Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Аварии, пейс-кар и заяц: как кузовная серия DTM приехала в Россию
Аварии, пейс-кар и заяц: как кузовная серия DTM приехала в Россию
Статьи 31 августа 2015
Статьи 31 августа 2015
Аварии, пейс-кар и заяц: как кузовная серия DTM приехала в Россию
На подмосковном автодроме Moscow Raceway гонщики устраивали аварии и обвиняли друг друга...
Аварии, пейс-кар и заяц: как кузовная серия DTM приехала в Россию  
В последние выходные августа на подмосковной трассе Moscow Raceway прошли сразу две гонки кузовного первенства DTM – одного из самых скандальных чемпионатов на европейском континенте. Соревнование 24 автомобилей Mercedes-Benz, BMW и Audi давно переросло масштаб Германии: формально серия все еще считается немецкой, но уже много лет проводит гонки по всей Европе. В этом году DTM устраивал этапы в Австрии и Нидерландах, а 30-31 августа переместился в Волоколамский район Московской области.

Для России прошедший этап DTM стал третьим в истории – первенство приезжает на Moscow Raceway с 2013 года. Все это время организаторы чемпионата называют российскую гонку лучшей по уровню организации во всем календаре. В преддверии этапа-2015 руководство подмосковной трассы подписало с DTM новый трехлетний контракт: теперь будущее российской гонки гарантировано до 2017 года включительно. Владелец автодрома Рустем Терегулов уточнил, что новый договор стал более выгоден для Moscow Raceway в финансовом плане.


На этом фоне кажется, что российский этап DTM должен собирать толпы зрителей. На деле ситуация обстоит немного не так. Холодная и ветреная погода в сочетании с недешевыми ценами на билеты отпугнули часть болельщиков: вместо полных трибун, которые Moscow Raceway собирал на уикендах молодежной Формулы-Renault 3.5 несколько лет назад, во время DTM большинство кресел оказались пустыми. Впрочем, администрация автодрома не делает из этого трагедии: DTM изначально позиционируется как «элитное» мероприятие, поэтому стопроцентного заполнения мест никто не ждал. К тому же, количество машин на парковках рядом с трассой все равно позволило создать колоссальную пробку на выезде с автодрома: из года в год посетителям Moscow Raceway приходится добираться до дома по 3-4 часа.

Так или иначе, этап кузовного первенства по-прежнему дешевле российского этапа Формулы-1. Если «стоячий» билет на предстоящий Гран-при России в Сочи обойдется зрителю в 5 тыс. рублей, то сидячее место на московскую гонку DTM стоит от 1,2 тыс. рублей за один день. Увидеть полный уикенд болельщики могли за 3,1 тыс. рублей, самые дорогие места на крытой трибуне у стартовой прямой оценили в 6,1 тыс. рублей – сравните с 23 тыс. за доступ на главную трибуну Сочи Автодрома. Правда, если в Сочи зрители могут рассчитывать на полноценное спортивное состязание, к спортивной составляющей DTM остаются серьезные вопросы.

Пятница: день замен и зайца


Главной темой тренировочной пятницы, 28 августа, стали совсем не свободные заезды, которые проходили на Moscow Raceway, а предыдущая гонка DTM в Австрии. В этом заезде пилот Audi Тимо Шайдер выбил с трассы двух своих соперников из Mercedes-Benz – Роберта Викенса и Паскаля Верляйна. При этом Верляйн борется за чемпионский титул с партнерами Шайдера по команде Audi – Экстремом и Мортарой. И если Паскаль после тарана Тимо остался в гравии и не набрал ни одного очка, то Экстрем и Мортара оказались на подиуме и превзошли Верляйна в общем зачете чемпионата.

Столкновение могло бы остаться гоночным инцидентом, если бы за считанные секунды до тарана руководитель автоспортивного подразделения Audi Вольфганг Ульрих не приказал Шайдеру: «Вытолкни их». Тимо послушался мгновенно.

Сразу после гонки комиссары дисквалифицировали Шайдера за предумышленное столкновение, но настоящее разбирательство произошло несколько недель спустя – прямо перед этапом на Moscow Raceway. Команду Audi обвинили в манипулировании результатами и насении ущерба имиджу спорта. В отличие от футбола, в автомобильных соревнованиях не приняты «договорные» заезды, а единственный в новейшей истории случай подтасовки результатов отдельной гонки привел к пятилетней дисквалификации вовлеченных лиц – инцидент произошел на Гран-при Сингапура-2008 в Формуле-1. После того случая казалось, что автоспорт получил прививку от нечестной игры – но команда Audi все же рискнула пойти против правил.


