Перезапуск проекта при поддержке Volvo
Autonews
Перезапуск проекта
при поддержке Volvo
Статьи

«Скандал с Volkswagen – только верхушка айсберга»

В чем провинились автомобили VW перед экологами, почему Винтеркорн ушел в отставку и могут ли попасть в ту же ситуацию другие автокомпании...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
«Скандал с Volkswagen – только верхушка айсберга»
«Скандал с Volkswagen – только верхушка айсберга» 
Глава группы Volkswagen Мартин Винтеркорн, один из наиболее авторитетных менеджеров автопрома последних лет, подал в отставку из-за экологического скандала в США вокруг дизельных автомобилей концерна, программное обеспечение которых позволяло в десятки раз занижать показатели выброса вредных веществ. За «Дизельгейтом» на американском рынке пристально следят экологи в Европе, где принципы тестирования машин на выбросы в атмосферу отличаются от американских. В европейской ассоциации Transport & Environment, которая занимается контролем влияния транспорта на окружающую среду, утверждают, что данные занижают и другие производители, а скандал с Volkswagen - это только начало.


«Мы полностью облажались»

2015 год для Мартина Винтеркорна, который регулярно входил в список самых влиятельных людей мира по версии Forbes, начинался замечательно. В первом полугодии концерн обогнал своего главного соперника Toyota Motor по продажам автомобилей и максимально приблизился к тому, чтобы выполнить поставленную задачу (стать крупнейшим мировым автопроизводителем) значительно раньше, чем в 2018 г., как планировалось. Но 18 сентября прозвучало заявление от американского Агентства по охране окружающей среды (EPA), после чего Volkswagen оказался в эпицентре такого скандала, что руководитель североамериканского подразделения компании Volkswagen USA Михаэль Хорн вынужден был проговорить со сцены в микрофон: «Мы полностью облажались».

Стоимость акций немецкого концерна за два дня упала со 162 до 106 долларов – так быстро они еще не дешевели никогда. А 23 сентября Мартин Винтеркорн заявил об уходе и взял всю ответственность на себя: «Конечно, как руководитель концерна я чувствую всю ответственность за те нарушения, которые были допущены в наших дизельных моторах. Я сразу согласился с просьбой наблюдательного совета Volkswagen покинуть пост. Все это происходит исключительно в интересах компании, но я до сих пор не уверен, что с моей стороны были допущены какие-то ошибки».


Причиной одной из самых громких отставок в истории автопрома стали тесты дизельных Jetta и Passat, проведенные некоммерческой организацией International Council on Clean Transport (ICCT). Автомобили проверили двумя способами: стандартным - в лаборатории и при езде по обычной дороге. Во втором случае оказалось, что результат некоторых машин превосходил лабораторные данные (и разрешенную норму выброса) в 30-40 раз. ICCT отправила данные в EPA, которая начала расследование и в итоге получила от Volkswagen признание. В концерне устанавливали на дизельные автомобили специальный блок управления, который во время экологических тестов переводил мотор в специальный щадящий режим работы с минимальными выбросами вредных веществ в атмосферу. После того, как считывающую аппаратуру отключали, электроника самостоятельно меняла настройки, в результате чего повышалась мощность двигателя и, соответственно, в разы увеличивались выбросы.

Возможным преемником Мартина Винтеркорна все чаще называют Маттиаса Мюллера, который в 2010 г. возглавил Porsche. Позже он получил место в наблюдательном совете концерна Volkswagen. Когда у Винтеркорна разгорелся конфликт с главой наблюдательного совета и его предшественником Фердинандом Пиехом, Мюллер поддерживал последнего и уже тогда мог стать главой Volkswagen. Среди заслуг Мюллера немецкие СМИ выделяют значительный рост продаж Porsche в последние годы. В 2013 году компания продала 162 тыс. автомобилей (рост на 15% по отношению к предыдущему году), а в 2014 году — 190 тыс. (+17%).

Изначально речь шла об одном моторе – 2,0 TDI, который устанавливался на четыре Volkswagen (Jetta, Beetle и Golf, выпущенные в период с 2009 по 2015 гг., и Passat 2014 и 2015 гг. выпуска) и одну Audi (A3, с 2009 по 2015 год). В общей сложности под подозрение попало более 480 тыс. автомобилей, реализованных на американском рынке. Всего же машин с таким двигателем в мире было реализовано порядка 11 миллионов. Однако позже руководитель The Detroit News Дэвид Шепардсон в своем twitter-аккаунте сообщил, что под подозрение экологов попали модели с еще одним дизелем – 3,0 TDI (устанавливается на Porsche Cayenne, а также на Audi A6, A7, A8 и Q5).

«Разница между тестовыми значениями и показателями в условиях реальной эксплуатации была зафиксирована исключительно в двигателях типа ЕА 189, установленных на порядка  11 миллионов автомобилей во всем мире. Volkswagen активно работает над тем, чтобы устранить эти различия путем принятия необходимых технических мер. В связи с этим  компания взаимодействует с соответствующими государственными органами и Федеральным автомобильным управлением Германии», - говорится в официальном заявлении Volkswagen по поводу сложившейся ситуации.

