branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«Granta была хорошо изучена и доработана японскими инженерами»

Директор марки Datsun в России Дмитрий Бусуркин - о тольяттинских партнерах, японской ДНК и плюсах кризиса...
«Granta была хорошо изучена и доработана японскими инженерами»
«Granta была хорошо изучена и доработана японскими инженерами»
Возрожденный бренд Datsun на российском рынке стартовал, как и ожидалось, хорошо. Всего за год марка выпустила две модели на базе автомобилей АвтоВАЗа, одна из которых – седан on-DO – быстро вошла в топ-10, а сам бренд по итогам первого полугодия занял 2,3% рынка. Определять политику марки и развивать модельный ряд с недавних пор стала российская команда – на смену французу Жерому Сего, который прежде работал директором Datsun в России, пришел Дмитрий Бусуркин, занимавший руководящие посты в структуре компании «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус». Он рассказал корреспонденту Autonews.ru, чем отличаются автомобили японской марки от Lada и как Datsun дальше будет развиваться в России.

– Что значит для альянса возрождение бренда Datsun? Это шаг в новые сегменты, попытка получить большую долю рынка или возможность без больших инвестиций создать бюджетный автомобиль для небогатых рынков?

«Granta была хорошо изучена и доработана японскими инженерами»

- Бренд Datsun должен заполнить те ниши, в которых не представлен Nissan, и позволить людям с невысоким достатком приобрести автомобиль японского качества по доступной цене. В России мы играем в самом большом рыночном сегменте B, доля которого достигает 35-40%. Заходя в него, мы расширяем предложение, предоставляя клиенту более широкий выбор. Наши машины несут свежий дизайн и японскую ДНК – такого сочетания в совокупности с низкой ценой в этом сегменте еще не было.

– Что значит понятие японской ДНК в контексте российского рынка?

- Во-первых, автомобили Datsun обладают уникальным дизайном, которым занимались японские стилисты. Они отличаются от большинства машин сегмента и хорошо заметны на дороге. Во-вторых, над разработкой автомобилей вместе с вазовцами с самого начала трудились японские инженеры. Наконец, понятие японской ДНК включает весь спектр услуг, которые наш клиент получает на протяжении всего срока службы машины.

– Автомобили Datsun для России отличается от моделей для иных рынков? Или это принципиально разные конструкции?

- На данный момент Datsun представлен на рынках России, ЮАР, Индонезии и Индии. Это страны с различным климатом, качеством дорог и менталитетом потребителей. Поэтому и автомобили там представлены принципиально разные. Объединяет их только одно: во всех странах Datsun работает в доступном ценовом сегменте.

– Почему в качестве основы для российских Datsun была выбрана вазовская Granta, а не, например, тот же Renault Logan?

- Платформа Logan используется для машин более высокого ценового диапазона. Например, на ней построен седан Nissan Almera. Для нас же принципиально важно было получить платформу, которая бы обладала одновременно достойными техническими характеристиками, хорошим качеством и оставалась бы доступной нашей целевой группе. Поэтому и была выбрана Lada Granta. Она была хорошо изучена и доработана японскими инженерами, так что в итоге мы получили продукт нужной цены и качества.

– Легко ли объяснить клиенту, что, например, Datsun on-Do и Lada Granta – машины разные? Особенно в регионах, где клиент более консервативен и давно привык к марке Lada.

- Эти машины по-разному выглядят и ведут себя на дороге, у них отличается набор оборудования. Тот набор, который клиент получает при покупке Datsun, при цене машины вообще является уникальным. Клиент, приобретая автомобиль, получает хороший уровень оснащения со стартовых комплектаций. И именно это мы хотим донести до потребителя, будь он жителем мегаполиса или населенного пункта в удаленном регионе. Регионы в принципе являются для нас ключевым полем развития, поскольку основной спрос на наши модели находится именно там. А стратегия продвижения у нас не зависит от места реализации.

– Можете описать потрет потенциального потребителя марки в России?

- Лучше всего смотреть не на расчеты маркетологов, а на фактическую клиентуру. Сейчас это довольно молодая аудитория, особенно если речь идет о хэтчбеке mi-DO. Более 35% клиентов – молодые люди до 35 лет с активной жизненной позицией, которые не боятся нового и готовы сделать шаг навстречу чему-то яркому.

