branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Две недели в пустыне: кто выиграет Дакар-2015

Представляем главных героев грядущего ралли-рейда по бездорожью Южной Америки...
Две недели в пустыне: кто выиграет Дакар-2015
Две недели в пустыне: кто выиграет Дакар-2015
В начале января в Буэнос-Айресе начнется первая гонка в новом году – ралли-рейд Дакар. За две недели участники сделают петлю по трем странам Южной Америки: марафон начнется в Аргентине, продолжится в Чили, затем спортсмены на пару дней заедут в Боливию, после чего отправятся в обратный путь в Буэнос-Айрес. В общей сложности гонщики преодолеют 9111 километров, из которых 4578 пойдут в зачет – остальную дистанцию составят перегоны между спецучастками.

«Легенда» Дакара-2015 обещает сделать его одним из самых сложных ралли-рейдов в Южной Америке. К традиционным пескам и аргентинским грунтовкам добавятся высокогорные дороги на плато в Боливии – часть пути пройдет на высоте 4-5 километров над уровнем моря. Более того, именно высокогорные «допы» с их разреженным воздухом и повышенной нагрузкой на человеческий организм станут марафонскими. На Дакаре так называют спецучастки, после которых спортсмены не имеют права пользоваться услугами механиков и бригад технической помощи: все работы по ремонту машин и замене деталей гонщикам и штурманам придется выполнять самостоятельно. Помогать им смогут исключительно другие участники Дакара, Однако учитывая колоссальную усталость после 800-километровой дороги, вряд ли пилоты будут настолько великодушны.


Марафонские спецучастки были распространены, когда Дакар проводился в Африке. С переездом гонки в южное полушарие организаторы от этой практики отказались. Вероятно, руководство гонки прислушалось к голосам скептиков, которые утверждали, что южноамериканский Дакар получился слишком легким. А может, все дело в банальной экономии средств: спортсмены отправятся на марафонский «доп» из чилийского Икике, удаленный бивуак без механиков расположен в Боливии, а финиш следующего дня вернет участников в Икике. Получается, командам вообще не нужно перевозить оборудование и тяжелые грузовики технического сопровождения из Чили – в то время как гонщики будут вынуждены проехать по 800 километров туда и обратно своим ходом. Так или иначе, нововведение из разряда «хорошо забытое старое» встряхнет пелотон и сделает ралли-рейд более зрелищным для болельщиков.


По традиции, за победу на Дакаре будут бороться пилоты в четырех классах: мотоциклов, квадроциклов, автомобилей и грузовиков. И хотя наибольшей популярностью в мире пользуется зачет внедорожников, а на родине Дакара – во Франции – преимущество отдают соревнованию на двух колесах, в России основные симпатии на стороне грузовиков. Autonews.ru представляет главных героев будущего Дакара во всех категориях.

МОТОЦИКЛЫ

Последние 13 лет в мотозачете Дакара единолично доминирует марка KTM. В начале двухтысячных у австрийцев просто не было конкурентов, теперь соперники появились, но KTM продолжает выигрывать с 2001 года по сей день без перерыва. В активе чемпионского коллектива многолетний опыт, техническое совершенство мотоцикла и выверенное до мельчайших деталей распределение ролей. По образцу велокоманд KTM играет на одного лидера – Марка Кому. Напарники испанца возят за него воду, запчасти и инструменты для ремонта – сам Кома при этом едет налегке, что позволяет ему отрываться от конкурентов.


Впрочем, даже если у Марка что-то не заладится, инициативу тут же подхватят партнеры: Рубен Фария и Хорди Виладомс. Оба спортсмена уже были серебряными призерами Дакара: все, чего им не хватает для победы – это осечки Комы и разрешения команды гнать на полную. Пока же у лидера все хорошо, разговоры будут только о том, сможет ли Марк Кома выиграть пятый Дакар в карьере.

