branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Выходец из BMW попробует сделать АвтоВАЗ прибыльным

В Тольятти Штефану Мауэреру поставлена задача вывести бизнес автопроизводителя из убытков...
Новому вице-президенту АвтоВАЗа по финансам Штефану Мауэреру из Boston Consulting Group поставлена задача вывести бизнес автопроизводителя из убытков.

​​

Консультант из BCG

АвтоВАЗ назначил на должность исполнительного вице-президента по финансам Штефана Мауэрера. Официально он приступит к работе 1 июля. Мауэреру ставится задача вывести компанию на уровень постоянной прибыльности и обеспечить финансирование плана модернизации предприятия, включая производство новых моделей Vesta и X-Ray. Кроме того, топ-менеджер будет отвечать за бухгалтерский учет, контроллинг, казначейство, корпоративное развитие и IT, говорится в сообщении АвтоВАЗа.

Мауэрер уже исполняет обязанности бывшего директора по финансам и корпоративному развитию АвтоВАЗа Евгения Белинина, который покинул компанию в конце февраля (по собственному желанию). До трудоустройства на тольяттинский завод Мауэрер работал принципалом московского офиса Boston Consulting Group (BCG), еще раньше — в BMW.

Мауэрер занимается вопросами автопрома с 2003 года, когда пришел в BMW на должность руководителя консалтинговых проектов по продажам и маркетингу, говорит представитель BCG. У него есть степень MBA и доктора наук университета в Регенсбурге. В 2006 году Мауэрер перешел в мюнхенский офис BCG, где ему удалось поработать на проектах в России, Китае, Бразилии, Японии, Великобритании, Панаме и ЮАР. С 2008 года Мауэрер консультировал АвтоВАЗ по вопросам бизнес-планирования и стратегии, сделок по слияниям и поглощениям, обеспечению запчастей и сервиса, финансирования бизнес-плана, работы с дилерами, капвложений и т.д.

«Мы рады приветствовать г-на Мауэрера на АвтоВАЗе и уверены, что он обеспечит полную поддержку нашей программе изменений, которую мы начали в 2014 году, — заявил президент компании Бу Андерссон, слова которого приводятся в пресс-релизе. — Она заключается в достижении 6-процентного уровня прибыльности, положительного свободного денежного потока и 20-процентной доли российского рынка. Наша управленческая команда четко нацелена на достижение этих среднесрочных целей, несмотря на сложившуюся рыночную ситуацию».

Назначение консультанта на руководящую должность в крупную производственную компанию — частая практика, отмечает партнер компании TopContact Executive Search Артур Шамилов: «По нашей оценке, примерно половина консультантов уходят в реальный сектор». Один из примеров — бывший финансовый директор Evraz plc. Джакомо Байзини, ранее работавший в McKinsey & Company. По оценке Шамилова, зарплата Мауэрера может составлять $500–700 тыс. в год.

Новые финансисты

Назначение Мауэрера — часть масштабных изменений в управлении АвтоВАЗом. С начала года почти полностью обновился финансовый блок. 5 июня был подписан приказ об увольнении директора компании по контролю и аудиту Валдаса Лауринавичуса. В мае уволилась главный бухгалтер Светлана Кочеткова, в феврале — директор по финансам Евгения Белинин. ​

Кроме того, 1 июня из компании ушли вице-президент по продуктам и программам Ален Дибуан и вице-президент по управлению цепочками поставок Пол Миллер, а в 2014 году — вице-президент по продажам и маркетингу Мартин Зост, директор по закупкам Мариуш Напиорковский и исполнительный вице-президент по производству и логистике Юг Демаршелье.

СМИ сообщали, что АвтоВАЗ также покинули один из дизайнеров Vesta и X-Ray Жульен Друар, директор завода по сборке двигателей Renault на ВАЗе Франсуа Гужон, начальник отдела качества НТЦ Рашид Бенне. Еще пять менеджеров, отвечавших за разработку новых моделей, были уволены в середине 2014 года.

АвтоВАЗ меняет менеджмент на фоне плохих финансовых результатов и проблем с производством. По итогам 2014 года чистый убыток компании вырос в 3,2 раза, до 25,1 млрд руб., следует из отчета компании по МСФО, при росте выручки на 7,7%, до 190,7 млрд руб. (за первый квартал 2015 года АвтоВАЗ пока не отчитывался). Продажи Lada в прошлом году снизились на 15%, до 387,3 тыс. машин (весь рынок сократился на 10,3%), в январе—мае 2015 года — на 30%, до 114,3 тыс. штук (рынок упал на 37,7%). С прошлого года завод испытывает проблемы с поставщиками, из-за чего дважды останавливался конвейер и копились некомплектные автомобили.

Смена менеджмента — логичный процесс после прихода нового руководителя, считает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала». «Глобальные перестановки на начальном этапе могут внести элемент неустойчивости компании, но в целом это нормальный процесс», — отметил аналитик, уточнив, что те задачи, которые Андерссон сейчас ставит перед Мауэрером, не новы, они были поставлены давно.

Роман Асанкин, Анатолий Темкин, РБК