Autonews
Статьи

Умная гонка. Формула-1 провела идеальный Гран-при в Японии

Пилоты устроили праздник обгонов, а болельщики забыли о том, кто одержал победу…
Умная гонка. Формула-1 провела идеальный Гран-при в Японии
Умная гонка. Формула-1 провела идеальный Гран-при в Японии
Поклонники Формулы-1 хотят всего и сразу. Болельщикам нужны обгоны – иначе гонка превращается в скучную процессию, и перед экраном засыпает даже самый преданный фанат. Обгоны должны быть сложными: если один пилот играючи проходит другого, удовольствие не получает ни спортсмен, ни зритель. Обгоны не должны получаться всегда – иначе теряется ценность маневра, а за опережениями перестают следить. Некоторые обгоны должны происходить на пит-стопах: в этом дух Формулы-1 прошлого и смысл пит-стопов как таковых. Нельзя проводить все обгоны на пит-стопах – тогда гонки станут слишком предсказуемыми.

Все это реальные примеры того, чего требуют болельщики Формулы-1 от чемпионата мира. Кажется, удовлетворить все запросы невозможно – подчас фанаты хотят взаимоисключающих вещей. Тем не менее, на Гран-при Японии-2015 Формула-1 превзошла ожидания самых придирчивых поклонников автоспорта. На трассе Сузука пилоты обгоняли, защищались, боролись колесо в колесо, ошибались и совершали судьбоносные пит-стопы. Похоже, в нынешнем сезоне появился третий претендент на звание лучшей гонки чемпионата. Вместе с грандиозным Гран-при Великобритании и непредсказуемым Гран-при Венгрии этап в Японии войдет в список самых зрелищных событий уходящего года.

Обгон года


Такие маневры сохраняют в коллекцию, пересматривают в межсезонье и показывают друзьям. Пятый круг Гран-при Японии Фелипе Наср и Макс Ферстаппен начали с борьбы между собой, затем догнали Дженосна Баттона, взяли чемпиона мира в клещи, а потом не сговариваясь опередили его с разных сторон – и все это за короткую прямую и два поворота первого сектора. Два дебютанта этого сезона играючи опередили чемпиона на одной из сложнейших трасс сезона – пожалуй, это лучшая иллюстрация Гран-при Японии-2015.

Уникальность маневра не только в том, что в Формуле-1 не принято заходить в повороты втроем. Обгон ценен тем, что Наср рванулся мимо Баттона по внешней стороне, находясь под атаками Ферстаппена – а Макс не стушевался и пролез на внутреннюю траекторию. Все это происходило на предельно узком участке в «раскрывающемся» вираже номер один – максимально сложном участке, требующем абсолютной концентрации даже при прохождении в одиночестве. Его особенность – это необходимость доворачивать колеса прямо по ходу движения, в результате чего процесс торможения и ускорения становится нелинейным, а стабилизация машины превращается в настоящее укрощение болида, который норовит соскочить с траектории. И никаких компромиссов в виде асфальтовой ловушки безопасности: при вылете за пределы трассы пилот попадает в недружелюбный гравий, застрять в котором проще простого.


Сузука – настоящая трасса старой школы. Узкая дорога, необычные повороты с переменным радиусом, маленькие и неудобные зоны вылета. Даже привычная зона DRS здесь имеет минимальную длину – автодром предназначен не для искусственных опережений, а для позиционной борьбы без помощников вроде «умного» антикрыла. Коварная Сузука сама провоцирует «умную» борьбу – достаточно просто выпустить на асфальт правильных гонщиков.

Все хотят на 12 место

Мало кто мог подумать, но «правильным» гонщиком оказался Маркус Эрикссон – человек с репутацией безнадежного денежного мешка, который прожигает спонсорские деньги почем зря. На этапе в Японии шведский гонщик показал свой лучший пилотаж в сезоне. За рулем Sauber, заведомо уступающего более быстрым болидам, Эрикссон долго удерживал за собой плотную группу преследователей – как в середине, так и в конце гонки.


В финальной фазе Гран-при Японии на героическую оборону Эрикссоном 12 места в итоговом протоколе переключилось все внимание болельщиков. Маркус отчаянно экономил изношенную резину, при этом стараясь не пропустить более быстрых соперников. С 39-го круга за спиной Эрикссона собралась плотная группа: на Маркуса наседали Перес, Баттон, Квят, а затем и Риккардо. Преследователи несколько раз менялись местами между собой, но лишь спустя 11 кругов отчаянной защиты позицию сдал Эрикссон: на выходе из поворота «Ложка» шведа опередил Серхио Перес.

Обгон Даниила Квята получился не менее зрелищным. После того, как Даниил так и не смог раскачать железобетонную оборону Эрикссона, россиянин пошел в обход: вместо прямой атаки уфимец пристроился в кильватере Кими Райкконена, который опережал дуэлянтов на круг. Хитрость сработала: пропуская чемпиона мира, Маркус замедлился сильнее обычного, и спрятавшийся за Райкконеном Квят успел поравняться со шведом в повороте Casio. Два пилота прошли вираж в миллиметрах друг от друга – а когда поворот закончился, Даниил оказался впереди конкурента.

