branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Время баррикад. Что ждет авторынок в 2015 году

В Москве прошла ежегодная конференция автодилеров. На повестке – рекордное падение рынка...
В Москве прошла ежегодная конференция дилеров (РОАД), на которой уже 20-й раз подряд собрались ключевые игроки отечественного авторитейла. По мнению экспертов отрасли, в следующем году продажи автомобилей в России продолжат падать, однако у авторынка все-таки есть шанс на спасение. Корреспондент Autonews.ru посетил мероприятие и выяснил, что необходимо сделать игрокам рынка, чтобы вывести отрасль из затяжного пике.

Покупка машины – это, прежде всего, эмоциональный поступок, поэтому он очень сильно зависит от внешнего информационного фона, говорят специалисты отрасли. Но есть и другие не менее веские факторы влияния на спрос. «Еще в прошлом году Дмитрий Медведев говорил, что выбранная экономическая политика привела к стагнации, которая продлится до 2016 года. Цены на машины и запчасти растут, процентные ставки по кредитам увеличиваются. У страховых компаний пролонгации на второй и третий годы немыслимые: чтобы застраховать Mazda, нужно 318 тыс. руб., на страховку Infiniti – 300-800 тыс. рублей», – отметил вице-президент ГК «Автоспеццентр» Владимир Моженков.

Но финансисты не говорят ничего утешительного. «Инфляция в России будет в следующем году на уровне 8,5-9 процентов. Это связано с политкой, которую выбрал ЦБ – курс на ослабление рубля и высокие процентные ставки. Чем сильнее давление на рубль, тем выше ставка для заемщика. Такое рыночное балансирование сделано для того, чтобы не тратить золотовалютные резервы», – сказал заместитель председателя правления ЗАО «Райффайзенбанк» Андрей Степаненко.

К сентябрю средняя цена нового автомобиля выросла почти до 1 млн рублей.
Впрочем, касательно денежных ресурсов для российского авторынка, все может оказаться не так уж и плохо. Как сказал Степаненко, политика, выбранная ЦБ, хоть и ухудшает положение заемщика, но за счет резервного фонда, который на сегодня составляет около 20% от годового бюджета страны, и роста рубля позволит в течение 3-4 лет выполнять государственные инвестиционные программы, и в том числе, принимать меры, стимулирующие спрос. Как известно, одна из таких мер сейчас действует на авторынке. Она позволяет покупателю получать от производителя скидки в размере от 50 тыс. руб. при сдаче машины в утиль и от 40 тыс. руб. при покупке по схеме трэйд-ин.

Однако условия этой программы устраивают не всех дилеров. Во многом это связано с тем, что лимит по объему продаж авто со скидкой для той или иной марки распределяется в зависимости от ее доли на рынке. Такая доля наибольшая сегодня у АвтоВАЗа, поэтому и эффект от программы у него наибольший. В кулуарах один из дилеров иностранного бренда на вопрос корреспондента Autonews.ru о том, как бы он хотел оптимизировать программу, отметил: «А где детально прописаны условия получения лимитов для всех участников рынка? Нигде. Это сговор на уровне государства».

Господдержка сократит падение продаж новых машин, но дилеры сомневаются, что она остановит снижение спроса на рынке в следующем году. «Уровень доходов населения относительно роста цен – главный показатель, влияющий на спрос, будет снижаться. В связи с этим наши потребители, у которых сегодня нет уверенности в завтрашнем дне, откладывают дорогостоящие покупки», – отметил Андрей Блохин, директор по развитию ГК Genser.

«Стоимость владения автомобилем превышает 300 тыс. руб. в год».
По словам директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, к сентябрю средняя цена нового автомобиля выросла почти до 1 млн. руб., составив 984 тыс. рублей. За девять месяцев этого года россияне потратили на покупку машин ровно столько же, сколько за аналогичный период прошлого года – 1,8 трлн руб., но при этом в 2014 году продажи снизились на 13 процентов.

