Autonews
Статьи

Большие аварии и разбитые барьеры. Как Гран-при России стал интересным

На Сочи Автодроме гонщики обгоняли, скользили, ошибались, и в итоге устроили пять зрелищных аварий...
Большие аварии и разбитые барьеры. Как Гран-при России стал интересным
Большие аварии и разбитые барьеры. Как Гран-при России стал интересным
Второй этап Формулы-1 на Сочи Автодроме получился в разы интереснее первого. Год назад единственной интригой Гран-при России было то, как быстро Нико Росберг вернется на второе место после ошибки на старте. На сей раз ошибался не только Росберг: за уикенд в Сочи пилоты устроили столько аварий, что организаторам приходилось ежедневно чинить разрушенные барьеры, эвакуировать разбитые автомобили и подбирать разбросанные по трассе запчасти.


За год трасса не изменилась, но качество шоу возросло многократно. Разозлить пилотов помогли сразу три фактора. Во-первых, монопольный поставщик покрышек для Формулы-1 компания Pirelli привезла в Сочи более мягкую резину. Если год назад пилоты без проблем преодолевали всю дистанцию с одним пит-стопом, то теперь при аналогичной тактике спортсменам приходилось экономить покрышки: износ резины сделал борьбу острее, а обгоны – легче.

Во-вторых, пилотам помешала погода. Год назад сочинское солнце позволило участникам идеально подготовиться к этапу и заранее подобрать необходимые настройки. На сей раз над Сочи шел дождь. Осадки испортили спортсменам первый тренировочный день и заставили команды ориентироваться по ситуации – нет ничего лучше для шоу, чем переменчивая погода и неравномерная подготовка пилотов к этапу.

Наконец, гонке в России помог асфальт. «Нефтяные масла из верхнего слоя асфальта никуда не делись – хотя обычно они испаряются ко второму Гран-при. Мы видели это на этапе в США, но не здесь: в Сочи довольно странное дорожное покрытие», – объяснил пилот команды Red Bull Racing Дэниел Риккардо. Это значит, что Сочи Автодром остался таким же скользким, как в 2014 году. Иными словами, чересчур оптимистичных гонщиков легко срывало с недостаточно прорезиненной траектории – и фанаты получали новую порцию раскрошенных болидов и оторванных колес.

Авария 1 и 4: Сайнс попадает в больницу


Пожалуй, самая зрелищная авария сочинского уикенда произошла до старта гонки. В третьей сессии свободных заездов в субботу, 10 октября, с управлением не справился Карлос Сайнс. На подходе к 13-му повороту Toro Rosso испанца задел поребрик, чиркнул о стену и на скорости 309 км/ч отправился в заграждение: в момент удара нагрузка на пилота составила 46g.

Гонщика доставили в больницу: на месте выяснилось, что Карлос не получил даже легкого сотрясения мозга. Барьер пострадал намного сильнее – чтобы восстановить заграждение к началу квалификации, организаторам даже пришлось отменить заезд юниорского первенства GP3.

После обязательных проверок врачи выписали Сайнса и даже разрешили ему выступить в воскресной гонке – только для того, чтобы спортсмен завершил уикенд в том же самом 13-м повороте. В день гонки Сайнс рвал и метал, совершил несколько зрелищных обгонов, прорвался в середину пелотона, но в итоге все равно врезался в стену. «Мы уже стали друзьями с барьером в 13-м повороте», – мрачно пошутил Карлос. Из-за удара задней частью машины у болида отвалилось заднее антикрыло. Гонку не остановили, что не помешало отчаянному маршалу выбежать на трассу и унести деталь с собой: появления пейс-кара удалось избежать.

Авария 2: завал на старте


Если бы автомобиль безопасности выехал на трассу после аварии Сайнса, это было бы уже третье появление пейс-кара в Гран-при России. В первый раз машина безопасности возглавила пелотон на втором круге – гонщиков собрали после того, как Маркус Эрикссон чуть не оседлал машину Нико Хюлькенберга. Пилот Force India заскользил и развернулся в начале дуги вскоре после старта. Всем преследователям пришлось в спешном порядке объезжать замерший автомобиль немецкого гонщика – с задачей не справились Эрикссон и Ферстаппен. Макс пробил покрышку и погнул колесный диск, Маркус остался на двух правых колесах.

И если Ферстаппеен продолжил гонку, то пилоту Sauber пришлось сойти. Вскоре к списку сошедших присоединился Нико Росберг. Представитель команды Mercedes AMG проводил свой самый сильный уикенд в сезоне: Росберг смотрелся быстрее Хэмилтона во всех сегментах квалификации, взял поул-позицию и на старте уверенно уехал вперед. Увы, заклинившая педаль тормоза не позволила спортсмену конвертировать свою скорость в победу: вначале Росберг пропустил пару соперников, а затем просто завернул в боксы – ехать по Сочи Автодрому с неисправными тормозами не хотел никто.



