branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Почему «Росгосстраху» запретили продавать ОСАГО

Что делать клиентам страховщика и появятся ли у других страховых компаний очереди за полисами...
«Надежды не оправдались». Почему «Росгосстраху» запретили продавать ОСАГО
«Надежды не оправдались». Почему «Росгосстраху» запретили продавать ОСАГО
ЦБ РФ запретил продавать полисы ОСАГО крупнейшей российской страховой компании — «Росгосстраху». Причиной послужили жалобы клиентов на многочисленные нарушения при оформлении договоров. Страховщику дано полгода на их исправление. По информации регулятора, водителям могли не предоставить скидку за безаварийное вождение, навязать дополнительные услуги или необоснованно отказать в оформлении страхового полиса. С1 апреля по 25 мая на «Росгосстрах» поступило более 2 300 жалоб, а сама компания с начала года получила 385 предписаний.



«Миллионы автовладельцев сталкиваются с нарушениями закона. И среди них много молчунов. Далеко не каждый десятый и даже сотый идет жаловаться, — считает руководитель юридической компании «ГлавСтрахКонтроль» Николай Тюрников. — Об этих нарушениях мы уже кричим последние два года. То есть реакция ЦБ запоздалая, но она хотя бы последовала».

Представители «Росгосстраха» заявили, что для них решение ЦБ стало полной неожиданностью. Выявленные нарушения составляют, по их мнению, тысячные доли процентов от заключенных за это время договоров. При этом страховщик поспешил успокоить своих клиентов: «Временное ограничение лицензии по ОСАГО на продажу новых полисов никаким образом не влияет на обязательства компании по всем договорам, заключенным до 27 мая 2015 года. Компания делает все возможное, чтобы в кратчайшие сроки снять все вопросы со стороны ЦБ и продолжить работу в нормальном режиме».

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) заявили, что делают все возможное, чтобы помочь разрешению ситуации. В РСА опасаются, что если кризис, вызванный решением ЦБ, затянется, то могут пострадать миллионы автовладельцев по всей России. «Росгосстрах» занимает треть рынка ОСАГО. В прошлом году компанией было заключено 18 млн договоров, а с начала нынешнего — более 5,5 миллиона. В российских регионах помимо «Росгосстраха» присутствуют и другие страховщики, но согласно данным Агентства страховых новостей, они, как правило, уступают по сборам, также по количеству офисов продаж. Например, в Республике Бурятия и Калмыкия более половины из них принадлежит «Росгосстраху», тогда как его конкуренты представлены одним-двумя офисами.

«В прошлом году компания, несмотря на сложную экономическую обстановку, не закрыла ни одного регионального отделения в отличие от целого ряда других страховщиковй, которых на рынке ОСАГО свыше сотни, — говорит руководитель департамента по связям с общественностью «Росгосстраха» Андрей Бирюков. — Мы взяли на себя всю нагрузку по заключению договоров страхования. В настоящее время агентов наши полисы можно купить на всей территории России в 3 тыс. офисах и у 60 тыс. агентов».

По его словам, люди добровольно выбирают компанию с многолетней историей. «Сейчас примерно каждый третий российский автовладелец, а то и каждый второй идет в отделение «Росгосстраха» для того, чтобы заключить полис ОСАГО. Но существует такой аспект как доступность. Не секрет, что в отдельных регионах многие страховые компании не представлены вовсе, либо их присутствие минимально», - добавил Бирюков.

Ежедневно, согласно статистике «Росгосстраха», офисы компании по всей России посещает больше 50 тыс. человек. После запрета на продажу новых полисов это количество клиентов придется обслуживать другим страховщикам, что неизбежно приведет к появлению очередей. Также владельцы действующих полисов «Росгосстраха» не смогут вписать других водителей в полис, так как страховщик теперь не имеет права увеличивать объем ответственности по действующим договорам.

Тюрников считает, что эта проблема надуманная, и граждане не должны массово столкнуться с проблемой получения полиса. «У «Росгосстраха» разветвленная региональная сеть, но на нем свет клином не сошелся. У большого количества страховых компаний есть свой представитель в каждом субъекте. И уже многие страховщики высказали желание подхватить этот рынок. И еще я напомню, что в скором времени появится электронный полис ОСАГО и этих проблем не будет»,— отметил юрист.

В самом «Росгосстрахе» в настоящее время разрабатывают несколько сценариев. Гендиректор «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров допустил, что в условиях критического развития событий продавать полисы можно через другое юридическое лицо — ОАО «Росгосстрах». У него есть лицензия на деятельность по ОСАГО, но филиалов значительно меньше, чем у ООО «Росгосстрах». При этом ЦБ не может запретить продавать полисы через ОАО, так как нарушений за этим подразделением не числится. Продажа полисов ОСАГО является для «Росгосстраха» прибыльным бизнесом. По данным МСФО, которые приводит РБК, средний ежегодный прирост страховых премий компании за последние три года составляет 10,8%, а за прошлый год они выросли до 43,2 млрд руб., что составляет треть от общего объема всех премий страховщика. В 2014 году компания выплатила по ОСАГО 31 млрд рублей. Таким образом, с учетом всех расходов, заработок «Росгосстраха» по ОСАГО составил 8,7 млрд руб. Если в 2015 году запрет на заключение договоров ОСАГО продлится все 6 месяцев, компания может потерять почти 13 млрд рублей.

Нарушения «Росгосстраха» отмечались и ранее. Например, в апреле 2014 года Федеральная антимонопольная служба Татарстана (ФАС) выяснила, что страховщик при продаже полиса ОСАГО навязывает клиентам дополнительную программу по страхованию жизни и здоровья водителя «Фортуна-Авто». А тем, кто не хотел платить, отказывали в заключении договора и советовали искать другого страховщика. И хотя полис «Фортуна-Авто» стоил всего 1,3-1,6 тыс. руб., «Росгосстрах» обязали выплатить в бюджет государства незаконно полученный от продажи полисов «Фортуна-Авто» доход в размере 158,307 млн рублей. В Кировской области ФАС даже отправило своих сотрудников на дежурство в офиса «Росгосстраха»: они должны были следить за тем, чтобы клиентам не пытались навязать дополнительные услуги.

«Вначале страховщики думали, что «автогражданка» это — способ достучаться до клиента, — рассказал Autonews.ru источник в крупной страховой компании. — Но эти надежды на ОСАГО не оправдались, так как человек приходит в отделение только за обязательным полисом, а от страхования недвижимости и жизни он отказывается. При этом работник компании за продажу дополнительных услуг получает комиссию и вынужден их предлагать. Что касается проблем с предоставлением скидки за базаварийное вождение, то при огромном количестве заключаемых договоров неизбежны ошибки и задержки с обработкой информации у всех компаний. Страховой агент делает запрос по клиенту в базе РСА и получает КБМ — коэффициент бонус-малус за безаварийную езду, на основании которого рассчитывается скидка по ОСАГО.

Источник отметил, что по базе можно отследить, когда был сделан такой запрос. «Бывают моменты, когда кто-то из предыдущих страховщиков неправильно внес информацию. Например, серию УТ записал как YT, а из-за этого водитель может не получить полагающуюся ему скидку. С другой стороны, если ошибки у страховщика происходят массово, как в случае с «Росгосстрахом», то, вероятно, они решили не учитывать скидки специально и таким образом компенсировать выпадающие доходы. Ведь ранее компания заявляла, что планирует ради снижения социальной напряженности держать тарифы по ОСАГО на нижней планке», - добавил собеседник.

Евгений Багдасаров
Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru