«В Москве машин стало намного меньше, и это очень непривычно»
«В Москве машин стало намного меньше, и это очень непривычно»
Autonews рекомендует
< >
Autonews рекомендует
< >
Статьи 16 февраля 2015
Статьи 16 февраля 2015
«В Москве машин стало намного меньше, и это очень непривычно»
Аналитик «Яндекс.Пробок» Леонид Медников — о том, что будет с московскими заторами в 2015 году...
«В Москве машин стало намного меньше, и это очень непривычно» 
В январе на дорогах Москвы стало заметно свободнее, чем год назад. На улицах в пределах Садового кольца в вечерний час пик средняя скорость движения выросла на 4%. Между Садовым и Третьим транспортным кольцом автомобили стали двигаться на 7-10% быстрее. Стало меньше пробок и в некоторых районах Москвы между ТТК и МКАД. Autonews.ru выяснил у аналитика «Яндекс.Пробок» Леонида Медникова, что будет с московскими заторами в 2015 году.



— В январе ходили слухи, что «Яндекс» намерен пересмотреть существующую шкалу загруженности дорог. Насколько это соответствует действительности и есть ли в этом необходимость?

— Это слухи. Мы считаем, что было бы неправильно расширять шкалу баллов. У нас даже есть шутка по этому поводу: «Через 40 лет внук будет спрашивать у деда, почему шкала пробок 32-балльная. Дедушка объяснит, что раньше она была 10-балльной, но потом почему-то начала расширяться, и вот теперь она такая, никому не понятная».

На самом деле, шкала из 10 баллов может передать весь спектр пробочной загруженности. При этом важно, что для каждого города мы настраиваем ее отдельно. Так, 7 баллов в Москве — это все 10 для Казани. Если с течением времени пробок в Казани стало бы заметно больше, мы бы не стали увеличивать шкалу до 15 баллов, а использовали, например, московскую. Но она в любом случае будет 10-балльной.

— Сколько городов сегодня имеют свою шкалу?

— У нас сейчас 19 городов в России, один — в Беларуси, два — в Украине и три - в Турции с индивидуально настроенной шкалой. Но везде шкала 10-балльная. В других городах пробки тоже отображаются, но уже без баллов.

— Часто сервис обвиняют в том, что он предоставляет некорректную информацию. В частности, нередко обсуждают Большую Якиманку - по направлению в центр там может быть глухая пробка, а сервис окрашивает ее в желтый или в зеленый цвет. Пользователи видят в этом некий заговор. С чем на самом деле связаны подобные сбои?

— Данные о пробках, которые мы видим на «Яндекс.Картах», — это информация о средней скорости, с которой по этому участку дороги проехали другие участники движения, использующие «Яндекс.Карты» или «Навигатор». Если вы стоите в пробке, а улица покрашена в зеленый цвет, значит, недавно поток ехал быстро. Мы не можем по первой же вставшей машине перекрасить зеленый участок в красный, так как порой водитель может двигаться медленнее по своим причинам, и, если начнем реагировать на каждый отдельный случай, будем часто показывать ложное красное. Поэтому перед тем, как робот «покрасит» дорогу, проходит некоторое время: нам нужно получить данные от определенного количества машин.


Большая Якиманка славится тем, что ее часто перекрывают. Если движение полностью блокируется, машины не движутся, и к нам вообще не поступают данные о проезде данного участка. Поэтому на какое-то время сохраняется предыдущий цвет. Чем более глухая пробка, тем медленнее ее проедет нужное число машин, и отобразятся изменения. Мы работаем над тем, чтобы алгоритмы лучше понимали такие нетипичные ситуации.

— А ситуации с переулками в центре Москвы, когда они ночью почему-то становятся бордовыми, связаны с припаркованными автомобилями?

— Дорога в таких случаях вообще пустая. По ней может никто не проехать за последние 5-10 минут, лишь стоят припаркованные автомобили. В этом и заключается проблема. Если бы по улице ездили машины, то алгоритм работал бы корректно. Это отдельная задача - научиться отсеивать бесполезные данные от припаркованных машин.


— Одним из очевидных дополнений работы сервиса стала бы возможность отображения загруженности полос. Это реально воплотить?

— Нет, измерить пробки по полосам нереально: точности GPS не хватает для того, чтобы определять, по какой полосе едет машина. Зачастую ее с трудом хватает, чтобы понять, автомобиль движется по основной дороге или по дублеру. Но чаще всего вопрос не в конкретной полосе, а в направлении съезда с перекрестка. Например, те, кто поворачивают налево, могут стоять в пробке, а те, кто едут прямо, двигаться свободно.

