branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«Порог рентабельности пройден». Как китайские марки выживают в кризис

Несмотря на падение продаж, китайские бренды говорят о дальнейшем расширении дилерской сети…
«Порог рентабельности пройден». Как китайские марки выживают в кризис
К следующему году по российским дорогам будет ездить более полумиллиона китайских автомобилей, считают аналитики агентства «Автостат». Тем не менее, продажи машин из Поднебесной снижаются уже второй год подряд. Китайские производители жалуются на отсутствие государственной поддержки, а аналитики предупреждают, что некоторые бренды могут в ближайшем будущем покинуть российский рынок.

В настоящее время парк китайских автомобилей насчитывает 481 600 единиц. Самые массовые марки — это Chery (145 000), Great Wall, (115 000), Lifan (100 200) и Geely (84 800). Четырем компаниям за 8-10 лет удалось закрепиться в России и стать лидерами сегмента. При этом крупнейший китайский автопроизводитель FAW выходил на российский рынок несколько раз и всегда терпел фиаско. В апреле компания в очередной сменила дистрибьютора легковых автомобилей.

«Lifan - небольшая частная компания и она вертикально структурирована, так что все согласования проходят быстро. FAW - это монстр, в котором решения принимаются путем многочисленных согласований», – рассказывает независимый эксперт по китайским автомобилям Евгений Межов.


«Порог рентабельности пройден». Как китайские марки выживают в кризис


Продажи китайских автомобилей в России начались в 2004 году с двух сотен пикапов Tianye Admiral, но уже в следующем году на российском рынке присутствовало четыре бренда из Китая, которые совокупно продали более 6 000 машин. К 2007 году продажи выросли до 54 029 машин, а количество брендов - до десяти. В 2008 году из-за кризиса «китайцы» просели на 38%, и 4 бренда ушли с рынка. В 2012 году компаний снова стало десять, а спустя два года – уже 12. В 2011 году продажи китайских автомобилей вышли на докризисный уровень, а в 2013-м достигли рекордных показателей – 102 389. При этом доля «китайцев» на рынке составила 3,7%. В 2014 году продажи пошли вниз и продолжили падение в 2015-м.

Однако даже основные китайские игроки в 2015 году испытывают проблемы со сбытом. Lifan и Geely за 9 месяцев удалось продать по 8 тыс. машин, снижение в сравнении с тем же периодом прошлого года составило 44 и 38% соответственно. Chery продала только 3874 автомобиля (-69%), а больше всех просел Great Wall - до 2979 машин (-79%). Причем, последний испытывает серьезные проблемы с поставками комплектующих на свой российский завод, из-за чего у дилеров нет новых внедорожников. Единственный производитель, оказавшийся в плюсе, это Brilliance, но его продажи исчезающе малы: 760 машин против 385 в прошлом году.

С начала года из-за падения курса рубля все бренды, в том числе и китайские, вынуждены были поднять цены на свои автомобили. Больше всего подорожали внедорожники Great Wall – на 10-31%. Автомобили Chery, по данным «Автостата», прибавили в цене 3-19%, Lifan – 6-13%. Geely увеличила цены на 2-8%, при этом компании удалось снизить стоимость своего бестселлера - седана Emgrand EC7 - на 4-8%.

«Мы увеличиваем ценники плавно, у нас нет перезагруженности складов и играть в ценовую борьбу нам не нужно. Те, кто установил низкие цены, вынуждены будут увеличить в конечном счете ценники в два раза и это будет шоковая ситуация», - рассказал корреспонденту Autonews.ru генеральный директор представительства Chery в России Геннадий Павлов.

Наибольшей популярностью на российском рынке пользуется кроссовер Lifan X60 – 5292 машины за девять месяцев. На втором месте Geely Emgrand EC7 – это самый популярный седан на российском рынке (3070 машин). Кроссовер Emgrand X7 на третьем месте с результатом 2813 штук. На четвертом месте внедорожники Great Wall H3/H5 (2414 машин по данным ИА «Автостат»).

Представитель Lifan отметил, что компании приходится поддерживать российский офис финансово для того, чтобы удержать цены на приемлемом уровне. Тем не менее, китайские автомобили пускай медленно, но продолжат дорожать.