«России нужно прийти к согласию с международным сообществом по ситуации на Украине. Пока этого не произойдет, сложно даже предположить, когда рынок начнет восстанавливаться», – считает Целиков.

В условиях стагнирующей экономики на спрос автомобилей оказывает влияние и такой показатель, как стоимость владения. «Этот средний годовой показатель сегодня в России превышает 300 тыс. рублей. Для сравнения, это выше, чем в Великобритании. За последние годы выросли расходы на страхование, топливо, транспортный налог, техническое обслуживание. Появилась новая статья расходов – уличная парковка. Я лично знаю в Москве несколько десятков человек, которые из-за нее отказались от автомобиля», – рассказал главный редактор «Автобизнесревю» Сергей Баранов.

В период снижения покупательской активности для дилеров остро встает вопрос повышения маржинальности своего бизнеса. Однако взгляды на то, как зарабатывать на продажах новых машин, у отечественного ритейла и автопроизводителей бывают крайне противоположные. Дело в том, что некоторые производители, заинтересованные в увеличении объемов своей продукции, полностью заполняют автомобилями склады. Из-за этого дилеру, чтобы успевать их вовремя распродавать, приходится реализовывать товар с большой скидкой себе в убыток.

«Производители сохраняют иллюзию, что дальнейшее снижение замедлится».
«Некоторые умные производители уже начинают думать о том, как сократить свои производственные планы, чтобы не губить дилерскую сеть. Но другие продолжают думать только о собственной выгоде. Выходит, что даже производители представляют для нас угрозу. Например, с Audi в контракте прописано: товарный запас один к двум. То есть, если хочешь продать 200 машин, на складе должно быть 400», - рассказал о проблеме вице-президент ГК «Автоспеццентр».

Эксперты считают, что падение рынка, которое происходит сейчас, принципиально отличается от того, что было в 2009 году. «Тогда большая часть автопроизводителей существенно сократила складские стоки машин. Сейчас же рынок проседает медленнее и, наверное, у автопроизводителей сохраняется иллюзия того, что дальнейшее снижение замедлится. Но я так не считаю. Если производители не одумаются, то снижение доходности наших предприятий будет продолжать увеличиваться», – отметил член совета директоров ГК «Блок Роско» Олег Мосеев.

Интересен тот факт, что аналитики иностранных компаний нередко делают чрезмерно оптимистичные прогнозы по рынку, на что неоднократно указывали российские эксперты. По исследованию, проведенному Сергеем Барановым, любой крупный авторынок в мире, будь то американский или европейский, цикличен: рост всегда заканчивается падением. Цикл составляет в основном 3-4 года. И Россия в этом не исключение. Поэтому спад, который происходит сейчас, вполне закономерен и мог быть предсказуем.

«Слишком позитивные прогнозы, когда-то построенные на тренде долгого роста рынка, негативно отражаются на дилерском бизнесе. Доходность дилерских предприятий за последние три года снизилась более чем наполовину. За полтора года произошло более десятка технических дефолтов и банкротств, состоялось более 80 сделок по продаже бизнеса, затронувшие около 200 дилерских центров, которые были закрыты или переведены на работу с другой маркой. Этот «мыльный пузырь», несомненно, должен был лопнуть», – считает Баранов.

«Сейчас наступает время баррикад. Я призываю всех встать на них единым строем и отстаивать перед автопроизводителями наши реальные планы продаж на следующий год. Давайте выдержим этот натиск», – заявил директор по развитию ГК Genser Андрей Блохин.

В нынешних непростых условиях у дилеров есть довольно надежный дополнительный инструмент, который может помочь им улучшить свою прибыльность. Это продажи автомобилей с пробегом. Большинство участников рынка отметили значительное увеличение их доли реализации по отношению к новым автомобилям. Аналитики объясняют это изменением потребительской модели в условиях ухудшения экономической ситуации. Ведь подержанные машины доступнее, чем новые, и выбор на вторичном рынке огромный: за последние десять лет российский автопарк вырос на 20 млн. единиц.

Дмитрий Панов
Фото: Bloomberg / Fotobank.ru