Можно замерить это различие, но здесь обостряется проблема, о которой мы только что говорили: придется еще дольше ждать подтверждения об изменении ситуации, потому что понадобится отдельно считать данные по автомобилистам, которые выезжают с перекрестка в разных направлениях. Задача интересная и мы ищем пути решения.

— «Такси», «Транспорт», «Парковки» - что еще ждать в будущем? Планируется ли создание одного приложение, в котором можно было бы объединить все возможности?

— Пока таких планов нет, хотя у нас есть и сторонники этой идеи, и ее противники. Главное, чтобы людям было легко и удобно. А уж пять там приложений или одно — не так важно. На мой взгляд, каждое отдельное приложение по-своему ценно, так как очень удобно для решения конкретной задачи, а чтобы было удобно выполнять другие задачи, мы предлагаем быстрый переход между приложениями. Например, в «Яндекс.Парковках» можно найти парковку, и запросить маршрут к ней, который построится уже в «Яндекс.Навигаторе».

— В связи с постоянным расширением функционала не планирует ли «Яндекс» сделать свой продукт платным?

— Все сервисы для пользователей, которые предлагает «Яндекс», — бесплатные. Исключение составляет разве что мобильная «Яндекс.Музыка», но это особенности индустрии и отношений с правообладетелями.

— Приложением все активнее пользуются жители регионов. В чем заключаются принципиальные отличия пробок в других городах от заторов в столице?

— Москва отличается от других городов радиально-кольцевой планировкой и центром c четко очерченными Садовым кольцом и Третьим транспортным. Соответственно, для Москвы характерны так называемые маятниковые пробки на радиальных магистралях. И еще одна из тенденций — перегруженный вечером центр.


Проблема перегруженного центра особенно отчетливо проявляется в декабре перед новогодними праздниками, когда внутри Садового кольца скапливается столько машин, что они перекрывают проезд друг другу во всех возможных направлениях, в результате центр блокируется на несколько часов. В любом другом городе эта проблема тоже есть, но в Москве она ярко выраженная.

— Что происходит с московским трафиком в начале этого года?

— По нашим наблюдениям, в январе машин стало намного меньше. Даже в вечерний час пик Садовое и Третье транспортное кольцо были в основном зелеными. Конечно, там бывают пробки, но в основном они едут. И это очень непривычно.

— Получается, что в этом году пробки переживают новую фазу?

— Однозначно утверждать нельзя. С одной стороны, это тенденция, которая повторяется из года в год. Традиционно декабрь — самый загруженный месяц — сказывается предновогодний ажиотаж. Люди едут в центр, несмотря ни на что, даже если снегопад. После этого наступает спокойный январь — сезон после отпусков, деловая активность просыпается медленно. Это особенно четко видно в первую рабочую неделю года. Другой вопрос, что в этом году в январе на дорогах было свободнее, чем в предыдущий год. Посмотрим, как будет развиваться ситуация дальше. Пока мы видим, что в зоне между Садовым и Третьим транпортным кольцом стало свободнее, но в целом начали возвращаться привычные пробки.


— Меры по борьбе с пробками, по вашим оценкам, уже дали положительный эффект?

— Да, где-то стало немного легче, но не все так однозначно. В Москве есть проблемные места, из-за которых образуются пробки. Казалось бы, нужно всего лишь устранить такие места — и пробкам конец. С математической точки зрения, это верный подход, но правда также и в том, что как только город поедет, сразу возникнет гораздо больше желающих сесть за руль автомобиля. В Москве людей, которые будут готовы содержать собственную машину, уж точно найдется немало. Это четко видно по запаркованности дворов в рабочее время. Если завтра, например, мы расширим дорогу вдвое, эти люди смогут завести машины и поехать.

— Получается, что решить проблему нельзя?

— С одной стороны, конечно, надо решать проблемы, которые есть с дорогами, с другой —надеяться, что если все перестроится и расширится, то пробки исчезнут, не стоит. Поэтому нужно создавать условия, в которых ездить на общественном транспорте будет в чем-то лучше, чем на автомобиле. Если говорить про меры, которые измеримо повлияли на загруженность города в целом, — это платные парковки.

— Вы проводили исследование о том, как изменилась загруженность дорог с введением платных парковок?

— Мы сравнивали скорость движения в Москве по зонам и увидели, что еще феврале 2014 года после введения платных парковок внутри Садового кольца скорость движения в этой зоне выросла более чем на 15% по сравнению с 2013 годом. И даже в зоне между ТТК и МКАД движение стало более свободным. Это можно объяснить тем, что автомобилисты, которые раньше ездили в центр, отказавшись от личного транспорта, снизили нагрузку на все магистрали и за пределами центра тоже.

