Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Серийный экстрим: как Toyota рискует на «Дакаре»
Серийный экстрим: как Toyota рискует на «Дакаре»
Статьи 20 января 2016
Статьи 20 января 2016
Серийный экстрим: как Toyota рискует на «Дакаре»
Land Cruiser 200 весь в пыли подлетает к финишу ралли-рейда – и это почти такая же Toyota, которая ездит по обычным дорогам…
Серийный экстрим: как Toyota рискует на «Дакаре» 
Land Cruiser 200 весь в пыли подлетает к финишу, усталый француз Николя Жибон вытирает мокрые от пота руки – он победил. И пусть гонщику достанется куда меньше славы, чем триумфатору абсолютного зачета, но для знатоков ралли-рейдов его успех едва ли не более весом, ведь победил Жибон в серийном зачете Production. Его Land Cruiser – практически такая же Toyota, которая ездит по обычным дорогам. И вот уже три года подряд в серийной категории нет равных машинам из Тойота-сити. Более того, из 111 экипажей, вышедших на старт ралли-рейда, 42 машины были внедорожниками Toyota. Чем объясняется такая популярность японской марки среди участников «Дакара»?

Ралли-марафон «Дакар» – это не столько битва заводских команд с многомиллионными бюджетами на автомобилях-прототипах, имеющих мало общего с серийной техникой. «Дакар» всегда был, есть и будет, прежде всего, грандиозным собранием влюбленных в приключения мужчин и женщин, для которых главное – проверить себя в невыносимых условиях, преодолеть все трудности и финишировать. У них нет армии механиков, передвижного склада запасных частей и нескольких автомобилей поддержки. Да и их машины куда ближе к серийным, ведь выступают частники в основном в категории Production, где большая часть переделок автомобиля сводится к обеспечению безопасности пилота и штурмана: каркас безопасности, система пожаротушения, спортивные ремни и кресла.


Одним из самых сложных этапов на «Дакаре» является одиннадцатый спецучасток. Он проходит в немыслимо жаркой провинции Сантьяго-дель-Эстеро. Среднесуточная температура здесь, в окрестностях небольшого городка Терма-де Рио Хондо, где финишировал этап, часто поднимается до 40 градусов по Цельсию. В моторном отсеке Land Cruiser становилось так жарко, что дотронувшись до любой детали, можно было получить ожог. Но несмотря на то, что к финишу радиаторы внедорожников забились грязью, машины преодолели отрезок без каких-либо проблем – двигатели работали в штатном режиме.

Конечно, мотор готовят для жизни в пустыне: устанавливают дополнительные вентиляторы и более мощные воздушные фильтры, а в подвеске появляются спортивные однотрубные амортизаторы с выносным резервуаром, способные держать удар, но в целом это все та же машина, которую можно купить у любого дилера.

Серийным остается кузов, подвеска, двигатель, коробка передач и дифференциалы. Поэтому успех зависит от надежности и пригодности для тяжелых условии базового автомобиля. В пелотоне внедорожников серийной категории можно встретить и экзотические машины вроде «Нивы» или давно снятого с производства Hummer, но основу составляют Toyota: FJ Cruiser, большие Land Cruser разных поколений, Prado и Hilux всех мастей.


Причем такая ситуация наблюдается уже последние двадцать лет и была характерна и для африканского «Дакара», и для южноамериканского. Причина кроется в изначально очень прочной конструкции Toyota Land Cruiser: рама, неразрезной задний мост, турбодизель V8, проверенная временем полноприводная трансмиссия. Сейчас на рынке фактически не предлагаются автомобили с таким же набором характеристик. Раньше с Land Cruiser соперничали и другие японские модели, но после того, как большинство из них превратились из настоящих внедорожников по сути в гигантские кроссоверы, им больше нечего делать на «Дакаре».

Не стал исключением и этот год. Грандиозная популярность марки среди участников позволяла Toyota получать победу за победой, даже не обращая на «Дакар» столь пристального внимания, как на другие гоночные серии. Но с приходом на пост президента преданного фаната автоспорта и гонщика-любителя Акио Тойоды все изменилось. Сейчас в Тойота-сити особенно относятся к автоспорту, и «Дакар» не стал исключением.

В этом году марафон прошел уже в 37-й раз. Стартовала гонка 2 января в столице Аргентины Буэнос-Айресе, прошла по территории Бразилии и финишировала в аргентинском Росарио. Всего дистанция гонки насчитывала 9 237 км, которые предстояло пройти сначала по пампасам Аргентины, затем перевалить через Анды, где высота порой достигала 4500 м, спуститься на каменистое боливийское плато, чтобы затем вновь преодолеть горы и окунуться в пески. Организаторы подобрали маршрут таким образом, чтобы каждый день был сложнее предыдущего, а наиболее значимые пустынные спецучастки пришлись на конец дистанции. Дополнительные трудности участникам доставили продолжительные дожди, превратившие, казалось бы, простые трассы стартовых дней ралли в грязевое месиво, с которым справились далеко не все.


