сохранялась, но уже к ноябрю пошла на спад. Дело в том, что с августа прошлого года тенге обесценился почти в два раза, поэтому ехать за машиной в Россию для них стало уже не так выгодно», - объяснил эксперт.


В Белоруссии ситуация на авторынке иная. Цены на автомобили там по-прежнему существенно отличаются от российских. Пик спроса, как и в Казахстане, пришелся на конец 2014 года. После того, как белорусы массово поехали в Россию за машинами, в сопредельной республике даже возник дефицит валюты – правительство временно ввело ограничения на покупку долларов и евро. По словам бывшего премьер-министра Белоруссии Михаила Мясниковича, речь шла о 320 млн долларов, которые белорусы привезли в Россию.

«Это породило ажиотажный спрос на валюту, и правительство, которое вместе с Национальным банком призвано защищать интересы нашего народа, не могло не среагировать. В отдельные дни объемы продаж населению составляли 90-97 млн долл. в день. Начали рушиться рынки, начался ажиотаж», - объяснил Мясникович в эфире телеканала «Беларусь-1».

По мнению Удалова, в ближайшее время белорусы будут приезжать в Россию заметно реже из-за увеличившегося утилизационного сбора. В начале февраля правительство республики увеличило ставку в 8 раз. Размер пошлины для физических лиц за автомобиль до трех лет составляет 4,9 млн бел. руб. (17,5 тыс. рублей). Если возраст автомобиля превышает три года, то сумма утилизационного сбора составит уже 7,4 млн бел. руб. (26,6 тыс. рублей).

Директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish Алексей Баринов рассказал корреспонденту Autonews.ru, что теперь в Россию за подержанными машинами едут не только граждане стран СНГ. «Мы отмечаем три основных региона, откуда едут к нам эти покупатели: Азия, Объединенные Арабские Эмираты и Европа. Таким образом, отмечается разительное отличие от ситуации конца 2014 г., когда в Москву массово приезжали покупатели из бывшего СНГ», - пояснил Баринов.

Если белорусы и казахи в основном покупали автомобили для личного пользования, то европейцы и азиаты приобретают машины для последующей перепродажи. «Они пользуются тем, что пока цены на автомобили – в том числе и с пробегом – в долларовом эквиваленте на российском рынке намного ниже, чем на внешних», - добавил директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish.



Что покупают в России

Самыми популярными автомобилями на российском рынке среди иностранцев, по статистике «Авто.ру», являются BMW X5, Audi A6, Mercedes-Benz E-Class, Kia Sportage и Volvo XC90. Интерес преимущественно к автомобилям премиальных брендов подтверждают и представители крупных торговых площадок. По словам директора по продажам ГК «АвтоСпецЦентр» Александра Зиновьева, в основном европейцы и азиаты приезжают за машинами премиальных марок, а также за редкими винтажными моделями.

«При текущих курсах валют в России цены на подержанные автомобили привлекательны, особенно если брать премиальный сегмент», - пояснил Зиновьев.


Дизельный Porsche Cayenne 2013 г.в. с небольшим пробегом в России сейчас стоит в среднем 4 млн руб. – в долларовом выражении это около 51 тысячи. В Белоруссии такая же машина оценивается существенно дороже – в 62 700 долларов. В немецких автохаусах за аналогичный автомобиль попросят порядка 61 800 долл., а в ОАЭ – около 62 000 долларов.

Похожая ситуация наблюдается и с одноклассником Cayenne – BMW X5. Кроссовер 2014 г.в. в средней комплектации с пробегом до 25 000 км в России сейчас стоит около 43 000 долларов. В Белоруссии за аналогичный BMW попросят 51 000 долл., а в Германии стоимость такого автомобиля еще выше – 57 300 долларов. В ОАЭ цены на X5 ниже, но и там он обойдется значительно дороже, чем в Москве – в 49 000 долларов.

