Autonews
Статьи

10 производителей суперкаров, которые ушли в историю

Spyker, DeLorean, Fisker и другие обанкротившиеся компании, выпускавшие суперкары...
10 производителей суперкаров, которые ушли в историю
10 производителей суперкаров, которые ушли в историю 
Голландский производитель суперкаров Spyker признан банкротом. С момента своего основания в 1999 году компания постоянно боролась за выживание, не переставая при этом совершенствовать свои модели. Но в истории Spyker нет ничего необычного: за производство суперкаров часто берутся богатые энтузиасты, плохо представляющие себе специфику рынка. Практически в одиночку сделать достойный продукт, который можно продать за большие деньги в сложной конкурентной среде очень непросто. Autonews.ru вспомнил наиболее интересные бренды, которые на протяжении последних 10 лет тоже постоянно боролись за выживание, а сейчас находятся в состоянии клинической смерти.


Spyker


Марка Spyker известна с конца XIX века. Основатели бренда братья Спайкер занимались изготовлением конных экипажей, а с 1900 года начали выпускать автомобили. Дважды обанкротившись, компания просуществовала до 1926 года. Права на имя уже в наше время выкупил бизнесмен Виктор Мюллер, возродивший в 1999 году бренд Spyker. Помимо производства стильных автомобилей компания прославилась несколькими громкими покупками: в 2006 г. Spyker приобрела формульную команду Midland, а в 2010 г. – обанкротившийся Saab. Покупки осложнили финансовые проблемы фирмы, которые не удалось решить ни в альянсе с китайской компанией Hawtai, ни совместно с фирмой Youngman. В 2011 году Мюллер объявил о банкротстве Saab и начал процесс его ликвидации. Избавившись от Saab, Мюллер попытался возобновить производство суперкаров, получил поддержку голландских банков, и в марте 2013 года компания представила в Женеве новую модель B6 Venator на узлах Lotus Evora. Увы, серийной машины мир так и не дождался.

Fisker


Производитель из Калифорнии, основанный в 2007 году, делал ставку на экологичные суперкары. Седан Karma оснащался гибридной силовой установкой из 2,0-литрового бензинового двигателя мощностью 260 л. с. и 161-сильного электромотора, а аккумуляторы можно было подзаряжать от бытовой сети. Изготовив 2450 машин, компания Fisker осталась без денег и остановила производство. В 2013 году было объявлено о банкротстве, а совсем недавно активы компании купил китайский производитель запчастей и аксессуаров Wanxiang, который объявил о запуске проекта New Fisker. Но до дела так и не дошло.

Gumpert


Немец Роланд Гумперт, много лет проработавший главой гоночного подразделения Audi Sport, в 2001 году загорелся идеей создания суперкара, который мог бы ездить по дорогам общего пользования. Модель Apollo, разработанная при поддержке инженеров Мюнхенского университета, вышла в 2006 году. Оснащенная 650-сильным наддувным мотором V8 4,2 машина разгонялась до 100 км/ч за 3,1 с, а позже появились и версии мощностью 700 и 800 лошадиных сил. Вот только продавались машины неважно, и в 2013 году компания объявила о банкротстве. Представленный в Женеве Gumpert Explosion до производства не дошел. Однако точка в истории еще не поставлена – в компании рассчитывают на помощь неназванного частного инвестора.

TVR


Последний независимый британский производитель, как еще недавно называли компанию TVR, формально тоже продолжает работу, но занимается в основном лишь производством запчастей для прежних моделей. А таковых накопилось немало – компания была основана еще в 1946 году инженером Тревором Уилкинсоном, который и придумал сделать из своего имени набор букв TVR. За годы производства на рынок вышло около 40 моделей, но хорошим спросом могли похвастать далеко не все. Финансовые трудности компания преодолевала в 1965, 1980 и 2003 годах, выходя из каждого кризиса со сменой владельца. Бизнесмен Николай Смоленский, купивший компанию в 2004 году, успел даже продать ее и выкупить обратно, но все-таки окончательно отказался от TVR в 2013 году. Производство последней серийной модели купе TVR Sagaris (V8 4.0, 380 л.с.) было свернуто еще в 2006 году, а наследника так и не представили.

Marussia


Первый и пока последний российский производитель суперкаров закрыл бизнес, так и не начав полноценный выпуск автомобилей. Основанная в 2007 году шоуменом Николаем Фоменко компания Marussia уже через год представила суперкары B1 и B2 (V6 3,5, 420 л. с.), а к 2012 году обещала выпустить на рынок кроссовер Marussia F2. В 2009 году компания стала партнером формульной «конюшни» Virgin, а год спустя выкупила контрольный пакет акций команды. После 3 лет не слишком успешных выступлений в Формуле-1 в 2014 году Marussia объявила о банкротстве и прекращении деятельности.

