К чему приведут цены на машины в у.е.
После резкого падения рубля на прошлой неделе Роспотребнадзор разъяснил, что указание цен на товары в условных единицах является правомерным. Однако уже на следующий день начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков опроверг это заявление. По его словам, ценники должны быть указаны исключительно в рублях. Тем не менее, прайс-листы в условных единицах – один из способов обезопасить автодилеров от многомиллионных убытков, говорят представители автобизнеса. Autonews.ru выяснил, что произойдет с рынком, если цены на автомобили все-таки разрешат указывать в условных единицах.
Российское законодательство с июля 2007 года запрещает указывать в рекламе цены на товары и услуги в иностранной валюте. Однако согласно пункту 2 статьи 317 ГК РФ, в договоре купли-продажи может указываться цена, эквивалентная определенной сумме в иностранной валюте или у.е. В этом случае расчет происходит по официальному курсу или курсу, установленному законом или соглашением сторон.
На прошлой неделе цены в условных единицах (долларах) появились на сайте дистрибьютора китайских автомобилей JAC. Кроссовер S5 оценили минимум в 18 900 долларов, что в пересчете по текущему курсу составляет более 1 миллиона рублей, тогда как ранее машина стоила от 699 000 рублей. В дилерском салоне Highway Motors подтвердили эту информацию - цены на новые машины действительно рассчитываются в долларах США, но пока дилер распродает запасы автомобилей по старым ценам.
Остальные автопроизводители не спешат переходить на условные единицы. В Hyundai, Mitsubishi, Toyota и BMW корреспонденту Autonews.ru заявили, что и дальше будут производить расчеты в рублях. В Volvo отметили, что следят за ситуацией и делать какие-либо заявления пока рано. Источники в автомобильных компаниях отметили, что переход на у.е. станет невыгоден в том случае, если рубль начнет резко укрепляться.
По мнению президента РОАД, после Нового года, как только появятся новые цены, все вернется на круги своя. «Что касается китайских производителей, начавших указывать цены в у.е., вряд ли это решение повысит их продажи», - считает Моженков.
Генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что переход на условные единицы проблем не решит. «Главный вопрос в том, можно ли сейчас купить автомобиль, и что потом будет с экономикой и рынком. Все автомобили имеют определенную стоимость. У импортируемых машин она валютная полностью, у иномарок, которые производятся в России, – примерно на 60-70%, а у российских машин с импортными комплектующими – примерно на 20-30%. Рано или поздно ценники повысятся эквивалентно стоимости. И вряд при переходе на у.е. будут выглядеть более привлекательными: современный покупатель хорошо считает, почти у всех есть калькуляторы».
Использование ценников в у.е. ритейлерами Республики Беларусь и Казахстана привело к тому, что граждане этих стран начали скупать товары, в частности, автомобили в России. Это стало выгодно вследствие ослабления рубля.
«Нынешняя ситуация в России похожа на ту, которая произошла в Беларуси в 2011-м, – считает помощник генерального директора холдинга «Атлант-М» Илья Прохоров. – Тогда за короткий период белорусский рубль упал в 3 раза. Однако белорусы всегда считывали цены в долларах, для них это была привычная система. Белорусский рубль был подвержен медленной девальвации. Кроме того, в Беларуси не было деноминации и пересчитывать проще было в иностранной валюте. Более того, ей можно было расплачиваться на АЗС или в дилерском салоне. В России привыкли считать в рублях, и колебания курсов их до последнего времени не волновали. Однако в кризисных ситуациях обучение происходит быстро. Скорее всего, девальвация не остановится, считают наши аналитики, и в течение полутора месяцев за один доллар будут давать 90 рублей».
По мнению Прохорова, если ситуация продолжит развиваться неблагоприятно, то уже в ближайшее время некоторые российские дилеры могут начать рассчитывать цены в у.е: «У нас большой опыт использования цен в условных единицах, так как наш холдинг продает автомобили не только в России, но и в Беларуси. Мы сами с удовольствием бы перешли на цены в у.е. на российском рынке».
Евгений Багдасаров
Фото: Bloomberg / Fotobank.ru
Российское законодательство с июля 2007 года запрещает указывать в рекламе цены на товары и услуги в иностранной валюте. Однако согласно пункту 2 статьи 317 ГК РФ, в договоре купли-продажи может указываться цена, эквивалентная определенной сумме в иностранной валюте или у.е. В этом случае расчет происходит по официальному курсу или курсу, установленному законом или соглашением сторон.
«В кризисных ситуациях обучение происходит быстро».
