Перезапуск проекта при поддержке Volvo
Autonews
Перезапуск проекта
при поддержке Volvo
Статьи

Назад в 2011-й. Почему Mercedes AMG проиграл Гран-при Сингапура

Лидирующая команда чемпионата заняла четвертое место, а победу праздновал Себастьян Феттель на Ferrari...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Назад в 2011-й. Почему Mercedes AMG проиграл Гран-при Сингапура
Назад в 2011-й. Почему Mercedes AMG проиграл Гран-при Сингапура 
Команду Mercedes AMG возможно победить в равной борьбе. Это главный вывод и главное событие ночного Гран-при Сингапура – 13-го этапа Формулы-1 сезона-2015. На временной трассе, проложенной по обычным городским улицам, привычные фавориты из коллектива Mercedes AMG впервые в сезоне оказались заведомо медленнее своих соперников. Опередить лидеров чемпионата смогли не только пилоты Ferrari, но даже представители Red Bull Racing – команды, которая беспрестанно жалуется на горящие моторы Renault и даже угрожает покинуть чемпионат мира.

В тот момент, когда лидер сезона Льюис Хэмилтон начал собирать «Большие шлемы», а главной темой для разговоров стали его будущие рекорды, поражение «Серебряных стрел» стало настоящим форс-мажором. Гран-при Сингапура-2015 словно перенес зрителей на четыре года назад, когда в таком же легком и непринужденном стиле одну гонку за другой выигрывал Себастьян Феттель. В тот момент немец пилотировал Red Bull, теперь он управлял Ferrari, но результат от этого не изменился: поул-позиция, лидирование от старта до финиша и уверенная победа - уже третья для Ferrari и Феттеля в этом сезоне.

Что случилось с «Мерседесом»


Пилоты Mercedes AMG начали отставать еще в тренировках. Быстрейшие времена на свободных заездах устанавливали Даниил Квят и Себастьян Феттель – в тот момент казалось, что в Merecedes AMG скрывают свой истинный темп, а в квалификации Хэмилтон с Росбергом обязательно вернутся на вершину. Вместо этого к третьему сегменту квалификации отставание гонщиков Mercedes AMG от Себастьяна Феттеля достигло неприличных полутора секунд – это не просто преимущество, это полное уничтожение соперников Ferrari.

В чемпионском коллективе так и не нашли объяснение своему проигрышу. Льюис Хэмилтон кивал на характеристики шин, в команде говорили о неправильных настройках – а Ferrari и Red Bull Racing просто ехали быстрее. В Сингапуре у Mercedes AMG прервалось сразу несколько рекордных серий – по поул-позициям, победам и даже подиумам подряд. На финише лучший «Мерседес» Нико Росберга оказался четвертым, его напарник Льюис Хэмилтон и вовсе сошел с дистанции. На 27-м круге у британца перестала полностью нажиматься педаль газа. Без выхода двигателя на максимальные обороты британец начал терять темп и шесть кругов спустя уже пропускал Manor Marussia в очной борьбе за 17 позицию. Удаленно реанимировать засбоивший болид у инженеров не получилось, и чемпиона зазвали в боксы – это первый сход Хэмилтона за весь сезон.

Похоже, на относительно медленной и нетребовательной к моторам трассе в Сингапуре преимущество мощного двигателя Mercedes-Benz сошло на нет. На первый план вышла аэродинамическая эффективность шасси и уровень прижимной силы – ровно те компоненты, которыми всегда славилась Red Bull Racing. На сей раз к «Красным быкам» присоединились «Гарцующие жеребцы» Scuderia Ferrari – в итоге четыре болида разыграли победу между собой.

Учебник доминирования


Дэниел Риккардо всерьез рассчитывал на победу. На абразивном асфальте Сингапура шасси Red Bull Racing более бережно обращалось с шинами, чем это делала машина Ferrari, а значит, в конце каждого отрезка на изношенной резине австралиец мог вплотную подбираться к лидировавшему Себастьяну Феттелю на SF15-T. Расчет не оправдался. Если напарник Феттеля Кими Райкконен действительно отставал от Риккардо, когда тот включал свой персональный «турбо-режим», то Себастьян словно игнорировал любые усилия оппонента. Как бы ни старался Дэниел нагнать бывшего партнера по команде, Феттель неизменно прибавлял темп и уезжал вперед.

Выступление Феттеля напомнило болельщикам его лучшие сезоны в Формуле-1 – чемпионаты 2011 и 2013 годов. В своем фирменном стиле Себ начал гонку с создания максимального задела – только на первом круге представитель Ferrari привез Риккардо три секунды. После такого спринта Феттель успокоился и принялся экономить ресурс покрышек. В какой-то момент Риккардо даже сократил отставание, но тут на трассу выехал автомобиль безопасности – очень вовремя для Феттеля и не вовремя для его конкурентов.

Два пейс-кара по ходу заезда позволили Себастьяну так аккуратно выбрать интервал для смены резины, что даже во время пит-стопов Феттеля никто не опережал: пилот Ferrari пролидировал в Гран-при Сингапура от старта до самого финиша. Риккардо финишировал вторым, еще одна Ferrari Кими Райкконена замкнула призовую тройку. Со вторым Red Bull Racing под управлением Даниила Квята все было несколько сложнее.

Пейс-кары против Квята


В группе лидеров уфимский гонщик менял резину раньше всех. В теории такой подход позволяет отыграть время за счет использования более свежих покрышек – но только если речь не идет о Сингапуре, каждая гонка в котором сопровождается появлением автомобиля безопасности. Невеселая статистика давала 100-процентную вероятность пейс-кара: за семь предыдущих гонок машина безопасности выезжала на трассу 10 раз. Гран-при-2015 добавил в историю еще два пейс-кара – и оба раза он выезжал аккурат после пит-стопа Квята.