«В целом говорить об инструментах дальнейшего снижения стоимости автомобилей на сегодняшний день не приходится, так как порог рентабельности давно уже пройден», – отметил генеральный директор Geely в России Игорь Овсянников.

По мнению китайских производителей, курс рубля – не единственная трудность в продвижении на российском рынке. Представители компаний жалуются, что несмотря на политическое сближение России и Китая, они лишены какой-либо государственной поддержки. Российские бестселлеры Lifan X60, Geely Emgrand и Great Wall H3/H5 выпускаются вне льготного режима промсборки. Завод Derways, который в настоящее время производит исключительно автомобили китайских брендов, приобрел соглашение о промсборке, но оно касается только коммерческих автомобилей. Эксперты знают случаи, когда подобные соглашения изменялись, но подчеркивают, что это должно быть согласовано с правительством. Пока же на китайские автомобили, даже выпущенные в России, не распространяются программы утилизации и льготного кредитования.

«Потребитель приходит в наш салон, для него делается запрос в банк по субсидированной ставке, но в 100% случаях приходит отказ под разными предлогами. Когда же мы обращаемся по стандартным программам, отказа нет», – объяснил ситуацию Павлов.

В таких обстоятельствах китайским компаниям приходится самостоятельно субсидировать льготные кредиты, а также привлекать клиентов увеличенной гарантией и выгодными сервисными акциями.

«Для Chery российский рынок интересен, вложено достаточно много средств и труда для того, чтобы создать то, что мы сейчас имеем», – заявил корреспонденту Autonews.ru Павлов.

Несмотря на падающие продажи, китайские производители не собираются покидать российский рынок. Они уже не стремятся открывать новые салоны, а стараются повысить качество обслуживания в существующих. Geely нацелилась на реструктуризацию своей дилерской сети, чтобы привести ее к единому стандарту и сделать максимально клиенториентированной. Lifan, в свою очередь, собрался переходить в России на монобрендовые салоны. Несколько новых моделей встанут на конвейер завода Derways. Несмотря на то, что Geely поставляет кроссовер Emgrand X7 с белорусского предприятия «Белджи», а Lifan строит собственный российский завод, компании заявляют о планах продолжать сотрудничество с предприятием в Черкесске. По словам Павлова, Chery связывает с «Дервейсом» надежды на увеличение локализации. В условиях низкого курса рубля локализация производства интересна китайским компаниям даже без льготных условий. Первый серьезный шаг сделал ульяновский завод BAW-RUS, который начал оснащать свои малотоннажные грузовики российскими моторами ЗМЗ. Благодаря этому удалось снизить валютную долю в их стоимости.

Компания Hawtai Motor для повторного захода на российский рынок решила заручиться поддержкой серьезного партнера – российского завода КамАЗ, на котором планируют выпускать китайские легковушки, в том числе кроссоверы.

Тем не менее, независимый эксперт Евгений Межов считает, что в скором времени список китайских брендов в России, наоборот, сократится.

«Работа в убыток противоречит китайской бизнес-философии. Многие компании остаются в России по инерции, так как все вопросы решаются долго и любые резкие изменения требуют согласований. В Китае эти согласования настолько многоступенчатые, что нам даже трудно это представить Я не исключаю, что процедура сворачивания или замораживания бизнеса по многим компаниям уже запущена, и с нового года мы не увидим многих. Lifan, например, останется в России потому, что для него это основной рынок сбыта. В Китае его автомобили не очень популярны и терять российскую долю для компании критично. Тогда как Changan поднялся на заказах для армии КНР и для него гипотетическая потеря такого рынка как Россия безболезненна», - отметил он.

Косвенно слова эксперта подтверждает решение Changan отложить строительство завода в Свердловской области. Скептически оценивает Межов и шансы новых игроков, планирующих выйти на российский рынок.

«Надо понимать, что в китайской бизнес-культуре заложено понятие подписания меморандумов о намерениях, которые потом никто не собирается выполнять. Поэтому ко всем громогласным заявлениям о строительстве заводов на 100-150 тыс. автомобилей нужно относиться спокойно», – рассказал Межов.

Евгений Багдасаров