— Выделенные полосы — это тоже мера, которая работает?

—Естественно, выделенные полосы сами по себе не улучшают жизнь водителям. Однако для уменьшения пробок важно дать автомобилистам хорошую альтернативу. Выделенные полосы — одна из мер, которая должна помочь сделать общественный транспорт более привлекательным.

— Тем не менее, существует ли в Москве период времени, когда бороться с пробками вообще бессмысленно?

— Да, пробки будут резко расти в период ажиотажа, например, перед Новым годом. Уж один раз в году человек все равно готов приехать в центр и оплатить парковку. И даже если в целом в течение года мы заметим снижение уровня пробок, то в пиковые дни картина будет прежней. Ближайший такой день —канун 8 марта. И платные парковки здесь вряд ли спасут. Даже наоборот: все подумают, что город стал свободнее, и поедут в центр. Подобный ажиотаж трудно контролировать.


— В какие районы Москвы вы бы порекомендовали ездить только на общественном транспорте?

— Для автомобилистов на сегодняшний день самый сложный район – восток Москвы: Волгоградский и Рязанский проспекты, Шоссе Энтузиатов, Щелковское шоссе — они очень часто в топе пробок. Нельзя сказать, что туда не нужно ездить на автомобилях, но то, что вся система там перегружена — факт. В противовес можно привести пример западной части города. Звенигородское шоссе и Кутузовский проспект в основном движутся хорошо.

— Есть какие-то характерные примеры, когда даже строительство развязки не смогло решить проблему?

— Для потока, движущегося в центр, практически любая развязка означает перенос пробки ближе к центру. Например, на Ярославском шоссе на пересечении с улицей Вешних Вод был светофор, где всегда собиралась пробка: утром — в центр, вечером —из центра. Там построили развязку, из-за чего пробка с утра переехала к очередному узкому месту ближе к центру. Даже если мы всю магистраль сделаем 10-полосной, затем все эти автомобилисты захотят съехать, например, на ТТК, и здесь соберется пробка.

Однако при движении в область эта развязка оказалась удачной: пробка перед ней исчезла, а после нее поток частично рассеивается по жилым районам, и Ярославское шоссе сводобно пропускает автомобили из центра. Те, кто едут дальше в область все-таки встанут в пробку уже в Мытищах, но суммарные потери времени и для них уменьшатся.

— МКАД лишен узких мест, но ситуация с пробками там все хуже. В чем причина?

— На МКАД есть несколько проблемных развязок, где каждый день собираются пробки. Где-то это реконструкция, где-то клеверные развязки просто не справляются. Например, на пересечении МКАД с Ленинским проспектом и с Каширским шоссе. Там развязки приводят к пересечению потоков, снижению скорости и, в конце концов, к пробке. Такие места нужно расширять, строить более плавные съезды, делать их как можно длиннее. Чем длиннее съезд, тем на большой скорости машина может на него заехать, и тем дольше пробка на съезде не будет мешать движению основного потока по МКАД.

— Если на МКАД перестроят большинство проблемных развязок, пяти полос хватит для бесперебойного движения? Если, конечно, исключить аварии и погодные явления.

— Теоретически неважно, сколько полос. Будь МКАД даже однополосным, он мог бы всегда ехать. Главное сделать так, чтобы съезд с этой единственной полосы не был затруднен, и заезжающие на МКАД не тормозили поток. В таком случае пробки будут выстраиваться на подъезде к МКАД и на съезде с него. Конечно, на него будет неудобно заехать, но если уж вы заехали, то сможете по нему быстро проехать.

— 2015 год — переломный период в плане пробок? Что ждет автомобилистов Москвы?

— Во-первых, расширение зоны платной парковки в конце 2014 года может дать определенное улучшение. Если раньше люди ехали внутри Садового и пытались бросить автомобиль между Садовым и ТТК, то теперь эффект может оказаться сильнее — некоторые люди, может быть, вообще откажутся от поездок. Однако как мы видели на примере прошлого года, позитивное влияние платных парковок через несколько месяцев может и снизиться.

— С чем это связано?

— Люди подстраиваются под ситуацию. Может быть, автомобилисты начали покупать годовые абонементы. Может, увеличилось количество водителей, готовых платить за парковку. Кроме того, центр используется для транзитного проезда, и если там стало свободнее, автомобилисты будут охотнее его использовать. Так или иначе, к сентябрю-октябрю прошлого года трафик поехал уже не на 15% быстрее, а максимум на 5%. Еще один фактор—экономика. Мы не можем предсказать развитие событий, но если деловая активность в 2015-м будет снижаться, то и пробок может стать меньше.

Роман Фарботко