branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Дешевый бензин закончится в марте

К 1 мая цена за литр топлива достигнет 50 рублей, а уже в марте в регионах могут начаться перебои с поставкой горючего...
Дешевый бензин закончится в марте
Дешевый бензин закончится в марте
Уже весной горючее будет стремительно дорожать, а к 1 мая 2015 года цена за литр топлива АИ-95 достигнет 50 рублей. Об этом корреспонденту Autonews.ru заявил генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. Ранее аналитики нефтяной отраслипрогнозировали подорожание бензина до 50 рублей только к концу 2015 года. Новые данные передвигают этот срок на полгода вперед. Параллельно на рынке возникнет дефицит горючего.

Всему виной налоговый маневр - так называют новый принцип налогообложения нефтедобывающих компаний – закон вступил в силу 1 января 2015 года. «В результате налогового маневра увеличилась ставка налога на добычу полезных ископаемых, а пошлины на нефть и нефтепродукты снизились, - объяснил Рустам Танкаев. – Это означает, что цена нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке выросла, и та доля вклада, который цена на нефть способна внести в стоимость бензина, увеличилась. Снижение пошлины, в свою очередь, означает, что для российской нефти и бензина экспорт стал более предпочтителен, чем был до этого».


Проще говоря, новая система стимулирует продажу нефти за границу, делая поставки нефтепродуктов на внутренний рынок менее выгодными – отсюда рукой подать до возможного дефицита. Одновременно налоговый маневр повышает себестоимость нефти, что приводит к росту розничных цен. «Налоговый маневр был разработан в то время, когда ни о каком кризисе речи не было, - рассказал Танкаев. – Его цель состояла в том, чтобы несколько оживить российскую нефтеперерабатывающую промышленность. Но в тот момент, когда налоговый маневр принимали, ситуация уже изменилась кардинально. Фактически, в настоящее время этот закон работает во вред и нефтедобыче, и нефтепереработке в России».

«С маленькими пошлинами, утвержденными в результате налогового маневра, бензин утечет из России».
Несмотря на это, налоговый маневр одобрил Совет Федерации и подписал президент Владимир Путин – сейчас документ имеет законную силу. Отменить нововведение предложила группа депутатов Справедливой России в составе Ивана Грачева, Андрея Крутова, Дмитрия Ушакова, Натальи Петуховой и Оксаны Дмитриевой. Парламентарии разработали так называемую альтернативную антикризисную программу, которую анонсировали в конце января: одним из пунктов стала отмена налогового маневра и принудительная заморозка цен на бензин. Согласно подсчетам авторов, отказ от снижения пошлин вместе с возвратом прежних ставок НДПИ привлечет в бюджет дополнительные 800 миллиардов рублей.

На данный момент полная версия этого документа недоступна общественности: Оксана Дмитриева обещала опубликовать ее на своем официальном сайте в понедельник, 2 февраля. Судить о сути предложений депутат предложила по краткому содержанию, которое раздали нескольким журналистам. Пункт о заморозке цен на бензин первая заместитель председателя комитета по бюджету и налогам озвучила только в разговоре с корреспондентом Autonews.ru – в письменном отчете эта мера не упоминалась.

«Заморозка тарифов есть в плане, она должна действовать весь 2015 год, чтобы сдержать инфляцию, - обосновала свою позицию Дмитриева. – У нас есть четкий план, в нем 80 с лишним пунктов, часть из которых подкреплена законами. Мы направим нашу программу письмом президенту и председателю правительства России, а также экономическому советнику президента Андрею Белоусову. Мы уже обговаривали этот вопрос с директором Института экономики РАН Русланом Гринбергом, а в середине февраля обсудим план на расширенном заседании ученого совета Института экономики с приглашением научной общественности. Более широкой аудитории мы поведаем наши предложения в рамках Московского экономического форума в марте. Головным органом по рассмотрению антикризисной программы в Госдуме станет бюджетный комитет».

«В январе прошлого года бензин в России стоил 88 центов за литр, а сейчас – 44 цента».
Примечательно, что Дмитриева даже не надеется на прохождение своей программы через нижнюю палату парламента: все усилия депутат намерена направить на общественную дискуссию, а также на изучение документа внутри комитета без вынесения на общее голосование. «Вряд ли эта информация дойдет до премьер-министра или президента, - призналась Дмитриева. – У них даже не будет информации о самой возможности существования проработанной альтернативы. Те, кто совершил ошибки при составлении текущего антикризисного плана, будут в них упорствовать – и сделают все возможное, чтобы об их промахах никто не узнал».