Впервые в истории на старт Дакара выйдет мотоциклист из Индии.
Многолетний соперник испанца по мотозачету Сирил Депре решил завязать с мотоциклами и пересел на автомобиль. В отсутствие француза борьбу Коме попробуют навязать гонщики Honda Хоан Барреда Борт, Элдер Родригес и Паоло Гонсалвеш, а также представители Yamaha Оливье Пайн, Хуан Педреро и Франс Верховен. Наконец, на сюрпризы способна марка Sherco. В 2014 году гонщик французской команды Ален Дюкло неожиданно для многих выиграл спецучасток. Малиец сошел с дистанции, когда занимал четвертое место в «абсолюте», но заявка на высокий результат была сделана – в новом сезоне Дюкло попробует замахнуться на большее.

Прогноз на победу: Марк Кома

КВАДРОЦИКЛЫ

Главной неожиданностью Дакара-2015 в зачете квадроциклов стало отсутствие братьев Патронелли. Аргентинцы Маркос и Алехандро Патронелли выигрывали ралли-рейд с 2010 по 2013 год – каждый одержал по две победы. Дакар-2014 закончился для Маркоса зрелищной аварией: квадроцикл аргентинского гонщика улетел в пропасть на горном «допе», а сам гонщик едва остался в живых, успев выпрыгнуть из набравшей ход Yamaha в последнюю минуту. Вплоть до ноября 2014 года братья рассчитывали вновь выйти на старт, но в итоге планы сорвались: квадроциклисты занимаются гонками в свободное от работы время, поэтому когда основной бизнес потребовал от Патронелли больше времени, спортсмены отказались от Дакара.


Впрочем, братья решительно настроены вернуться: в 2016 году Маркос и Алехандро рассчитывают пересесть на автомобили. Две крупные команды уже предложили аргентинцам контракты призовых пилотов, так что предстоящий отпуск станет для Патронелли не более чем передышкой перед новыми сражениями. В отсутствие фаворитов главным претендентом на победу считается действующий триумфатор Дакара Игнасио Касале. Чилиец участвует в марафоне с 2011 года, но уже второй ралли-рейд в карьере завершился для спортсмена четвертой позицией, а в 2014 году Касале выиграл семь спецучастков, чтобы на финише оторваться от ближайшего преследователя на полтора часа.

Гонщики из Южной Америки в зачете квадроциклов выиграли 50 спецучастков из 82 возможных.
В компании с Касале сплошь южноамериканцы: среди 45 участников на квадроциклах этот континент представляют 33 человека. Наибольшими шансами на пьедестал почета обладает уругваец Серхио Лафуэнте и аргентинец Лукас Бонетто. К слову, на последнего ставят братья Патронелли. Интересы Европы будет представлять 48-летний Рафал Соник - на счету поляка два подиума и четыре финиша в первой пятерке Дакара.

Есть среди квадроциклистов и российский участник: на Yamaha под номером 262 на старт выйдет Сергей Карякин. Екатеринбуржец дебютировал на Дакаре в 2014 году. Спортсмен сходу занял седьмое место в «абсолюте» и выиграл один спецучасток – с таким послужным списком в новом сезоне россиянин вправе рассчитывать на первую пятерку.

Прогноз на победу: Игнасио Касале

АВТОМОБИЛИ

Ключевой зачет Дакара ждет настоящая встряска: трехлетнюю гегемонию коллектива X-Raid готовится прервать заводская команда Peugeot. Французы выигрывали Дакар четыре раза, но происходило это с 1987 по 1990 год. Двадцать лет спустя команда вернулась в ралли-рейды. Для восхождения на вершину Peugeot собрала настоящий дрим-тим из звездных пилотов: гонщиками стали двукратный чемпион мира по ралли и триумфатор Дакара-2010 Карлос Сайнс, пятикратный победитель марафона в зачете мотоциклов Сирил Депре, а также живая легенда – Стефан Петрансель, на счету которого невероятные 11 побед в Дакаре.


И если пилотский состав у Peugeot однозначно лучший, то в плане техники не все так очевидно: прототип Peugeot 2008 DKR дебютирует на Дакаре, а потому предсказать его результаты не возьмется никто. Если французы не доберутся до финиша или начнут ломаться, на первые места наверняка выйдет команда X-Raid. В составе немецкого коллектива выступает двукратный победитель Дакара Хуан Рома и знаменитый Нассер Аль-Аттия – бронзовый призер Олимпийских игр по стендовой стрельбе, глава автомобильной федерации Катара и один из самых ярких гонщиков Дакара последних лет.