В сегменте бизнес-седанов разброс цен еще более существенный. Так, Audi A6 2014 г.в. с пробегом до 25 000 в России оценивается в среднем в 20 500 долларов. В Белоруссии такой же автомобиль стоит уже 24 200 долл, а в Германии – 36 500 долларов. В ОАЭ цены на подержанную Audi составляют в среднем 32 500 долларов. Аналогичная ситуация и с Mercedes E 200, который в России в среднем стоит 21 000 долл. за экземпляр 2013 г.в. с пробегом до 40 000 километров. В Белоруссии такая машина обойдется в 25 600 долл., а в Германии – в 32 600 долларов.

В массовом сегменте разница в цене не такая большая. Например, ценники на Mazda3 2014 г.в. в России и Белоруссии почти не отличаются. При этом в Германии точно такой же автомобиль обойдется примерно на 4-5 тыс. долл. дороже. Skoda Octavia, производство которой локализовано в России, на текущий момент стоит в среднем 10 800 долл. (2014 г, 1,4 DSG). В Белоруссии такой же автомобиль обойдется в сумму 13 200 долл, а в Германии – 17 800 долларов. На рынке ОАЭ подержанных Octavia немного, но ценники на лифтбек там ровно в два раза выше – 21 600 долларов.

По словам директора подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish Алексея Баринова, основной спрос среди иностранцев приходится на самые мощные и дорогие комплектации.

Какие затраты несут покупатели

Казахи и белорусы покупают в Москве автомобили по большей части для личного использования. Приобрести машину для последующей перепродажи им проблематично – мешают законодательные проволочки. В московском МРЭ автомобили снимают с учета и выдают свидетельство о регистрации на имя нового собственника. В белорусском ГАИ машину поставят на учет только на имя того, кто записан в российском СТС. Более того, в местном свидетельстве о регистрации ставится специальная отметка «Отправлен запрос в РФ». Это делается для того, чтобы не поставить на учет автомобиль, который угнан и находится в розыске на территории России. Ответ от московской ГИБДД идет от 3 до 6 месяцев – в течение этого времени никаких юридический процедур с автомобилем совершать нельзя.


При этом покупатели из Белоруссии и Казахстана несут гораздо меньше финансовых потерь, чем граждане ЕС или ОАЭ - платить таможенные пошлины им не требуется. Основная статья расходов – это утилизационный сбор. В Белоруссии его размер составляет от 17 500 до 26 600 руб., а в Казахстане ставки существенно выше – порядка 65 000 руб. за автомобиль.

У покупателей из Германии дополнительные платежи исчисляются сотнями тысяч рублей. Так, за растаможку российского автомобиля новый владелец заплатит 10% от стоимости машины, прописанной в договоре купли-продажи. Еще 18% от цены автомобиля – это НДС. В Эмиратах таможенные пошлины ниже немецких – 5% и еще в 1% от стоимости обойдется обязательная страховка для постановки на учет.

Что будет с ценами

За прошлый год подержанные автомобили подорожали в среднем на 15,3%, сообщает «Автостат» - почти на 10% меньше, чем новые машины. Спрос иностранцев на динамику цен на вторичном рынке существенного влияния не окажет, говорят эксперты. Тем не менее, в ближайшее время темпы роста стоимости подержанных автомобилей могут увеличиться.

Резкий скачок был зафиксирован с декабря 2014 г. по февраль 2015 г., когда цены на подержанные машины выросли на 30%. Далее было снижение в среднем на 3-4% в месяц, а осенью темпы падения замедлились до 1-2%.

«У нас цены на подержанные автомобили более стабильны, чем в Белоруссии и Казахстане. Конечно, цены на подержанные модели будут расти вслед за ростом на новые. Народ был не готов к резкому скачку, поэтому после резкого повышения год назад цены постепенно пошли вниз, а к лету ситуация сбалансировалось. Подержанные автомобили продолжат дорожать, догоняя по темпам роста новые автомобили», - отметил исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

Роман Фарботко
Фото: Flickr.com, PhotoXPress.ru, Global Look Press