Это означало, что пока соперники россиянина экономили время на пит-стопах, Квяту приходилось ехать в медленном темпе и никого не обгонять. Так, в первой нейтрализации гонки Даниил пропустил двух пилотов Mercedes AMG, во второй – Вальттери Боттаса на Williams. Нагнать соперников Квят так и не смог: на финише Даниил занял шестое место. «Какая же невероятная удача с этими *** (нехорошими – прим. Autonews.ru) пейс-карами», – отреагировал пилот по радио. Теперь уфимец проигрывает своему партнеру по команде семь очков – а ведь совсем недавно Квят опережал его на три очка.

Человек на трассе


Причиной первого пейс-кара стало столкновение Фелипе Массы и Нико Хюлькенберга. Бразилец выезжал из боксов после пит-стопа, когда мимо него проезжал пилот Force India. В третьем повороте Масса оказался на внутренней траектории, но его соперник не пожелал оставить Фелипе место для маневра: Хюлькенберг тут же получил пинок в правый борт. Force India подлетела и отправилась в стену, Фелипе Масса гонку продолжил. За провокацию аварии Нико наказали потерей трех мест на старте следующей гонки Формулы-1.

Второе появление машины безопасности стало куда менее тривиальным: пейс-кар выехал на трассу после того, как прямо по автодрому пошел человек в шортах и шлепанцах. Откуда взялся непрошеный гость на оцепленной со всех сторон трассе для Формулы-1, до сих пор неясно. Впрочем, реальной опасности для пилотов он не представлял, так как всего лишь неспешно прогуливался по внутренней кромке трассы вдали от гоночной траектории.

При виде первого же «окошка» для маршалов, которые эвакуируют поврежденные болиды, человек впрыгнул в отверстие и покинул трассу – к тому моменту дирекция гонки только успела анонсировать выезд автомобиля безопасности. Самого пейс-кара на трассе еще не было. Исчезновение гостя не помешало организаторам все-таки выпустить машину безопасности во второй раз. Что стало с непрошеным визитером и как он оказался внутри автодрома, на момент написания статьи остается неизвестным.

Не стартовать, но набрать очки


За спинами лидеров чудеса творил Макс Ферстаппен. Для начала голландец заглох на старте: другие пилоты чудом увернулись от застрявшего болида, после чего автомобиль голландца оттолкали в боксы. Там инженеры Toro Rosso завели машину и вернули Макса в борьбу – на тот момент не стартовавший в гонке Ферстаппен проигрывал всему пелотону больше полутора кругов. Здесь и начался большой прорыв.

Первый пейс-кар позволил Максу вернуться в один круг с лидерами. Второй – вклиниться в борьбу за позиции. А дальше началось форменное безумие. На скромной Toro Rosso голландец ехал быстрее лидеров чемпионата из Mercedes AMG, устанавливал лучшие круги и опережал соперников в совершенно необгонных местах: обгоны Гросжана и Мальдонадо можно показывать начинающим гонщикам в качестве примера того, как нужно расшатывать оборону соперников.

Под конец дистанции быстрее Ферстаппена ехали только Феттель с Риккардо – а Макс уже наседал на Серхио Переса в борьбе за седьмую позицию. В этот момент в ушах пилота прозвучал приказ «пропустить напарника». Партнер Ферстаппена Карлос Сайнс действительно ехал сразу позади него, а большую часть гонки провел далеко впереди Макса просто из-за того, что не глох на старте. Тем не менее, найти логичное объяснение такому приказу довольно сложно: в команде подумали, что за счет более свежих шин Сайнс сможет лучше справиться с впереди идущим Пересом.

Ферстаппен отказался. Приказ повторили. Макс перестал отвечать. На финише голландец остался на восьмой позиции, его товарищ по Toro Rosso стал девятым. «По ходу сезона я пропускал Макса три раза. Он меня – никогда», – заявил Сайнс. «Отец сказал, что врезал бы мне по яйцам, если бы я отдал позицию», – ответил Ферстаппен. Напоминаем: отец Макса Йос Ферстаппен провел в Формуле-1 сотню Гран-при и был напарником Михаэля Шумахера. Самому Максу 17. Он всего лишь слушается родителей.

Метро убивает коробки передач


Помимо необычного антуража, небоскребов на заднем плане и сверхяркого искусственного освещения Гран-при Сингапура ассоциируется у участников чемпионата со станциями метро. Дело в том,что под одним из поворотов проходит линия подземного электротранспорта, электромагнитные волны от которого приводят к сбоям в работе радио и даже могут повредить коробку передач. Команды Формулы-1 специально экранировали отдельные узлы от влияния сингапурской подземки, однако спасло это не всех.

По ходу заезда коробка передач соскакивала в нейтральное положение у Сайнса и Массы. В случае с последним поломка привела к сходу с дистанции, агрегат Карлоса удалось перезагрузить. Из-за поломки коробки передач сошел и Фернандо Алонсо на McLaren. Его напарник Дженсон Баттон неисправностей избежал, но команда все равно приказала ему досрочно закончить гонку, чтобы сэкономить ресурс коробки.

Следующая гонка Формулы-1 состоится на трассе Сузука через неделю: после экваториального Сингапура чемпионат мира отправится на север, в Японию.




Антон Погорельский, специально для Autonews.ru
Фото: Global Look Press