branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Самые влиятельные: Мэри Барра против Элона Маска

Топ-менеджеры General Motors и Tesla вошли в список наиболее авторитетных управленцев в мире по версии Fortune...
Самые влиятельные: Мэри Барра против Элона Маска
Самые влиятельные: Мэри Барра против Элона Маска
Глава концерна General Motors Мэри Барра и руководитель компании Tesla Элон Маск вошли в рейтинг самых влиятельных управленцев по версии издания Fortune. Список возглавил глава Apple Тим Кук. Помимо топ-менеджеров, в рейтинге присутствует немало политиков. Например, в первую тройку вошел председатель КНР Си Цзиньпин. Барра и Маск стали единственными представителями автоиндустрии, заняв в рейтинге 9 и 23 место соответственно.

Барра на протяжении нескольких десятилетий упорно шла к своей цели, а Маск буквально ворвался в автоиндустрию. Оба управленца обожают быстрые машины, но глава GM предпочитает классический Camaro, а руководитель Tesla терпеть не может ретро. Но теперь у них одна цель: не так давно GM заявил о намерении зайти на территорию Tesla с доступным электромобилем, обладающим большим запасом хода. Autonews.ru выяснил, какой путь проделали управленцы за последние 10 лет, прежде чем стать самыми влиятельными в автобизнесе.

2004 год
В 2004 году Элон Маск, в то время известный как один из основателей PayPal, стал членом совета директоров Tesla Motors, образованной годом ранее. Он принял участие в разработке первой модели компании – электрического родстера, а также выступил в качестве инвестора, вложив $70 миллионов собственных средств. Tesla Roadster был показан в 2006 году, но старт производства затягивался, так как компания испытывала финансовые проблемы. Машину удалось запустить в серию только в 2008-м, и в том же году Элон Маск стал у руля Tesla Motors.
В то время Мэри Барра после успешного руководства убыточным заводом Detroit Hamtrack была назначена исполнительным директором по глобальному производству и разработкам. Спустя четыре года она стала вице-президентом этого подразделения. В General Motors Мэри пришла в 18 лет в качестве стажера, а после окончания профильного колледжа начала работать в концерне инспектором по качеству на заводе, выпускающем среднемоторные спорткары Pontiac Fiero. В GM заметили целеустремленность Мэри и отправили ее на обучение в Стэнфордскую школу бизнеса.

2009 год
За 5 лет под руководством Элона Маска были выпущены первые 500 электрокаров и представлен обновленный вариант единственной модели Tesla Motors. Кроме того, компания получила влиятельного партнера: 10% акций «Теслы» за 50 млн долларов приобрел концерн Daimler. Немцы получили доступ к наработкам по батареям и электромотором и поделились автомобильными технологиями, необходимыми для создания хэтчбека Tesla S, прототип которого был представлен в том же 2009 году.
В сложный для General Motors период Мэри Барра возглавила подразделение по персоналу. Таким образом, она играла очень важную роль в подборе менеджеров, которым предстояло реструктурировать терпящую бедствие компанию. На новом посту Барра отменила дресс-код General Motors, сократив многостраничные правила до одной фразы: «Одевайтесь соответствующе». По ее словам, людям, которым доверено распоряжаться миллионами долларов, следует доверять в том, что касается внешнего вида.

2011 год
В декабре 2011 года истек контракт Tesla и Lotus: британский производитель поставлял американцам «планеры»: практические готовые родстеры, но без двигателей и батарей. Компания перестала принимать заказы на Roadster на некоторых рынках и начала готовиться к производству более крупной модели. Выпуск хэтчбека Models S решили развернуть на бывшем совместном предприятии General Motors и Toyota. Но еще до того, как производство электромобиля стартовало, Элон Маск был включен «Форбсом» в двадцатку самых влиятельных молодых топ-менеджеров в США.
В 2011 году General Motors вернул себе звание крупнейшего в мире автопроизводителя. Мэри Барра была назначена вице-президентом компании по глобальным разработкам продуктов - ей предстояло заняться унификацией автомобилей для различных рынков. В 2018 году количество платформ планировали сократить вдвое - до 14. Унификации решили подвергнуть и моторную линейку автомобилей General Motors. Кроме того, концерн заявил о намерении к 2015 году увеличить производство в Китае, Индии и России.

2013 год
В 2013 году Fortune назвало Элона Маска бизнес-персоной года, а акции Tesla Motors были включены в фондовый индекс NASDAQ-100, что стало признанием рыночной капитализации и ликвидности производителя электромобилей. С начала 2013 года акции компании подорожали на 400%. А уже через несколько месяцев, несмотря на скромный объем продаж (20 000 машин в США и Европе), капитализация Tesla Motors достигла 20 млрд долларов. Впрочем, сам Маск признал капитализацию компании незаслуженно высокой.
В 2013 году к обязанностям Мэри Барра добавились закупки и поставки. Уже тогда многие посчитали, что у нее есть все шансы стать преемницей Дэна Акерсона и возглавить General Motors. CNN Money назвало Мэри Барра самой влиятельной женщиной в автомобильной промышленности. Спустя год Forbes включил Барру в свой список самых влиятельных женщин мира.

2014 год
В середине 2014 года Элон Маск пошел на беспрецедентный шаг и снял ограничения на использование технологий компании, пообещав не преследовать тех, кто использует патенты Tesla Motors в благих целях. По его словам, «Тесле» не стоит опасаться конкуренции со стороны крупных компаний: «Они не стремятся к лидерству в сегменте электромобилей». А открытые патенты, по мнению Маска, позволят бороться с машинами, оснащенными двигателями внутреннего сгорания. В 2014 году единственная модель компании получила систему полного привода и автопилот.
В январе прошлого года Мэри Барра сменила Дэна Акерсона на посту генерального директора. Таким образом, впервые крупнейшую автомобильную компанию возглавила женщина. С приходом Барры концерном была замечена проблема с замками зажигания, которая игнорировалась на протяжении многих лет. Из-за неисправности замка двигатель мог заглохнуть на ходу, а подушки безопасности не срабатывали. Это стало причиной нескольких десятков смертей и почти полутора сотен увечий. Расследование привело к массовым проверкам безопасности автомобилей. По ее результатам было уволено несколько человек и отозвано более 30 миллионов по всему миру, из них 26 миллионов — на рынке США.

2015 год
Летом этого года Tesla планирует начать производство электрического кроссовера Model X. В ближайшем будущем компания рассчитывает запустить бюджетный электромобиль Model3. Сам Элон Маск уже мечтает о тех временах, когда автомобили будут оснащены умными автопилотами, а управление машины человеком окажется вне закона из соображений безопасности.
На посту гендиректора Мэри Барра озвучила более радикальные планы по сокращению платформ: концерн решил оставить к 2025 году только четыре основных архитектуры. Кроме того, марка Cadillac выделена в отдельное подразделение, а ее автомобили будут оснащаться самыми передовыми технологиями.

Евгений Багдасаров