От Pony до Brera: чем запомнился Джорджетто Джуджаро
От Pony до Brera: чем запомнился Джорджетто Джуджаро
Статьи 7 июля 2015
Статьи 7 июля 2015
От Pony до Brera: чем запомнился Джорджетто Джуджаро
Основатель кузовного ателье Italdesign Giugiaro, нарисовавший несколько десятков легендарных машин, покинул автопром...
От Pony до Brera: чем запомнился Джорджетто Джуджаро 
Знаменитый итальянский дизайнер Джорджетто Джуджаро, основатель кузовного ателье Italdesign Giugiaro, покидает автомобильный бизнес. Компания продолжит работу под крылом Audi, которая несколько лет назад выкупила у Джуджаро 90% акций Italdesign и стала ее основным заказчиком. Примерно тогда же знаменитый дизайнер начал постепенно отходить от дел, занимаясь в основном лишь руководящей работой.

Еще в 1999 году Джуджаро был назван автомобильным дизайнером века, а в 2002-м введен в американский зал автомобильной славы, встав в один ряд с Генри Фордом, Уолтером Крайслером, Луи Шевроле и Готлибом Даймлером. В портфолио Джуджаро можно найти фотоаппараты Nikon, мобильные телефоны Telit и даже прототипы компьютеров Apple. Но главными работами и страстью всей его жизни всегда были автомобили. С 1960 года, когда Джуджаро начал карьеру дизайнера, свет увидели сотни уникальных концептов и вполне обычных серийных машин. Сам маэстро неоднократно признавался, что рисовать простые массовые машины в условиях технических и финансовых ограничений гораздо труднее, чем абстрактные концепт-кары, выпускающиеся в единственном экземпляре и зачастую представляющие собой лишь макеты. Прощаясь с эпохой великого мастера, Autonews.ru вспомнил те его творения, которые оставили самый заметный след в истории автопрома.

Alfa Romeo Brera


  • Концепт: 2002 год
  • Серийная версия: 2005 год
  • Изготовлено, штук: 21 786 (плюс 12 488 Spider)
Одну из самых красивых современных моделей Alfa Romeo ателье Джуджаро изготовило к Женевскому автосалону 2002 года. Концепт оснащался 400-сильным двигателем V8 производства Maserati, но в серию пошла более приземленная версия с моторами объемом 2,2 л (185 л.с.) и V6 3,2 л (210 лошадиных сил). А вот внешность студии ItalDesign по пути к конвейеру почти не изменилась. Три года спустя итальянцы представили серийную версию, которая фактически отличалась только традиционными дверьми вместо подъемных. Другое дело, что серийная Brera была заметно меньше концепта, будто бы модель слегка уменьшили в масштабе. В основу серийного купе была положена совместная платформа GM и Fiat. А вот кабриолет Alfa Romeo Spider, стартовавший годом позже, нарисовали в другом итальянском ателье Pininfarina, которое и занималось сборкой открытых машин.

Audi 80


  • Концепт: нет данных
  • Серийная версия: 1978 год
  • Изготовлено, штук: 1 680 146 (плюс 169 047 купе)
Хорошо известная в постперестроечной России «бочка» появится позже – Джуджаро придумал Audi 80 в кузове B2 образца 1978 года, которая стала одним из самых массовых среднеразмерных седанов марки. Изначально кузов второго поколения «восьмидесятки» рисовал собственный стилист Audi Клаус Люте, но во время работы его переманили в BMW, и почти готовую машину отдали в ItalDesign. Джуджаро полностью переработал дизайн и помимо четырехдверного седана предложил и двухдверку. А вот универсалом итальянец не занимался – эту нишу в концерне отдали на откуп соплатформенному Volkswagen Passat. В Северной Америке Audi 80 продавался под именем Audi Fox, а с 1980 года назывался Audi 4000. В начале 80-х годов прошлого столетия появился вариант подороже с более мощными пятицилиндровыми двигателями (115–136 л.с.) под названием Audi 90, но в Европе он пользовался ограниченным спросом. Эта машина предлагалась и с полноприводной трансмиссией, а также с ABS, что было редкостью в те годы. Седаны Audi 80 с кузовом B2 продавались вплоть до 1987 года.

Daewoo Matiz


  • Концепт: 1993 год
  • Серийная версия: 1998 год
  • Изготовлено, штук: нет данных
Скромную лупоглазую малолитражку Джуджаро изначально рисовал для фирмы Fiat – предполагалось, что новинка придет на смену порядком устаревшему Fiat Cinquecento образца 1991 года. Однако итальянцам новый стиль не понравился, и проект Джуджаро продали корейцам из Daewoo на замену компакта Daewoo Tico. Производство Matiz со скромными моторчиками мощностью 52 и 64 л.с. началось в Корее в конце 1997 года, в следующем году выпуск наладили в Польше, а затем потом в Индии, Румынии и других странах. В первые четыре года машина, получившая помимо Daewoo Matiz еще дюжину имен на рынках разных стран, стала абсолютным бестселлером корейской марки. В 2000 году корейцы обновили внешность машины, и в таком виде она до сих пор выпускается в Узбекистане.

DeLorean DMC-12 1981


  • Концепт: 1976 год
  • Серийная версия: 1981 год
  • Изготовлено, штук: 8 538
Клиновидный кузов, двери типа «крылья чайки» и огромные задние колеса. Знаменитое купе, прославившееся благодаря участию в кинотрилогии Роберта Земекиса «Назад в будущее», стало первым и единственным автомобилем производства Северной Ирландии. Сама компания «Делореан» была американской и машины выпускала в основном для американского рынка. Узнаваемый стиль купе обеспечила нестандартная конструкция: рамный кузов из композитных материалов оклеен листами неокрашенной нержавеющей стали толщиной 1 миллиметр. Изначально на машину планировалось установить подвеску и двигатель Chevrolet Corvette, но трения хозяев фирмы с General Motors поставили на совместном проекте крест.

Шестицилиндровый двигатель объемом 2,8 л (150 л.с.) нашелся у существовавшего тогда альянса Peugeot, Renault и Volvo (PRV) – его установили в базе за сиденьями и состыковали с 5-ступенчатой МКП либо с 3-диапазонным автоматом. Джорджетто Джуджаро не имел отношения к конструкции машины и разрабатывал только облик. Первый опытный образец, изготовленный еще в 1977 году, доводил до ума Уильям Коллинс, главный инженер Pontiac. Но постоянная нехватка денег на развитие производства и проблемы с качеством автомобилей заставили в 1983 году заморозить проект. Сейчас производство официально возобновлено: машины на заказ из оставшихся запчастей выпускает частная компания DMC Texas.

Fiat Panda


  • Концепт: 1979 год
  • Серийная версия: 1980 год
  • Изготовлено, штук: 4 500 000
Один из своих самых массовых автомобилей Джуджаро описывал так: «Panda – как пара джинсов: простая, практичная и без каких-либо лишних деталей. Проектируя эту машину, я опирался на принципы военной машинерии - создавал легкую, рациональную и универсальную конструкцию». Стилист пытался предложить современную интерпретацию идей, заложенных в массовые Citroen 2CV и Renault 4 – простые и предельно дешевые автомобили, легкие в обслуживании. Идея сработала, и небогатый итальянский рынок хорошо принял Panda. Изначально машина оснащалась двухцилиндровым двигателем объемом 0,6 л с воздушным охлаждением, позже появился 4-цилиндровый мотор. Полноприводная Panda 4x4 образца 1983 года стала первым европейским компакт-кроссовером, хотя в Старом Свете тогда уже продавалась советская Нива. Модель первого поколения выпускалась с небольшими модернизациями вплоть до 2003 года.

Hyundai Pony


  • Концепт: 1974 год
  • Серийная версия: 1976 год
  • Изготовлено, штук: нет данных
К созданию первого массового Hyundai собственной разработки корейцы привлекли команду известных британских инженеров, которые взяли за основу серийные узлы и агрегаты Mitsubishi и Ford. Внешностью машины занимался Кеннетт Барнет, но хэтчбек маэстро Джуджаро рисовал сам. Сначала стилисты ItalDesign предложили весьма провокационную трехдверку в клинообразном стиле DeLorean с маленькой откидной крышкой багажника, но серийная машина была весьма сдержанной и имела спокойные классические пропорции – корейцы не были к готовы к стилистическим экспериментам. Серийный автомобиль публике показали в октября 1974 года в Турине, а производство запустили два года спустя. Более динамичная трехдверка пополнила гамму в 1980 году. Простой и неприхотливый Pony хорошо приняли и в Корее, и в других странах – Pony стал первым Hyundai, который вышел за пределы внутреннего рынка. Машина продавалась в Южной Америке, Африке и Великобритании.

