Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Последний Оскар Африки
Последний Оскар Африки
Статьи 22 сентября 2014
Статьи 22 сентября 2014
Последний Оскар Африки
История ралли-рейдового внедорожника, который должен был стать прототипом гоночного ё-мобиля...
Последний Оскар Африки 
Простая и дешевая, но чертовски быстрая и проходимая – этими качествами должна обладать идеальная машина для ралли-рейдов. В декабре-2014 года на старт рейда «Африка» выйдет именно такой автомобиль – внедорожник OSCar. Не ищите этот бренд в списке крупных автопроизводителей: на счету компании всего пара десятков машин. И за каждой – большая история.

Аббревиатура OSC расшифровывается как «Огре СпецЦентр» - когда инженер Андрис Дамбис основал компанию, это был обычный автосервис в небольшом городе Огре в центре Латвии. В автогонки компания пришла в начале двухтысячных. Сначала Дамбис попробовал себя в автокроссе, а затем переключился на ралли-рейды: в 2003 году на свет появился OSCar первого поколения. С тех пор компания построила 15 «Оскаров», обросла клиентами по всему миру, собрала первый внедорожник для «Дакара» с электроприводом и даже приготовила вещи на выход: «Африка»-2015 станет для латвийской марки последним большим ралли-рейдом. Впереди у компании другие гонки.


«Поначалу мы делали прицепы, - рассказывает главный механик латвийской команды Кристапс Ульмис. – Андрис ехал с моим отцом в ралли по Советскому Союзу. Потом перешел в автокросс, самостоятельно сделал машину, стал вице-чемпионом Европы. А дальше начались ралли-рейды. Первое поколение «Оскаров» построили в 2003 году, поездили на нем два года, поняли, что допустили много ошибок. Сделали второй – он был лучше, но ошибки остались. И в 2006 году появилось последнее – третье поколение».

Именно этот автомобиль выйдет на старт «Африки»-2015 – ралли-рейда по пустыне Сахара, который повторяет исторический маршрут знаменитого «Париж-Дакара». Как известно, в 2009 г. самый знаменитый марафон на планете переехал в Южную Америку и избавился от приставки Париж – теперь просто «Дакар» проводится в Чили, Аргентине и Перу, а к столице Сенегала не имеет никакого отношения. Ралли-рейд с финишем в настоящем Дакаре остался – вот только называется он теперь «Африка», и в его составе намного меньше участников, чем раньше. Впрочем, команду OSCar это не остановило: на предстоящем ралли-рейде за рулем латвийского внедорожника выступит российский пилот Антон Григоров. Ассистировать ему будет штурман Марис Сауканс, несколько раз проезжавший «Дакар» в качесвте гонщика. На том же самом «Оскаре».


«За прошедшее время машина сильно поменялась, - продолжает Ульмис. – К примеру, на первом поколении «Оскаров» стояла силовая установка BMW. Мотор оказался слишком капризным, очень быстро нагревался – и тогда мы сменили его на 6,2-литровый V8 LS3 от Chevrolet Corvette. По сути, он идентичен мотору ГАЗ-51, только лучше обработан: в пустыне его можно разобрать двумя ключами. У этого двигателя большой ресурс, он неприхотлив, эластичен и очень мощен. Пилот может ехать на шестой передаче как со скоростью 50, так и 190 километров в час. Для того, чтобы преодолевать барханы, двигателю BMW нужно было набрать 5-6 тысяч оборотов – а мотор от Corvette спокойно едет на 1500-2000 оборотах в минуту, и машина не зарывается в песок».

В целом, список покупных агрегатов у OSCar очень короток. «Коробка передач и редукторы Sadev, тормоза AP Racing, амортизаторы Donnere, - перечисляет Ульмис. – Остальное наше. Даже рычаги сами куем. Рулевую рейку сначала тоже производили самостоятельно, но после нескольких лет проблем с этим узлом заменили ее на переделаную рейку от Toyota Land Cruiser. Теперь ничего не ломается».


Впрочем, ключевая особенность OSCar – это не столько уникальность шасси, сколько простота его эксплуатации. «В нашем автомобиле многие вещи унифицированы, - главный механик показывает одинаковые полуоси и полки подвески. – Чем проще машина – тем легче пилоту. Да и бюджет снижается: с таким подходом нам требуется минимум запчастей, ведь большая часть взаимозаменяема».

Среди топ-игроков ралли-рейдового бизнеса такое не принято. Прямо сейчас лидирующая в мировом первенстве команда X-Raid строит свои MINI ALL4 Racing совсем по другим принципам – после каждого спецучастка механики полностью перебирают тормоза и подвеску, а крепления большинства узлов настолько сложны, что гонщикам приходится возить с собой настоящую книгу автомеханика. Прежде чем приступить к ремонту «в полях», членам экипажа нужно в буквальном смысле достать фолиант и найти правильную страницу, где будет расписано местоположение того гаечного ключа, что подходит для приключившейся поломки. Одни только поиски инструмента могут занять более получаса – все это время соперники едут по маршруту и отыгрывают драгоценное время.


«В нашей машине весь необходимый инструмент находится под сиденьем штурмана – при поломке он может вылезти из машины и за одну минуту подобрать правильный ключ, - улыбается Ульмис. – Кстати, нынешний пилот «Оскара» Антон Григоров не просто так любит ездить в одном экипаже с Марисом Саукансом – ведь на счету Мариса большой накат с этой машиной, благодаря которому Сауканс заранее знает, что нужно делать. В позапрошлом году Григоров участвовал в ралли-рейде «Шелковый путь» в экипаже с Сергеем Мишиным. Когда у них сломалась полуось, они просто не поняли, как ее сменить – в итоге процесс занял два с половиной часа. Нам это сделать 8 минут. Затем Антон поехал с Марисом – и когда полуось сломалась у них, они потратили на замену всего 40 минут».