– Не пересекаются ли аудитории брендов Datsun и Lada? Не возникает ли конкуренция внутри альянса?

- Мы работаем в самом крупном сегменте рынка, где должно хватить места всем. Наша задача – дать клиентам выбор. А то, что внутри альянса возникает здоровая конкуренция, даже неплохо – она стимулирует каждого производителя постоянно улучшать свои продукты и сервисы.

– Модели Datsun позиционируются как японские и более качественные. Каким образом удалось добиться этого нового уровня качества, выпуская машины на одном конвейере с Lada Granta?

- Сотрудничество с АвтоВАЗом по нашему бренду началось уже давно. Все это время японские инженеры работали в Тольятти и участвовали во всех процессах от разработки машины до отладки производства. Они же помогали внедрять на производстве философию качества Кайдзен. Все этапы производственной цепи были оптимизированы, благодаря чему нам удалось выйти на тот уровень качества, который есть сейчас. Получается, что мы заодно подтянули и уровень качества автомобилей Lada – это как раз тот позитивный эффект синергии, ради которого запускаются все совместные процессы внутри альянса.


– Можно ли назвать АвтоВАЗ надежным партнером? Не приходилось ли сталкиваться с неприятными особенностями российского менталитета?

- АвтоВАЗ уже давно не является неповоротливым бюрократическим предприятием. Когда мы принимали решение о запуске бренда в России, ключевым требованием было получить локальную сборочную площадку, которая могла бы обеспечить большие объемы выпуска, изготовить продукт быстро и надлежащего качества. Задача, которую мы ставили – выпустить две модели в течение года – реализована. Значит, АвтоВАЗ как партнер не подвел нас.

– Есть ли задача использовать больше французских или японских комплектующих, чтобы чуть дальше отодвинуть Datsun от автомобилей Lada?

- Мы исходим из того, что будет востребовано нашими клиентами и что будет более перспективным с точки зрения развития марки. Вопрос в происхождении узлов и комплектующих в этом смысле вторичен. Во главе угла стоит потенциал рынка и те сегменты, в которых мы сможем успешно выступить. На данный момент мы как раз там, где и хотели быть.


– Как устроена система продаж и обслуживания? Не сталкивается ли клиент японского бренда со старым вазовским сервисом?

- Наша принципиальная позиция заключается в том, что дилеры Datsun – это инвесторы Nissan. Все продавцы Datsun также работают и с Nissan. То есть обладают должным уровнем знаний и сервисными возможностями. Клиент может быть уверен, что его Datsun качественно обслужат на сервисных мощностях Nissan, но при этом стоимость обслуживания останется вполне комфортной. Обслуживаться у дилеров АвтоВАЗа мы не предлагаем, поскольку автомобили Datsun имеют свои уникальные особенности.

– Сколько дилеров марки работает в России? Они всегда соседствуют с салонами Nissan?

- На данный момент у нас 56 дилеров в 47 городах, и все они активно работают. Мы продолжаем развивать сеть, и к концу 2015 года у нас будет уже около 70 предприятий. Это всегда отдельные салоны, которые вовсе не обязаны соседствовать с дилерскими центрами Nissan. У нас есть две модели, разные комплектации и большая цветовая палитра, поэтому в наших шоурумах мы можем показать максимальный спектр предложения.

– Как формируется ценовая политика бренда? Можно ли сказать, что Datsun – самая доступная иномарка на рынке?

- Datsun – самая доступная японская марка на рынке. И это действительно то, к чему мы стремились изначально. Мы постоянно смотрим на тенденции и движения рынка, стараясь поддерживать цену, которая была бы привлекательной для нашей целевой аудитории. Исследования рынка и адаптация финансовых предложений идут постоянно. Мы стараемся не делать резких движений и обеспечивать стабильность, оставаясь предсказуемыми для клиентов. Стратегия проста: наблюдение за рынком, реагирование на его движения, но без резких скачков вверх и вниз.

– Насколько модели Datsun в их нынешнем виде зависят от курсовых колебаний?