Lotus Esprit


  • Концепт: 1972 год
  • Серийная версия: 1976 год
  • Изготовлено, штук: 10 675
От клиновидного концепта 1972 года серийный Esprit, представленный в 1975 году на Парижском автосалоне, отличался лишь деталями. В этой машине, которая стала первым проектом Джуджаро в его любимом многогранном стиле, маэстро воплотил свое желание создать настоящий массовый спорткар с футуристичным по тем временам дизайном. Неизвестно, какой была бы карьера купе, если бы не появление в фильме «Шпион, который меня любил» в качестве машины Джеймса Бонда. В 1977 году после премьеры киноленты компания Lotus собрала заказы на три года вперед. Британский суперкар постоянно эволюционировал и до 2004 года сменил пять поколений. Внешность становилась все менее угловатой, хотя в целом клиновидный облик не менялся. Росла мощность: от скромного двухлитрового 160-сильного мотора до серьезных V8, отдача которых в последние годы достигала 355 лошадиных сил. Сам Джуджаро занимался внешностью Esprit вплоть до 1987 года, а после над машиной работали дизайнеры Питер Стивенс и Джулиан Томпсон. Планы возродить легендарный автомобиль были озвучены в 2010 году, но к новой машине ателье ItalDesign отношения уже не имело. Серийное производство нового Esprit организовать так и не удалось.

Saab 9000


  • Концепт: 1984 год
  • Серийная версия: 1985 год
  • Изготовлено, штук: 503 087
Один из самых харизматичных и неоднозначных автомобилей бизнес-класса родился в рамках малоизвестного совместного проекта Saab Lancia. В основу машины было положено итальянское шасси Type Four, на базе которого построены  Lancia Thema и Fiat Croma авторства того же Джуджаро, а также Alfa Romeo 164. Многие узлы этих моделей, включая кузовные детали, являлись взаимозаменяемыми. Работать на внешностью Saab 9000 Джуджаро помогал швед Бьерн Энвал, который прививал машине особые шведские черты. При этом Saab 9000 изначально был вовсе не традиционным седаном, а имел только пятидверный кузов (седан появился в 1988 году). Четырехцилиндровый турбомотор выдавал весьма приличные 175 л.с. и агрегатировался с 5-ступенчатой МКП либо с 4-диапазонным «автоматом». Позже появились и более доступные версии с атмосферным двигателем. От прочих моделей сегмента Saab 9000 отличался прогрессивной конструкцией и хорошим набором оборудования. Стандартными были бортовой компьютер, индикаторы открытия дверей и включения фар. А автомобили ограниченной серии Griffin комплектовались даже раздельной климатической установкой.

Volkswagen Golf


  • Концепт: 1974 год
  • Серийная версия: 1974 год
  • Изготовлено, штук: около 6,8 млн
Решение поручить Джуджаро первый Golf в компании Volkswagen созрело после того, как во время Туринского мотор-шоу 1969 года журналисты и импортеры выбрали шесть лучших автомобилей салона, четыре из которых были представлены ателье ItalDesign. Возможность создать самый массовый автомобиль всех времен и народов Джуджаро получил по праву и свою работу выполнил мастерски. Golf первого поколения отлично продавался на всех континентах, а в некоторых странах продолжал выпускать выпускался вплоть до 2009 года. В США и Канаде Golf предлагался под названием Rabbit, в Латинской Америке продавался под именем Caribe, а в ЮАР назывался CitiGolf. Кроме стандартного хэтчбека существовал и Golf-кабриолет, но помимо этих машин Джуджаро создал и первый Scirocco – более спортивную и быструю трехдверку на базе Golf, которая выпускалась до 1981 года.

Subaru Alcyone SVX


  • Концепт: 1989 год
  • Серийная версия: 1991 год
  • Изготовлено, штук: 24 379
Самый одиозный автомобиль марки Subaru японцы создавали без оглядки на деньги и требования рынка. Свое название купе получило по имени звезды в созвездии Плеяды, изображенной на фирменной эмблеме Subaru. К Токийскому автосалону 1989 года Джуджаро спроектировал обтекаемый, без резких граней кузов, опираясь на идеи своих же проектов Ford Maya и Oldsmobile Inca. Первый представлял собой клиновидное купе, второй – более плавную конструкцию с огромной площадью остекления и подъемными дверьми. Эксперименты со стеклами Джуджаро перенес на Subaru, и в итоге машина пошла в производство с необычной системой остекления «окно в окне». Двигатель объемом 3,3 л развивал внушительные 231 л.с., существовали варианты с передним и полный приводом. Американский рынок неплохо принял машину, но объемы продаж все равно не вышли на расчетный уровень. На каждой машине японцы теряли по 3000 долларов, а общий объем убытков от проекта достиг 75 млн долларов. Тем не менее, производство из имиджевых соображений не останавливали до 1997 года, когда продажи упали практически до нуля.

Иван Ананьев
Фото: компании производители, Italdesign.it
Комментарии