Между тем, предложения профессора и доктора экономических наук Оксаны Дмитриевой о принудительной заморозке цен на топливо не стали новым словом в российской практике: по словам Рустама Танкаева, после распада Советского Союза такие идеи высказывались регулярно и ни разу не приводили к желаемым последствиям.

«В настоящий момент мы проходим минимум годового потребления бензина и дизельного топлива, - отметил директор «ИнфоТЭК-Терминала». – С конца февраля потребление начнет расти. В то же время расширятся возможности продажи бензина на внешние рынки благодаря налоговому маневру. В результате в России образуется дефицит бензина. Если на это наложить фиксацию цен на топливо, это приведет к бензиновым кризисам во всех регионах России – дефициту бензина и неизбежному росту спекулятивных цен. Разумеется, повысятся не те цены, что официально укажут на заправках, а те, что выставят по темным углам – люди начнут покупать бензин на черном рынке».

«В прошлом году такая ситуация сложилась в Алтайском крае, где из-за дефицита бензина цены подскакивали до 50 рублей за литр при официальных ценах около 30. Вот чего можно добиться нерыночными методами, которые предлагают депутаты Государственной думы, - добавил эксперт. – Мы это проходили десятки раз с момента распада СССР. В Советском Союзе другой ситуации просто не было – дефицит бензина там был всегда. После распада СССР ударные бензиновые кризисы повторялись регулярно».

«Потребление и поставки бензина удалось выровнять после того, как цены перестали регулировать».
Наиболее благоприятной обстановкой для очередного топливного обострения становится финансовый кризис – к примеру тот, что произошел в 1998 году. «После кризиса-1998 дефицит бензина образовался в 50% субъектов Российской Федерации, - привел пример Танкаев. – В тот момент ситуация вышла на государственный уровень, была создана комиссия, в которую я входил. Комиссией руководил вице-премьер Аксененко. Потребление и поставки бензина удалось выровнять только после того, как цены перестали регулировать. То же самое бывало в нашей истории много раз. До бесконечности наступать на одни и те же грабли – это, мягко говоря, непрофессионально. То, что депутаты Госдумы не знают, как работает нефтяной рынок, и не в состоянии предложить что-то разумное – это нормально, ведь там нет нефтяников».

«Что касается налогового маневра, то мы много говорили о том, что он абсолютно несвоевременен и бессмыслен. Об этом рассуждали не только эксперты, но и люди, облеченные властью – к примеру, глава «Роснефти» Игорь Сечин. К этим словам никто не прислушался, - напомнил аналитик. – Инерция государственной машины вкупе с полным непониманием рычагов экономического воздействия со стороны экономического блока нашего правительства приводят к тому, что решения принимаются не исходя из ситуации и компетентности, а исходя из традиций и инерции. Налоговый маневр, конечно, нужно отменять».

Согласно заключению обозревателей нефтяного рынка, позиция правящей партии приведет к неминуемому росту рублевых цен на топливо. «Сейчас розничные цены на бензин в России в 5 раз ниже, чем в странах Европы – таких, к примеру, как Германия или Франция, - рассказал Рустам Танкаев корреспонденту Autonews.ru. – В Москве цена на бензин в розницу в полтора раза ниже, чем в Киеве. Эти данные легко проверить. Все это безобразие требует высоких таможенных пошлин – чтобы защитить внутренний рынок. С маленькими пошлинами, утвержденными в результате налогового маневра, бензин утечет из России».

«Много разговоров о том, что цена на нефть падает, а на бензин – растет, но сравнивать необходимо в одних и тех же единицах, - продолжил эксперт. – Если говорить о валютной цене бензина в России, то в январе прошлого года он стоил 88 центов за литр, а сейчас – 44 цента. Цена упала в 2 раза. Поскольку у нас обесценилась национальная валюта, то рублевая цена на топливо чуть-чуть подросла. Если наш рынок начнет приходить в равновесие с внешним рынком – а это неизбежно – то при том уровне пошлин, который установился благодаря налоговому маневру, к 1 мая мы увидим цену на бензин АИ-95 в 50 рублей за литр».

Антон Погорельский
Фото: Viktor Chernov / Russian Look