- Поскольку мы выбрали локального партнера с максимальным уровнем локализации, прямой зависимости от изменения курсов нет. Во всяком случае такой, какой подвержены модели с меньшей степенью локализации. Однако ряд комплектующих и некоторые виды сырья приходится закупать за границей, так что небольшие коррекции цен все-таки возможны.

– Говорят, что кризис – хороший момент для развития. Для Datsun нынешняя ситуация – это хорошее время? Или марке так же сложно, как и всему рынку?

- В кризисных явлениях есть и плюсы, и минусы. Плюсы в том, что кто-то, не выдерживая давления, сворачивает деятельность и освобождает дополнительные ниши для более устойчивых компаний. Минусы в том, что сам рынок сужается, а конкуренция растет. Но на нас кризис сильно не повлиял. За короткий период с момента запуска бренда мы достигли неплохих результатов: с сентября прошлого года реализовано 30 тыс. машин, из которых 18,5 тыс. продано в первом полугодии 2015 года – цифры, на которые мы изначально и планировали выйти.

– А существую ли какие-то особые инструменты для того, чтобы вести дела в кризис?

- Наши клиенты обладают ограниченными средствами, поэтому им нужно создать наиболее комфортные условия приобретения автомобиля. У нас есть уникальное предложение по страховке – мы предлагаем в подарок недорогой вариант каско, чтобы клиенты имели возможность взять кредит. Предлагаются и субсидии по кредиту – займы берут примерно 40% наших клиентов. Это те инструменты, которые востребованы уже сейчас.


– Кто формирует общую политику бренда в России и в мире? Насколько менеджмент Datsun зависит от решений руководства альянса?

- Альянс Renault-Nissan-АвтоВАЗ – это структура, которая занимается стратегическими вещами. Глобальной стратегией бренда и всеми стандартами занимается Datsun Business Unit в японском головном офисе. А продвижением марки Datsun на каждом конкретном рынке занимается местная команда.

– Имеет ли смысл использовать для продвижения бренда образ того старого японского Datsun? Или о нем у нас в стране почти не знают?

- Бренд Datsun имеет крепкую 80-летнюю историю. В пятидесятых и шестидесятых годах прошлого столетия именно он дал понятие персональной мобильности небогатым потребителям в Японии и США. Запуская сейчас бренд в России, мы преследуем ту же самую цель. Это хорошее историческое пересечение. Мы гордимся историей нашего бренда и стараемся доводить ее до наших клиентов.

– Кто принимает решение о разработке и выводе на рынок новых моделей?

- Этот процесс организован примерно так же, как в Nissan. У нас есть подразделение по разработке новых продуктов, в задачи которого входит обеспечение актуальности нашего предложения. Сразу после запуска автомобиля анализируются тенденции рынка, предлагаются изменения в текущие модели, рассматриваются более глобальные дальнейшие шаги.

– Есть ли уже какое-нибудь представление о том, как будет развиваться и эволюционировать модельный ряд? Например, весьма заманчивой кажется идея бюджетного кроссовера Datsun.

- Мы обещали выпустить в течение года две модели и свое обещание сдержали. Седан on-DO появился в сентябре 2014 года, хэчтбек mi-DO – в марте нынешнего. Также мы анонсировали, что в течение трех лет запустим третью модель. Мы уже работаем над ней. Кроссовер – один из вариантов, который мы тоже прорабатываем.

– Возможен ли вариант, при котором российский Datsun будет экспортироваться или это сугубо внутренний продукт?

- Нашей задачей было обеспечить должный уровень спроса в России, но мы рассматриваем и такие варианты. Например, в качестве экспортных рынков вполне могут выступить страны СНГ – в первую очередь Казахстан и Беларусь.

– Существуют ли какие-нибудь оценки уровня удовлетворенности клиентов имеющимися моделями Datsun?

- Мы постоянно проводим исследования, чтобы получать обратную связь от клиентов. Это касается не только самих автомобилей, но и качества их обслуживания. Результаты хорошие, но на достигнутом мы не останавливаемся. Рынок – это динамичная система, и наша задача – улучшать продажи и сервис с каждым годом и месяцем.

Иван Ананьев
Фото: Datsun