На заседании спортивного трибунала Audi лишили всех очков, заработанных в злополучной австрийской гонке, приговорили к штрафу в 200 тыс. евро, а руководителю команды и автору того самого приказа Вольфгангу Ульриху запретили появляться на гонках до конца сезона. Тимо Шайдер получил дисквалификацию на одну гонку – немцу предстояло пропустить этап в Москве. Важный момент: победитель заезда в Шпильберге Маттиас Эксрем свои очки сохранил. Формально он и впрямь не при чем – вот только маневр Шайдера и приказ Audi совпал с интересами Экстрема, которому было крайне важно «нейтрализовать» Верляйна, не позволив тому набрать очки.

На некоторое время спортивный аспект российского этапа отошел на второй план: вместо особенностей трассы и расстановки сил паддок DTM обсуждал итоги суда. Если Audi предсказуемо сочла наказание слишком жестким, другие стороны недоумевали: если за похожее поведение в Формуле-1 виновных отстранили на пять лет, то что могут дать двухмесячные санкции для Ульриха и всего двухнедельная дисквалификация Шайдера? Тем более, что команда даже не потеряла машину на старте московского этапа: судьи милостиво разрешили Audi заменить Тимо на другого пилота. Заменой оказался лидер чемпионата Европы FIA Формулы-3 Антонио Джовинацци – изначально итальянец должен был приехать в Москву в качестве водителя гоночного такси для VIP-гостей российского этапа DTM, но вместо этого попал за руль самой настоящей гоночной Audi.


В разговоре с корреспондентом Autonews.ru Джовинации признался, что уже изучил Moscow Raceway по прошлогоднему выступлению в Формуле-3. Итальянцу также помог симулятор команды Carlin, за которую он выступает в Формуле-3 в этом году. Примечательно, что у заводского коллектива Audi в DTM своего симулятора нет – и абсолютный новичок чемпионата оказался готов к российскому автодрому едва ли не лучше, чем постоянные пилоты «Четырех колец».

Тем временем на самой подмосковной трассе главным событием стал заяц, который проник на территорию автодрома. Бравые маршалы попытались изгнать животное с гоночной территории в перерыве между заездами: заяц не покорился, но ближе к вечеру убежал сам – в гоночные дни про зверя уже не вспоминали.

Суббота: день аварий


Двадцать минут - ровно столько чистой борьбы заплатившие за билет зрители увидели в субботу – во второй день гоночного уикенда DTM. Сорокаминутную гонку DTM дважды прерывали желтые флаги. На старте в аварию угодил Мигель Молина: испанца развернуло в первом повороте, после чего в него на полном ходу врезался Кристиан Фиторис. Пилоты не пострадали, однако разрушенные машины оставили на асфальте слишком много обломков: в общей сложности машина безопасности возила за собой пелотон 13 минут. В это время зрителей развлек один из маршалов, забравшийся на место пилота в Audi Молины в процессе эвакуации.


Второй отрезок за пейс-каром спровоцировал Маттиас Экстрем. На 11-м круге – ровно на 20 минуте дистанции – лидер чемпионата пошел в атаку на Тимо Глока в борьбе за четвертую позицию. Швед попробовал протиснуться вперед по внутренней стороне седьмого поворота, но вместо этого вынес Тимо с трассы и тут же вылетел сам. Показательно, что Экстрем не просто поздно затормозил, но пытался максимально расширить траекторию на входе в поворот – так, что с внутренней стороны от его машины могли бы уместиться два или три автомобильных корпуса. С внешней стороны остался Глок – двумя колесами на обочине. Иными словами, Экстрем ехал так, словно соперника не существовало.


«Маттиас, посмотри на гонку Паскаля Верляйна и поучись у него! Каким же глупым надо быть, чтобы атаковать в этом повороте», - написал в твиттере Глок сразу после гонки. «Экстрем имел преимущество, но Тимо начал поворачивать так, словно на том участке не было Маттиаса», - не признали неправоту в Audi. Судьи встали на сторону Глока: Экстрема лишили трех позиций на старте следующей гонки. Похоже, в последнее время гонщикам Audi «удаются» столкновения.

Что касается Верляйна, то 37-летний Маттиас Экстрем действительно мог поучиться у него терпению при планировании атак. Паскаль большую часть дистанции спокойно ехал вторым, но в нужный момент нашел брешь в обороне Марко Виттмана на BMW и вышел в лидеры, чтобы затем довести гонку до победы. В результате 20-летний пилот Mercedes-Benz и самый молодой участник сезона-2015 снова стал лидером чемпионата – правда, всего на один день.

Воскресенье: день борьбы


Воскресная гонка оказалась намного спокойнее субботней. Часовой заезд прошел без происшествий и серьезных драм: стартовавший с поул-позиции Майк Роккенфеллер провел на первой строчке большую часть времени и довел гонку до победы. Для экс-чемпиона DTM этот триумф стал первым за последние два года – в последний раз Роккенфеллер выигрывал заезд DTM как раз в Москве два года назад.

