Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
«Отучили ездить в центр». Что происходит с московскими пробками
«Отучили ездить в центр». Что происходит с московскими пробками
Статьи 30 октября 2015
Статьи 30 октября 2015
«Отучили ездить в центр». Что происходит с московскими пробками
Власти заявили об увеличении скорости движения в Москве, чему поспособствовали платные парковки…
«Отучили ездить в центр». Что происходит с московскими пробками  
Мэр Москвы Сергей Собянин и его заместитель, глава департамента транспорта столицы Максим Ликсутов последовательно отчитались о росте средней скорости движения в городе. Эксперты согласны с оценкой властей, но если мэрия в первую очередь называет причиной первого за долгие годы улучшения обстановки на дорогах платные парковки, то они напоминают и о других факторах.

Первым о переломе в ситуации с трафиком заявил Сергей Собянин на встрече с Владимиром Путиным. По его словам, «Тренд на ухудшение транспортной ситуации изменился на улучшение» впервые за 20 лет. «Сегодня процентов на 12 скорость на московских дорогах стала выше, а общественный транспорт стал ходить более регулярно», – рассказал мэр президенту.

Несколькими днями позднее Максим Ликсутов озвучил те же цифры, что и мэр, со ссылкой на международных экспертов, выступавших на Урбанистическом форуме в Москве. Роста скорости движения в 12%, по его словам, удалось добиться за первые девять месяцев 2015 г., а в числе катализаторов такого изменения он назвал решение проблемы с беспорядочной парковкой в центре столицы. Помимо этого, по мнению Ликсутова, на ситуацию положительно повлияли перенастройка светофоров, ввод новых дорог, более жесткие правила для грузового транспорта и работа эвакуаторов. Также, полагает вице-мэр, увеличилось количество москвичей, предпочитающих общественный транспорт личному.

Представитель Центра организации дорожного движения (ЦОДД), в свою очередь, уточнил, что 12%-й рост скорости движения был достигнут уже по итогам первого полугодия, а к ноябрю эта цифра осталась неизменной. На Садовом кольце, в частности, скорость увеличилась на 9%, тогда как вылетные магистрали поехали быстрее на 8%, привели пример в ЦОДД.

Улучшение ситуации в Москве признают аналитики международной компании TomTom, составляющие мировой рейтинг загруженности дорог, причем по их данным оно наступило еще в прошлом году. Если в 2012-2013 гг. российская столица возглавляла этот рейтинг, то в 2014 г. переместилась на четвертое место, пропустив вперед Стамбул, Мехико и Рио-де-Жанейро. Средний индекс загруженности дорог Москвы, рассчитываемый TomTom, упал с 66 до 50% и остается на этом уровне.

Аналитический сервис «Яндекс» также отметил изменение ситуации на дорогах еще в прошлом году. Ежегодное исследование «Яндекса» традиционно охватывает сентябрь и октябрь - эти месяцы считаются периодом средней загруженности дорог, когда период отпусков уже прошел, а снегопады, серьезно осложняющие положение на дорогах, еще не начались. В нынешнем году ситуация, согласно результатам исследования, также улучшилась в сравнении с 2014 г., но незначительно. В частности, свободнее стали дороги внутри Третьего транспортного кольца. Представитель аналитического сервиса «Яндекс» в числе причин, повлиявших на данный тренд, привел фактор, который не зависит от усилий московского правительства – это мягкая для осеннего периода погода с небольшим количеством осадков. Но на вопрос корреспондента Autonews.ru, насколько велика роль платных парковок в росте скорости движения, он ответить не смог.


Ключевую роль платных парковок в снижении уровня загруженности дорог признал директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. «Эффекты снижения трафика чисто поведенческие. Значительную часть москвичей отучили ездить на автомобиле в центр и оставлять его на весь день – дорого. Как только на улице упорядочена парковка, скорость на ней увеличивается», – отметил он.

Вместе с тем Блинкин обратил внимание и на экономический спад, влияние которого неоднократно отрицали представители департамента транспорта, утверждая, что в 2015 г. количество выезжающих на улицы Москвы автомобилей в сравнении с прошлым годом практически не изменилось. «Нет ни одного города мира, где в условиях рецессии повышается интенсивность трафика», – напомнил эксперт.

Руководитель центра Probok.net Александр Шумский также считает значительным влияние платных парковок на снижение уровня трафика. Тем не менее, он считает, что расширением платных зон всех проблем не решить. «Не получится сделать все платным – и все поедет. Люди постепенно привыкнут к мысли, что за парковку нужно платить и продолжат создавать пробки. Дальше нужно ждать результатов реконструкции развязок, магистралей, введение комплексной схемы организации движения. Все эти инструменты еще пока не реализованы в полной мере», – отметил он.

Расширение территории платной парковки тем временем продолжается. Очередная его фаза, заявленная департаментом транспорта как точечная, охватывающая наиболее проблемные места, наступила 10 октября. С этого дня список зон с платной парковкой пополнился 95 улицами, преимущественно за пределами Третьего транспортного кольца.

В ЦОДД верят в то, что это поможет и дальше улучшать ситуацию на дорогах. Сотрудник центра привел пример «Москва-Сити», где после введения дифференцированного парковочного тарифа и реорганизации дорожного движения средняя скорость в часы пик выросла на 30%. По прогнозам ведомства, в зонах, которые охватило октябрьское расширение платной парковки, скорость транспорта в проблемных местах вырастет на 15%. «Как правило, в течение одного-двух месяцев идет процесс адаптации к новым правилам. Мы считаем, что по истечении этого времени жители смогут ощутить весомую разницу», – заявил представитель ЦОДД.

Евгений Багдасаров
Комментарии