Фаворитом в классе Production являлась Team Toyota Auto Body, которая вывела на старт два практически стандартных Land Cruiser 200, один из которых впервые с 1995 года пилотировал действующий сотрудник компании Toyota Акира Миура. Лидером команды и претендентом на победу был экипаж Николя Жибона и его штурмана Жана-Пьера Гарсена. Всю гонку они боролись за победу с экипажами Сирейжоль/Бегуан и Сейдан/Делоней, которые тоже управляли Toyota, так что вопрос об автомобиле победителе в зачете Production даже не стоял. Примечательно, что само подразделение Toyota Auto Body отвечает в компании за разработку и производство больших внедорожников, таких как Land Cruiser 200 и Land Cruiser 70, и различных минивэнов и коммерческих фургонов, из которых в России продаются Alphard и Hiace.

У гоночного Land Cruiser 200 под капотом находится точно такой же дизельный V8 объемом 4,5 л, который устанавливается и на серийные внедорожники. На гоночной машине он агрегатируется с 5-ступенчатой «механикой». Так как основой для гоночного Land Cruiser 200 послужила модель до рестайлинга, то мощность ее V8 даже ниже, чем у текущей серийной машины – 245 против 249 лошадиных сил. Однако крутящий момент выше – 726 против 650 ньютон-метров. Уступает раллийная машина и в размерности диском и резины – 285/70 R17 против 285/60 R18. Связано это с тем, что на бездорожье высота профиля резины куда важнее внешней красоты. Зато у гоночного Land Cruiser 200 кованые диски – они гораздо прочнее литых.

Помимо успеха Toyota Auto Body в классе Production в топовой категории Super Production под флагами полузаводской команды GAZOO Racing SA последние годы за самые высокие места борются пилоты на прототипах Hilux V8.


В прошлом году именно пилот тойотовского пикапа Язид аль-Раджи большую часть гонки был единственным конкурентом победившего в итоге катарца Нассера аль-Аттийя. К сожалению, молодому арабу не хватило опыта – он не уберег свой пикап и вынужден был сойти. В этом году Hilux вновь продемонстрировал свою силу и привез южноафриканца Жинеля де Вильерса на третье место в общем зачете. Причем после того, как Жинель пересел в 2012 году за руль Toyota, он ни разу не опускался ниже четвертого места: южноафриканец дважды был вторым (2012 и 2015 гг.), дважды третьим (2013 и 2016 гг.) и один раз четвертым (2014 год). Дополнил успешное выступление де Вильерса еще один пилот из команды GAZOO Racing - Лерой Поултер, ставший на финише пятым. Что касается аль-Раджи, то для него нынешний «Дакар» сложился не столь удачно – он финишировал за пределами дясятки лучших на одиннадцатом месте.

Более того, в классе прототипов Superproduction повторилась та же ситуация, что и в серийном зачете Production –Hilux V8 стал одной из самых популярных моделей. Сменил MINI Countryman ALL4 на Toyota и единственный российский экипаж на «Дакаре» - Владимир Васильев и Константин Жильцов. Несмотря на то, что конкуренция в этом году была как никогда сильна, трасса – особенно убойна, а сами ребята неоднократно ошибались, подбирая не те настройки подвески, Hilux привез россиян на восьмое место в абсолютном зачете. И это при том, что Васильев травмировал руку за три этапа до финиша марафона и доезжал «Дакар» на обезболивающих.

«Оказаться в топ-10 по итогам ралли-марафона – это всегда приятно. Занять в такой сильной компании восьмое место – очень хороший результат. Понятно, что хотелось бы выступить лучше. К сожалению, не сложились несколько дней. Более того, этот «Дакар» был более раллийным, чем ралли-рейдовым. Свою силу мы показали в песках Фьямбалы. Я получил удовольствие от езды там. Если бы были три-четыре таких дня в гонке – результат был бы иным. Сейчас надо отдохнуть день-два, на большее нет особо времени. Дел полно, необходимо готовиться к следующим гонкам, у команды много работы», – прокомментировал итоги гонки Константин Жильцов.


Многоопытный штурман не зря упомянул другие гонки, к которым предстоит готовиться, ведь сезон для Владимира и Константина только начинается – последние годы россияне регулярно сражаются в за Кубок мира по ралли-рейдам. Более того, Васильев уже выигрывал Кубок и становился в его зачете вторым. Так что у Toyota как никогда высоки шансы добавить в копилку достижений и этот трофей.

Популярность Toyota среди участников «Дакара» объясняется сочетанием высокой скорости машин и их надежности. В этом году 28 из 67 финишировавших экипажей управляли различными Toyota. Таким образом 41,8% всех внедорожников на финише составили «Тойоты». Для сравнения в прошлом году до финиша добрались те же 67 машин, но Toyota среди них было всего 22, что составило 32,8%. Еще одна важная цифра, позволяющая понять причину популярности Toyota – процент добравшихся до финиша пилотов на машинах японской компании составляет 66,6%, а для автомобилей других марок он равен 56%.

Естественно, Тойода-сан остался доволен выступлением пилотов Toyota: «В этом году мы увидели великолепное выступление пилотов команды GAZOO Racing SA, которые доказали, что могут бороться на самом высоком уровне. Я невероятно горд третьей подряд победе коллектива Team Land Cruiser Toyota Auto Body в категории Production. Мои поздравления победившему экипажу Николя Жибона и Жан-Пьера Гарсена. Land Cruiser выиграл несмотря на то, что был обездвижен в первой половине гонки и смог завершить один из этапов на буксире за Land Cruiser экипажа под номеро 342. Лишь работа механиков до зари позволила экипажу будущих победителей продолжить гонку».



Антон Ширяев, специально для Autonews.ru
Комментарии