Официальный сайт Harley-Davidson в России уже третий год указывает цены в евро. «Такое решение не связано с рыночной ситуацией, – объяснил глава марки Harley-Davidson в России и СНГ Антон Прохоров. – Мы пошли на данный шаг исключительно для удобства наших клиентов из стран ближнего зарубежья. Указанные цифры являются максимальной ценой перепродажи на территории России. Эти цены напрямую привязаны к курсу ЦБ РФ на день заключения контракта в полном соответствии с законодательством Российской Федерации. На практике это значит, что в салонах официальных дилеров Harley-Davidson наш клиент, как и раньше, сможет увидеть актуальную цену в рублях или в местной валюте». На прошлой неделе цены в условных единицах (долларах) появились на сайте дистрибьютора китайских автомобилей JAC. Кроссовер S5 оценили минимум в 18 900 долларов, что в пересчете по текущему курсу составляет более 1 миллиона рублей, тогда как ранее машина стоила от 699 000 рублей. В дилерском салоне Highway Motors подтвердили эту информацию - цены на новые машины действительно рассчитываются в долларах США, но пока дилер распродает запасы автомобилей по старым ценам.
Остальные автопроизводители не спешат переходить на условные единицы. В Hyundai, Mitsubishi, Toyota и BMW корреспонденту Autonews.ru заявили, что и дальше будут производить расчеты в рублях. В Volvo отметили, что следят за ситуацией и делать какие-либо заявления пока рано. Источники в автомобильных компаниях отметили, что переход на у.е. станет невыгоден в том случае, если рубль начнет резко укрепляться.
«Мы с удовольствием бы перешли на цены в у.е. на российском рынке».
«Переход на ценники в у.е. отбросит страну в 1990-е годы», – заявил президент Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) Владимир Моженков. – Это пройденный этап. Все привыкли расплачиваться в рублях, зачем вносить социальную напряженность в общество и запутывать покупателя? К тому же все расчеты импортеров с дилерами происходят в рублях». По мнению президента РОАД, после Нового года, как только появятся новые цены, все вернется на круги своя. «Что касается китайских производителей, начавших указывать цены в у.е., вряд ли это решение повысит их продажи», - считает Моженков.
Генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что переход на условные единицы проблем не решит. «Главный вопрос в том, можно ли сейчас купить автомобиль, и что потом будет с экономикой и рынком. Все автомобили имеют определенную стоимость. У импортируемых машин она валютная полностью, у иномарок, которые производятся в России, – примерно на 60-70%, а у российских машин с импортными комплектующими – примерно на 20-30%. Рано или поздно ценники повысятся эквивалентно стоимости. И вряд при переходе на у.е. будут выглядеть более привлекательными: современный покупатель хорошо считает, почти у всех есть калькуляторы».
Использование ценников в у.е. ритейлерами Республики Беларусь и Казахстана привело к тому, что граждане этих стран начали скупать товары, в частности, автомобили в России. Это стало выгодно вследствие ослабления рубля.
«Переход на ценники в у.е. отбросит страну в 1990-е годы».
Популярный на российском рынке Volkswagen Polo Sedan в Республике Беларусь стоит от 15 747 долларов. Это по нынешнему курсу почти 1 миллион рублей. В Казахстане Nissan Qashqai стоит минимум 26 506 у.е. (долларов), что в пересчете составляет 1 797 000 рублей. «Нынешняя ситуация в России похожа на ту, которая произошла в Беларуси в 2011-м, – считает помощник генерального директора холдинга «Атлант-М» Илья Прохоров. – Тогда за короткий период белорусский рубль упал в 3 раза. Однако белорусы всегда считывали цены в долларах, для них это была привычная система. Белорусский рубль был подвержен медленной девальвации. Кроме того, в Беларуси не было деноминации и пересчитывать проще было в иностранной валюте. Более того, ей можно было расплачиваться на АЗС или в дилерском салоне. В России привыкли считать в рублях, и колебания курсов их до последнего времени не волновали. Однако в кризисных ситуациях обучение происходит быстро. Скорее всего, девальвация не остановится, считают наши аналитики, и в течение полутора месяцев за один доллар будут давать 90 рублей».
По мнению Прохорова, если ситуация продолжит развиваться неблагоприятно, то уже в ближайшее время некоторые российские дилеры могут начать рассчитывать цены в у.е: «У нас большой опыт использования цен в условных единицах, так как наш холдинг продает автомобили не только в России, но и в Беларуси. Мы сами с удовольствием бы перешли на цены в у.е. на российском рынке».
Евгений Багдасаров
Фото: Bloomberg / Fotobank.ru