Autonews
Номер на прокачку: как стать особенным на дороге
Статьи 1 октября 2014
Статьи 1 октября 2014
Номер на прокачку: как стать особенным на дороге
Госномер в форме медведя и другие альтернативы аукционам по покупке «красивых» номеров...
Номер на прокачку: как стать особенным на дороге 
Правительство вынесло на общественное обсуждение законопроект, который позволит автовладельцам легально покупать «красивые» номера. Ожидается, что нововведение вступит в силу 1 января 2015 года. С принятием этой нормы ГИБДД сможет устраивать аукционы, на которых водители получат возможность выбрать номерной знак с особым сочетанием цифр или букв.

«Учитывая актуальность проблемы «теневого» оборота государственных регистрационных знаков с определенным буквенно-цифровым сочетанием так называемых «престижных серий» и исключения возможных коррупционных схем, предлагается введение раздельных процедур присвоения и изготовления государственных регистрационных знаков, что позволит Правительству Российской Федерации определить порядок проведения аукционов по продаже таких номерных знаков и исключить существующие «серые» схемы, а также дополнительно обеспечить наполнение бюджетов различных уровней», - говорится в поясенительной записке к законопроекту.

По существующим законам автомобили, не принадлежащие специальным ведомствам или органам государственной власти, получают номера в порядке общей очереди – то есть возможности выбрать понравившиеся буквы или цифры не имеют. Тем не менее, на российских дорогах можно встретить интересные экземпляры: к примеру, номерной знак на машине президента Международного союза КВН и ведущего одноименной телепередачи Александра Маслякова имеет индекс «к001вн». По затейливому стечению обстоятельств, номер «к002вн» также принадлежит ему.

С предлагаемыми поправками бюджет России сможет заработать на желающих «прокачать» свой номер: верхняя планка цены в законе даже не прописана. В других странах такая система действует много лет – и служит стабильным источником пополнения бюджета. В не самых густонаселенных государствах оборот легальной продажи красивых номеров исчисляется сотнями тысяч долларов, а сообщения о рекордных ценах за особо выделяющиеся комбинации то и дело появляются в новостях.


Так, британский болельщик Формулы-1 Афзал Хан выложил 375 тысяч фунтов (608 тысяч долларов) за номер F1 – вместе с налогом двузначный номерной знак обошелся поклоннику автоспорта в 445 тысяч фунтов стерлингов (722 тысячи долларов). Машину Хан выбрал под стать номеру – Mercedes-Benz SLR McLaren единственным из дорожных автомобилей имеет право выезжать на трассу одновременно с болидами Формулы-1. Во время Гран-при машина служит автомобилем безопасности.

Российский бизнесмен Роман Абрамович потратил на номер VIP1 285 тысяч фунтов (462 тысячи долларов): дело было в Великобритании, а номерной знак достался Rolls-Royce Corniche IV Convertible. Самый дорогой номер Соединенного Королевства оценивается в миллион фунтов: столько стоит исторически важная для британцев надпись «X1».

Традицонно наибольшую щедрость при покупке номеров проявляют арабы: в ОАЭ то и дело проходят аукционы, за день выручающие миллионы долларов. В ход идут номера с двумя цифрами и буквой либо просто с двумя цифрами. Наиболее дорогими оказываются самые короткие номера: до сих пор рекорд стоимости удерживает Саид Абдул Гаффар Кури. За номерной знак с цифрой 1 предприниматель из Объединенных Арабских Эмиратов заплатил 14 с половиной миллионов долларов.


Увы, российские автолюбители при всем желании не смогут повторить достижение Гаффара: несмотря на легализацию номерных аукционов, закон по-прежнему запрещает экспериментировать с количеством указанных символов. В России на каждом номерном знаке должны быть три буквы, три цифры и код региона. Впрочем, если эксперимент с красивыми номерами признают успешным, ГИБДД вполне сможет пойти еще дальше и разрешить водителям дополнительно отметить свои машины. Autonews изучил опыт других стран и выбрал пять идей, которые помогли бы еще сильнее выделить «прокачанные» номерные знаки.

Разное количество символов

Самый очевидный способ – разрешить автовладельцам самостоятельно выбирать количество символов. Помимо упомянутых выше одно- и двузначных чисел метод поможет тем, кто хочет вовсе избавиться от цифр и заменить их буквами. Так, в Австралии номер с тремя или шестью символами по выбору водителя обойдется в 2400 долларов (95 тысяч рублей). Добавьте одну букву – и квитанция вырастет до 3300 долларов (130 тысяч рублей).


За особо точные формулировки придется доплатить: известны случаи, когда итоговая стоимость «многобуквенного» номера превышала сотню тысяч долларов. В России подобная практика наверняка обретет популярность: можно только представить, за сколько уйдет номер с индексом ТАГИЛ, ХОККЕЙ или ЗЕНИТ.

Латинские буквы

Если в России станет слишком много машин, и русских букв будет не хватать, на выручку всегда придет старая добрая латиница. Латинским алфавитом пользуется большая часть Европы – с расширением номерного фонда Россия сможет приблизиться к Евросоюзу на уровне букв. И если европейские символы не смущают даже закрытый Китай, где латиница дополняет иероглифы практически на каждом номерном знаке, в России подобная практика приживется легко.

Внедрение букв Q, Z, W или S способно расширить номреную емкость само по себе. А если одобрить более смелые решения вроде вольного смешивания алфавитов, проблема «закончившихся» номерных серий просто перестанет существовать.

Дизайнерский фон

Мало букв – выделяйтесь цветом. Прямо сейчас цветовая дифференциация обозначает транзитные, военные и полицейские автомобили. Но почему бы не преварить скучный однотонный фон для букв и цифр в пространство для творчества? В США водителям разрешено иметь номера любой расцветки – американцы рисуют на них плажи, пальмы, леса или что-то абстрактное по своему вкусу. Похожая система работает в Австралии и других англоязычных странах по всему миру.


При этом систему выделения полицейских машин можно подглядеть в Таиланде: здесь транспортные средства стражей порядка выделяют не цветом, а рисунком щита и меча в углу номерного знака. В России значок можно заменить на жезл и фуражку. Или дубинку – кому как больше нравится.

Поиграть со шрифтами

От разноцветных номеров один шаг до ночного кошмара любого дизайнера – разным шрифтам. Номерную емкость это не увеличит, но с задачей выделить машину в общем потоке справиться на отлично: если автовладельцам разрешат проявить фантазию в начертании букв и цифр, в России могут появиться полноценные готические или старославянские автомобили.

Необычная форма

Когда все методы исчерпаны, остается только одно – выпилить номерной знак необычной формы. Мы даже не говорим о скучном противостоянии «прямоугольник, квадрат или овал»: если у человека есть воображение и свободное время, остановить нетрадиционные номерные формы не сможет никто. К примеру, в Канаде можно встретить номера в форме медведя – так канадцы отдают дань уважения одному из символов своей страны.


Девушки наверняка оценят номера в виде сердечка, а патриотам придется по вкусу форма развевающегося флага. Пожалуй, такой подход наиболее полно реализует идею красивого регистрационного номера. А три буквы и три цифры могут быстро наскучить – все же в столь жестких рамках пространство для фантазии слишком ограничено. Кажется, стоит задуматься о номерах в форме белки.

Антон Погорельский
Фото: Globallookpress, Gettyimages, Flickr, РБК
Комментарии