Ключом к распределению мест на подиуме оказался аутсайдер чемпионата Лукас Ауэр. В этом году племянник экс-пилота Формулы-1 Герхарда Бергера выступает за команду Mercedes-Benz – и по давней традиции DTM «помогает» своим партнерам всем, чем может. В воскресной гонке DTM Ауэр оттянул свой пит-стоп, чтобы как можно дольше оставаться на трассе и удерживать за собой пилотов других команд – в кильватере Лукаса оказались сразу трое соперников из Audi и BMW. В итоге Ауэра прошли все – но созданные отрывы не позволили пилотам побороться между собой в оставшейся части дистанции.

В итоге вторым стал Спенглер, а на третью позицию пробился Экстрем. После неуверенной гонки Верляйна, завершившейся на десятой строчке, Маттиас снова вышел в лидеры чемпионата: теперь конкурентов разделяют шесть очков в пользу пилота Audi.

Закон не писан


Лучшей иллюстрацией гибкости правил DTM стал инцидент с автомобилем Антонио Джовинацци. По регламенту чемпионата командам запрещено вскрывать пломбу на двигателях между заездами – стандартная практика, также существующая в Формуле-1. За нарушение правила предусмотрен штраф пилота на старте следующей гонки. Но если в Формуле-1 штраф «привязан» к машине, то в DTM такой «привязки» можно избежать – достаточно просто сменить гонщика между заездами. Лазейкой воспользовалась команда Audi. Как известно, на следующем этапе за руль должен вернуться скандальный чемпион DTM Тимо Шайдер, а заменявший его в Москве Антонио Джовинацци снова станет тест-пилотом. Штрафы итальянцу не страшны – он покинет чемпионат в любом случае. Отчасти поэтому Audi решилась вскрыть пломбу на моторе Джовинацци перед гонкой: штрафа все равно не будет, а преимущество в лошадиных силах или усиленной надежности можно получить. Что именно делали инженеры Audi под капотом Антонио, доподлинно неизвестно. Судьи DTM этот инцидент проигнорировали.

Уравнять и поделить


Спортивная модель DTM устроена по замысловатой схеме весовых гандикапов и многочисленных штрафов, призванных уравнять шансы команд на успех. Так, за каждую победу Mercedes-Benz, BMW или Audi получают дополнительные килограммы к массе машины. Финиш в конце пелотона, напротив, позволяет облегчить автомобили. К московскому этапу разница в весе между регулярно побеждавшими Audi и отстающими BMW достигла 35 килограммов – при цене в две десятых секунды за каждые 10 килограммов лишнего веса.

При этом разрывы между командами остаются на минимальном уровне: в полсекунды с легостью умещаются 18 машин из 24, а весь пелотон укладывается в девять десятых – немыслимая плотность для чемпионата с тремя разными производителями. Секрет в том, что назвать гоночные Mercedes-Benz, BMW и Audi действительно разными нельзя: компании совместно проектировали машины, «разделив» ключевые узлы между собой. Разница остается в деталях – в аэродинамическом обвесе, настройках подвески и тому подобных мелочах, которые помогают удерживать разрывы на рекордно низких значениях.


Дополнительным допингом для зрелищности становится система облегчения обгонов DRS. В отличие от Формулы-1, где похожим устройством разрешено пользоваться один раз за круг, в DTM активировать DRS можно три раза по ходу одного круга – заметная помощь отстающим и неудобство для лидеров.

С одной стороны, это хорошо для болельщиков: у гонок всегда оказываются разные победители, и ни один из производителей не может намного оторваться от остальных. С другой стороны, подобная искусственность вредит имиджу спорта: пилоты регулярно рассказывают, что отстали от конкурента только из-за весового гандикапа, а фанаты чувствуют фальшь в борьбе трех «производителей» на почти идентичных машинах. Фарсовости добавляют регулярные приказы из боксов, при которых руководство команд «режиссирует» гонкой, выводя вперед одних и отбрасывая назад других пилотов. Отсюда же традиционная мягкость судей: нельзя слишком сильно наказывать одного из производителей, ведь компания может обидеться и покинуть чемпионат. Чтобы сохранить хорошие отношения со всеми тремя представленными в DTM автомобильными марками, комиссары подчас закрывают глаза на откровенную грубость и неспортивное поведение отдельных пилотов. На выходе получаются зрелищные заезды с регулярными авариями и многочисленными обгонами. Можно ли это называть профессиональным автоспортом, каждый решает сам.

Антон Погорельский, специально для Autonews.ru
Комментарии