Помогли «Оскару» и «фольксвагеновские» наработки: когда VW активно участвовал в ралли-рейдах, инженер немецкой компамнии приезжал в латвийцам в гости. Получилось что-то вроде обмена опытом – Volkswagen подглядел что-то у OSCar, а Дамбис и его помощники узнали пару секретов чемпионского Touareg. По схожей схеме могло развиваться партнерство с ё-мобилем. Два года назад компания Михаила Прохорова думала построить внедорожник для «Дакара» - инженеры OSCar выступали в качестве консультантов. Особый интерес для россиян представляли электрические наработки OSCar, реализованные в автомобиле e0.


«Эта машина не отличалась от других «Оскаров» третьего поколения ничем, кроме электромотора, - говорит Ульмис. – Мы закупали только самые мелкие части – блок управления собрали и настроили самостоятельно. Теперь компания рассчитывает продавать свои наработки – в области электромобилестроения их у нас предостаточно».

Увы, гоночная история OSCar e0 уже закончилась: после финиша в «Шелковом пути» на 14-м месте компания свернула проект. «Мы поняли, что потребуется еще много времени, прежде чем электромобиль сможет выиграть «Дакар», - честно признается Ульмис. – При этом OSCar стал единственным участником, который завершил гонку на электроприводе. Для компании это была реклама, директор ехал за рулем сам. В дальнейших выступлениях не было необходимости».


Теперь OSCar e0, когда-то считавшийся прототипом гоночного ё-мобиля, стоит на базе в качестве выставочного экземляра: с машины сняли силовую установку, чтобы использовать технологии в других проектах. «Теперь мы развиваем дисциплину «подъем на холм», - рассказывает представитель OSC. – В последние два года наш автомобиль участвовал в знаменитом заезде Пайкс-Пик – в отличие от кольцевых гонок, здесь машине не требуется подзарядка по ходу соревнований, а потому перед электромобилями открываются большие перспективы».

Несмотря на все успехи, бензиновые внедорожники для OSCar – пройденный этап: «Андрис Дамбис – настоящий инженер. Он не может сидеть на месте. После шести «Дакаров» ему уже неинтересно – в плане технологий ничего нового не сделаешь».


При этом в команде признают, что с профессиональными гонщиками OSCar мог бы добраться и до победы – но из года в год за команду выступали ее собственные сотрудники либо полупрофессиональные пилоты-частники. Перевернуть ситуацию мог Жан-Луи Шлессер – культовый персонаж в мире ралли-рейдов. Пятикратный обладатель кубка мира по прозвищу «Лис пустыни» дважды выигрывал «Дакар» на багги собственной конструкции. В какой-то мере фирму француза можно назвать конкурентом OSC – правда, в отличие от латвийцев Шлессер не продает собственные машины, предпочитая ездить на них самостотельно.

«Жан-Луи выходил на старт за рулем OSCar три раза: дважды в Марокко и один раз в Венгрии, - вспоминает Кристапс Ульмис. – После проезда одного из спецучастков он сказал нам: «В прошлом году я финишировал здесь на своем багги и поставил личный рекорд. Но сейчас я его побил». Шлессер понимает, что багги имеет преимущество в пустыне, тогда как на обычном бездорожье OSCar поедет быстрее. Увы, все три раза он не добрался до финиша: сначала он пробил колесо, а потом машина сгорела на заправке. Не сложилось. Но он доказал: на нашей машине быстрый гонщик способен побеждать».


Соврешенно новый OSCar обойдется покупателю в 180 - 280 тысяч евро – цена варьируется в зависимости от оснащения. Компания все еще может сделать машину по спецзаказу: гоночные внедорожники продолжают покупать любители ралли-рейдов по всему миру. Прямо сейчас «Оскары» ездят в Литве, России, Белоруссии, Марокко, Саудовской Аравии и даже в Монголии. «Цена зависит от комплектации. К примеру, можно поставить редукторы от уличного Mitsubishi Pajero – они подешевле, но целый Дакар с ними не проедешь. А можно сразу поставить Sadev», - объясняет Ульмис.

Оставшийся в строю экземпляр для ралли-рейда «Африка» выдает 325 лошадиных сил: двигатель от Corvette способен на большее, но мощность принудительно ограничена рестриктором из-за особенностей технического регламента. Эта машина уже прошла несколько «Дакаров» и «Африк», поэтому весьма вероятно, что гонка-2015 станет лебединой песней «Оскара» в ралли-рейдах. Впрочем, даже с такими вводными команда способна на победу. Многолетний победитель «Африки» Жан-Луи Шлессер завершил спортивную карьеру и перешел в стан организаторов, а наиболее сильные сильные участники предпочли «Дакар»: по традиции, две главные пустнынные многодневки проходят в одно и то же время. По сути, экипаж Григоров-Сауканс числится одним из фаворитов «Африки» благодаря небольшому списку конкурентов: главными соперниками внедорожника OSCar считаются гоночные Toyota Hilux и BMW X5, а также многочисленные багги, построенные специально для мягких песков Сахары.


«Если бы на ралли-рейдах запретили механиков, наша машина бы точно выиграла, - говорит Кристапс Ульмис. – Конечно, OSCar не лучше MINI – в противном случае весь пелотон «Дакара» просто пересел бы на наши машины. Но за свои деньги это очень хороший и надежный автомобиль. Я слышал, что за участие в «Дакаре» на MINI гонщики-клиенты выкладывают по миллиону евро. За такие деньги вы можете купить всю нашу команду вместе со всем оборудованием и грузовиками сопровождения – и после гонки все это останется у вас».

Антон Погорельский
Фото: Полина Авдеева


Комментарии