На старт Дакара выйдут три спортсмена с фамилией Мальдонадо.
Российские участники Дакара считают серьезными претендентами на победу и команду Overdrive – бельгийцы выставляют на старт пикапы Toyota Hilux. Несмотря на отсутствие заводской поддержки, коллектив прогрессирует год от года: в 2015 году к признанному лидеру Overdrive Жинелю де Виллерсу присоединятся Кристиан Лавьель, Лусио Альварес и Бернард тен Бринке. Конкурентами этих парней считают авансом: пока на счету Overdrive не было побед на Дакаре, а в плане финансирования и технической оснащенности частная бельгийская компания заметно проигрывает X-Raid и Peugeot.

Российское представительство на Дакаре заметно сократилось. Вместо восьми экипажей прошлого года в 2015-м на старт ралли-рейда выйдут четыре участника из России, а также два казахстано-российских дуэта. Пожалуй, лучше остальных подготовлен Владимир Васильев: в минувшем сезоне спортсмен выиграл кубок мира по ралли-рейдам. Ассистировать Васильеву будет опытнейший штурман Константин Жильцов. Интерес представляет и дуэт Сергея Фомина с Даном Щемелем – спортсмены поведут в бой прототип G-Force российской постройки. Это единственный экипаж в зачете внедорожников, который можно назвать российским на 100 процентов – остальные пилоты едут на иномарках.

Прогноз на победу: Карлос Сайнс

ГРУЗОВИКИ

Из года в год фаворитом Дакара в грузовом зачете числится российский коллектив КАМАЗ-Мастер. На счету команды из Набережных Челнов 12 побед, две из которых одержаны в эпоху «после Чагина», когда семикратный триумфатор марафона по прозвищу Царь уже переквалифицировался из гонщика в руководителя команды.


На Дакаре-2015 КАМАЗ-Мастер будут представлять знакомые лица: любимец челнинцев Эдуард Николаев, сын Ильгизара Мардеева Айрат, гонщик «быстрой технички» Дмитрий Сотников и, конечно, действующий победитель Дакара Андрей Каргинов. В прошлом году КАМАЗ находился в переходной стадии: половина грузовиков уже получила новые двигатели швейцарской фирмы Liebherr, а вторая половина продолжала выступать на морально устаревших агрегатах Тутаевского моторного завода. Каргинов был в числе последних – Андрей до последнего пилотировал грузовик с российской силовой установкой. Но техническая фора не помогла его напарникам: там, где спасовали Мардеев с Николаевым, Каргинов вытянул КАМАЗ на первое место.

Заводскому КАМАЗ-Мастеру, пользующемуся финансовой и технической поддержкой компании КамАЗ, а также имеющему в собственности отдельное здание, противостоят частные команды. Соперники россиян – это обеспеченные энтузиасты или транспортные компании, для которых Дакар становится шансом вырваться из повседневности и заявить о себе. Для КАМАЗ-Мастера Дакар – это профессия и почти военная подготовка. Тем не менее, соперники российской команды время от времени бросают им вызов.


Тщательнее остальных к ралли-рейду готовится коллектив Жерара де Роя. Голландцы строят грузовики на базе IVECO, а первым пилотом числится сам Жерар. В 2012 году де Рой уже выигрывал Дакар в схватке с КАМАЗами, так что в новом сезоне пилот попробует повторить это достижение. Его напарником будет еще один голландец, побеждавший россиян – на счету Ханса Стэйси первое место на Дакаре-2007.

Где-то недалеко от призовой тройки обычно финиширует Алеш Лопрайс. Сын легендарного Карела Лопрайса, шестикратного победителя Дакара, поведет в бой грузовик MAN. На отдельные успехи способен и Мартин Коломы на Tatra, но называть его реальным претендентом на победу было бы чересчур оптимистично.

Прогноз на победу: Андрей Каргинов

Антон Погорельский
Фото: VI Images / Getty Images, Victor Rojas / Xinhua, Bryn Lennon / Staff, Bryn Lennon / Staff, E]Andina / ZUMAPRESS.com, VI-Images / Contributor, E]Marcelo Espinosa / ZUMAPRESS.com, imago sportfotodienst, Dean Mouhtaropoulos / Staff, Shaun Botterill / Staff