Поломка Росберга привела к неожиданной перестановке в общем зачете. На протяжении сезона Нико выбывал из гонок столько раз, что по итогам 15 этапа уступил вторую строчку в общем зачете: в борьбе за вице-чемпионское звание его опередил Себастьян Феттель на Ferrari. На этапе в Сочи четырехкратный чемпион мира занял второе место.

Авария 3: загадочный вылет Гросжана


Пилот команды Lotus Роман Гросжан оказался единственным, кто решился на пит-стоп под желтыми флагами в начале гонки. Такая тактика могла привести к неожиданным результатам на финальных кругах, но француз не стал дожидаться клетчатого флага и разбил машину в первой половине заезда. Причины аварии до сих пор не обнародованы – Гросжан лишь признался, что в момент вылета скрестил руки на груди и зажмурился.

Столкновение выглядело страшно: от шасси Lotus брызгами разлетелись осколки деталей, а сам удар оказался настоящим испытанием на прочность для барьеров TecPro. В заграждении возникли дыры – предприимчивые маршалы заклеили отверстия скотчем. После предыдущих аварий комиссары Гран-при России не боялись уже ничего: вместе с Гросжаном и Сайнсом барьеры с завидным упорством крушили пилоты молодежных серий GP2 и GP3. Сочи Автодром устоял: на Гран-при России трасса прошла неплохую проверку на прочность.

Авария 5: Райкконен таранит Боттаса


К концу гонки пилоты уже не могли жаловаться на скользкий асфальт, но Райкконен с Боттасом все равно устроили зрелищную аварию на последнем круге дистанции. Финские пилоты боролись между собой с первых кругов: Боттас лучше квалифицировался, но Кими прошел его на первом круге. На рестарте Вальттери отыграл позицию – а затем долго удерживал соотечественника позади.

В заключительной фазе гонки дуэлянты вместе приблизились к Серхио Пересу на Force India. За счет смелой тактики раннего пит-стопа мексиканец оказался непривычно высоко: за пять кругов до финиша спортсмен занимал третье место. И Боттас, и Райкконен имели преимущество более свежих шин: после непродолжительной борьбы финны прошли Переса и схлестнулись между собой. Вальттери был впереди, но Кими с этим не согласился: на торможении пилот Ferrari попробовал протиснуться мимо соотечественника по внутренней траектории, заблокировал тормоза и въехал сопернику в бок. Для Боттаса гонка закончилась сразу: протараненный Williams так и остался стоять на обочине трассы. Райкконен гонку продолжил, но уже за спиной Переса. После финиша судьи сочли Кими виноватым в инциденте и прибавили к его результату 30 секунд - так Райкконен оказался на восьмой позиции в итоговом протоколе.

Тем временем Перес принес Force India первый подиум в сезоне. В закрытом парке механики качали Серхио на руках, пели ему песни и даже выдали огромный мексиканский флаг – такого результата в Сочи от гонщика точно не ждали. После финиша Перес назвал Гран-при России лучшим моментом в своей карьере.

Без аварий: дежурный победитель


Победу в гонке предсказуемо одержал Льюис Хэмилтон: в отсутствие Росберга в пелотоне не нашлось гонщика, который смог бы сравниться с ним в чистой скорости. Феттель финишировал вторым, Даниил Квят стал пятым – отличный результат, если посмотреть на положение других пилотов на моторах Renault. Напарник Квята Дэниел Риккардо сошел с дистанции по техническим причинам, Макс Ферстаппен остался десятым, Карлос Сайнс до финиша не добрался.

Похоже, у Сочи Автодрома появился первый любимчик: из двух гонок на адлерской трассе Хэмилтон выиграл обе. На пьедестале почета чемпиона поцеловал Владимир Путин, после чего Хэмилтон облил шампанским президента России. Любопытно, что во время церемонии награждения Льюис с явным удвольствием примерил призовую ушанку: колоритные шапки выдали всем призерам в память о гонке в России.

В следующем году Гран-при переедет на май. Это значит, что непредсказуемых элементов в подготовке к заезду станет еще больше. На второй год существования Сочи Автодром доказал: несмотря на близость стен и не самую широкую трассу, Гран-при России может быть интересным. Главное – вовремя чинить барьеры.




Антон Погорельский, специально для Autonews.ru
Фото: AP Images, Global Look Press