Marcos


Один из старейших производителей суперкаров, британская компания Marcos, начала деятельность в 1959 году с выпуска несуразных внешне компактных спорткаров. Модельный ряд расширялся, требовались новые производственные мощности, но денег на развитие не хватало. Переезд на новый завод в начале 1970-х и провал идеи экспорта автомобилей в США привели к финансовым трудностям и смене владельца, который начал выпускать купе Marcos V6 в виде комплектов для самостоятельной сборки. К концу 90-х годов прошлого столетия дела вновь пошли плохо, но от разорения Marcos спасли канадские и американские инвесторы, которые смогли перезапустить производство и даже трудоустроили дизайнеров разорившейся фирмы TVR. Но в октябре 2007 года было объявлено о ликвидации самого Marcos. При этом все существовавшие заказы завод выполнил. Последней моделью бренда стал Marcos TSO образца 2004 года с двигателем Chevrolet V8 мощностью 355 или 400 лошадиных сил.

Melkus


Melkus – один из немногих социалистических брендов, хорошо известный во всем мире. Предприятие, основанное в 1959 году гонщиком из ГДР Хайнцем Мелькусом, поначалу специализировалось на изготовлении гоночных машин, но в конце 1950-х представило гражданское спорткупе RS 1000 с дверями типа «крыло чайки», которое окрестили «коммунистическим Ferrari». После падения Берлинской стены семья Мелькус пробовала сотрудничать с известными немецкими брендами, получила заказы на изготовление гоночных автомобилей из других стран. В 2006 году сын Хайнца Мелькуса Питер анонсировал спорткар RS 2000 с турбомоторами мощностью 200 л. с. и даже показал прототип этой машины на автосалоне во Франкфурте в 2009 году. На запуск производства не хватило денег, и в 2012 году компания объявила себя банкротом.

Pegaso


Суперкар испанской марки Pegaso – вещь коллекционная. Известный производитель грузовой и коммерческой техники выпускал эти машины в 50-х годах прошлого века, когда главным инженером компании был назначен Вильфредо Рикард, прежде работавший с легендарным Энцо Феррари. В период с 1951 по 1958 годы было изготовлено не более сотни спорткаров Pegaso Z-102, во многом опередивших свое время. Машины предлагались в разных кузовах, оснащались мощными моторами V8 (2,8 и 3,2 л) и достигали почти 250 км/ч максимальной скорости. После окончания производства Z-102 фирма Pegaso больше не выпускала легковые машины, а сам бренд исчез с рынка в середине 1990-х после окончательного поглощения фирмой Iveco.

De Tomaso


Основанная в 1959 году итальянская компания De Tomaso, как и многие подобные, начинала с производства сугубо гоночных автомобилей и даже самостоятельно участвовала в гонках Формулы-1 (1961–1963 годы). Первый гражданский спорткар Vallelunga появился в 1963 году и разошелся тиражом в 400 экземпляров. Алехандро Де Томазо не стеснялся переманивать к себе сотрудников Ferrari и Lamborghini, а в 1968 году купил кузовное ателье Ghia. Помимо спорткаров Da Tomaso предлагала купе и седаны класса люкс, а в период с 1976 по 1993 год фирма владела компанией Maserati. После смерти Де Томазо в 2003 году дела пошли хуже, и 5 лет спустя начался процесс ликвидации компании. Вполне возможно, что заявления новых владелецев De Tomaso о возобновлении производства и скором выпуске новой модели – не пустые слова, благо в проекте участвуют высшие государственные чиновники Италии.

DeLorean


Едва ли бренд DeLorean мог бы стать знаменитым, если бы не культовое кино «Назад в будущее». Единственная модель DeLorean DMC образца 1975 года обладала фантастическим по тем временам кузовом из нержавеющей стали с подъемными дверями. Но качество машины оставляло желать лучшего, а денег у Джона Делореана не было – судебный конфликт с концерном General Motors привел к тому, что инвесторы отвернулись от DeLorean. В 1982 году компания была передана под внешнее управление и объявлена банкротом. Ирония судьбы в том, что производство автомобилей DeLorean в неизменном виде удалось восстановить в наше время. Активы и бренд ныне принадлежат энтузиасту Стивену Уайну, который продолжает собирать машины по индивидуальным заказам. Достоверно неизвестно, надолго ли Уайну хватит машинокомплектов, но его компания обещает представить совершенно новый автомобиль собственной разработки.