В компании также признали, что указанное программное обеспечение используется также в других автомобилях концерна с дизельными двигателями, но, согласно заявлению VW, «в большинстве этих двигателей данное программное обеспечение не оказывает никакого влияния на их работу».

Что будет в Европе


В европейских странах дизельные двигатели значительно более популярны, чем в США, и там внимательно наблюдают за сложившейся ситуацией. Бывший советник правительства Англии, член руководства экологической ассоциации Transport & Environment Грег Арчер уверен, что следом за Volkswagen будут названы и другие производители со схожими нарушениями. «Данные свидетельствуют о том, что уже в ближайшие несколько месяцев немцы не останутся единственным автопроизводителем, вынужденным приносить свои извинения всему миру. Это только начало, судьба Volkswagen ждет и других. Скорее всего, очень скоро будут найдены и другие компании, которые использовали некие приспособления для того, чтобы пройти тесты», - заявил Арчер корреспонденту Autonews.ru.



Во время лабораторных испытаний производители нередко прибегают к различным хитростям, убежден собеседник Autonews.ru. Например, заряжают аккумулятор перед тестами, отнимают 4% погрешности от результатов, используют неправильные настройки оборудования для увеличения инерции автомобилей. «Да, они признаются, что это трюки, но называют их «законной гибкостью» в отношении устаревших тестов», - отметил эксперт.

По его словам, и Transport & Environment, и другие экологи давно подозревают о наличии «жучков» в современных машинах, как было в случае с Volkswagen. «Дизельная Audi A8, которую мы проверили в Европе, выбрасывала в атмосферу в 21,9 раз больше положенного оксида азота, BMW X3 – в 9,9 раз, Opel Zafira – в 9,5 раз, Citroen C4 Picasso – в 5,1 раза. Между тем, все эти машины прошли обязательный тест без проблем», - утверждает Арчер.


Согласно приведенным им данным, в испытаниях на выброс CO2 на дороге почти каждая модель Mercedes выдает результат на 50% хуже, чем при лабораторных тестах. BMW X5 и Peugeot 308 в реальных условиях тоже выбрасывают в атмосферу на 50% больше CO2, чем в лаборатории. «Практически в каждой новой модели, которая выходит на рынок, есть разрыв между дорожными показателями и лабораторными. Европейская система тестов намного менее независимая и надежная, чем в США, где 10-15% новых моделей проходят повторное тестирование в собственных лабораториях американских властей. В Европе автопроизводители платят сертифицированным организациям, чтобы те проводили испытания в собственных лабораториях», - говорит Арчер.

Руководитель Союза производителей и продавцов автомобилей Великобритании Майк Хоуз в беседе с корреспондентом Autonews.ru признал, что в ЕС работает принципиально другая система тестов автомобилей, чем в США, но заявил, что все европейские тесты выполняются в строгих условиях, как того требует законодательство, и отслеживаются независимыми агентствами, нанятыми государством.


«Нет никаких доказательств того, что производители обманывают тесты. Автомобили на испытания выбираются случайно и это должны быть обычные модели, сертифицированные соответствующим органом. В случае Великобритании это Агентство сертификации транспортных средств, которое подчиняется департаменту транспорта. Индустрия признает, впрочем, что текущий формат испытаний является устаревшим и стремится достичь соглашения с Европейской комиссией о новых тестах на выбросы, которые охватывали бы все новые технологии и были бы больше сосредоточены на дорожных условиях», - рассказал Хоуз.

В свою очередь, Арчер предлагает создать независимый центр, финансирование которого будет проходить по особой схеме: «С каждого проданного транспортного средства 20 евро будет уходить в этот центр. Это будет очень экономически эффективно – напомню, в прошлом году более 500 000 человек умерли раньше времени из-за загрязнения атмосферы в Европе. Многие - именно из-за того, что дизели выбрасывают слишком много оксида азота. Стоимость всего этого ущерба почти триллион евро. Скандал с Volkswagen – это только верхушка айсберга, и Еврокомиссии нужно заняться решением этой проблемы».

Чем заплатит Volkswagen


Volkswagen, как минимум, должен будет понести финансовое наказание за те 482 000 автомобилей, которые были проданы в Америке. Сумма штрафа может составить до 18 млрд долларов, то есть около 37,5 тыс. долларов за каждый автомобиль, не считая выплат по возможным судебным искам от их владельцев. Эта сумма может увеличиться в разы: о своем намерении проверить автомобили Volkswagen на соответствие нормам выбросов уже высказались власти Австралии, Южной Кореи, Италии, Германии и Франции.

Компания уже подтвердила, что зарезервировала в третьем квартале текущего года около 6,5 млрд евро на покрытие издержек, связанных со скандалом, и добавила, что финансовые результаты концерна по итогам 2015 г. будут скорректированы. Таким образом, Volkswagen может уже в ближайшее время показать серьезный убыток - для сравнения, по итогам 2014 г. его чистая прибыль составила 10,85 млрд долларов. Это значит, что могут быть значительно скорректированы планы по разработке новых моделей концерна и внедрению новых технологий. Впрочем, на сегодняшний день у руководства немецкого концерна есть более важная задача. «Высшей целью правления концерна остается восстановление потерянного доверия», - говорится в заявлении правления Volkswagen AG.

Николай Загвоздкин, Роман Фарботко
Фото: Global Look Press, Volkswagen