Самая разрушительная авария Квята


За свою карьеру в гонках с открытыми колесами Даниил Квят ни разу не попадал в по-настоящему серьезную аварию. На Гран-при Японии россиянин устранил это упущение. В финальном сегменте квалификации Даниил слишком широко атаковал поребрик, зацепил колесами траву и мгновенно отправился в полет вокруг своей оси. Удар об отбойник оказался столь сильным, что у болида Red Bull Racing оторвало все левые колеса, а само шасси пошло под списание: перед гонкой Квяту не просто сменили двигатель, но построили полностью новую машину из запасных агрегатов.

По правилам Формулы-1 Даниилу пришлось начинать гонку с пит-лейна. По ходу заезда Квят прорвался на 13 место несмотря на постоянные проблемы на торможениях: тормозная система то и дело отказывалась выполнять свои функции, что вынуждало Квята «квадартить» резину. Несмотря на скромный результат, Гран-при Японии стоит признать одним из самых успешных этапов для российского гонщика: в сложных условиях уфимец умудрился не просто дотащить машину до финиша, но даже бороться с конкурентами и совершать обгоны.

Ферстаппен. Восхождение


Когда-нибудь про Макса Ферстаппена снимут голливудский фильм. В этом фильме будет все, что любит массовый зритель: уязвимое положение героя, критика от старожилов, преодоление себя и обстоятельств, и, конечно же, яростная победа над антагонистом. Первая часть будущей трилогии должна рассказывать о ранних годах Ферстаппена в Формуле-1 и называться «Восхождение» - для этого сценаристам будет достаточно взять истории настоящих Гран-при сезона-2015. Для преодоления обстоятельств вполне сгодится японский инцидент в квалификации, когда на машине голландца в очередной раз отказал мотор Renault.

В свои 17 лет Макс Ферстаппен завоевывает болельщиков быстрее, чем иные признанные чемпионы, а за его контрактом уже охотится Ferrari. Сам спортсмен остается совершенно безбашенным пилотом, которому ничего не стоит пройти опаснейший поворот 130R по траве. 13 лет назад здесь едва не погиб пилот Toyota Аллан МакНиш – а на 21-м круге Гран-при Японии-2015 дебютант Формулы-1 находит возможность расстаться с асфальтом на скорости за 300 км/ч при перегрузке в 4g. А потом собраться с силами и «дожать» соперников – сперва двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо, а потом и собственного напарника Карлоса Сайнса. За 19 кругов Макс отыграл 25 секунд отставания от партнера по команде – и в итоге финишировал девятым.

Все забыли про лидеров


За перипетиями борьбы в глубине пелотона зрители практически не заметили очередную победу Льюиса Хэмилтона. Британец попал в объектив телекамер только на старте, когда решительно оттеснил на траву обладателя поул-позиции Нико Росберга. Росберг откатился на четвертую строчку – а Хэмилтон получил возможность спокойно довести гонку до победы. Чтобы вернуться хотя бы на вторую позицию, Нико пришлось обгонять Вальттери Боттаса в повороте Casio, а также играть с Феттелем в тактические игры. За счет более раннего последнего пит-стопа Росберг смог опередить пилота Ferrari в боксах: пока Себ мучился с изношенным комплектом, Нико выдал рекордное время на свежих шинах.

Из-за огромного преимущества лидирующие болиды Mercedes AMG показывали столь редко, что некоторые даже заподозрили генерального промоутера Формулы-1 Берни Экклстоуна в изощренном давлении на команду-чемпиона. Якобы, британец хотел расплатиться с лидерами за то, что в Mercedes-Benz отказались поставлять моторы Red Bull Racing – и в отместку лишил немецкий коллектив эфирного времени. Дотошные болельщики даже подсчитали, что за всю гонку автомобили Mercedes AMG показывали 5 минут 56 секунд – меньше, чем на других этапах.


Между тем, Гран-при Японии дает такому «игнорированию» куда более простое объяснение. В этот раз за спинами лидеров прошла насыщенная гонка: сочетание активной борьбы со стратегическими ходами, опережениями на пит-стопах и длительной обороной вызывает ассоциации с той Формулой-1, о которой с придыханием говорят старожилы паддока. С умной гоночной серией, где возможен любой вид борьбы. В столь насыщенной гонке просто не осталось времени для лидера – пусть даже он, наконец, сравнялся по количеству побед с Айртоном Сенной.

Коротко об остальных: Росберг стал вторым, Феттель – третьим, Кими Райкконен занял четвертое место. Следующий этап Формулы-1 состоится в Сочи 11 октября 2015 года.




Антон Погорельский, специально для Autonews.ru
Фото: Global Look Press