Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Перезапуск проекта при поддержке Volvo
Autonews
Перезапуск проекта
при поддержке Volvo
Статьи

«ГАЗель»: 20 лет на конвейере

Самый успешный российский автомобиль празднует свой юбилей: ровно 20 лет назад была выпущена первая «ГАЗель»...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
«ГАЗель»: 20 лет на конвейере
«ГАЗель»: 20 лет на конвейере 
Самый успешный российский автомобиль празднует свой юбилей: ровно 20 лет назад с конвейера Горьковского автозавода сошла первая «ГАЗель». Машина оказалась сверхуспешной: за два десятилетия произведено свыше 2 миллионов «ГАЗелей», представленных во всех сегментах перевозок грузов и пассажиров, а также среди спецавтотранспорта. Автомобиль полностью изменил судьбу ГАЗа, превратив его в одного из лидеров российского автопрома.

В начале 1990-х российский автопром балансировал на грани пропасти - не был исключением и Горьковский автозавод. Сбыт морально и технически устаревших среднетоннажных грузовиков стремительно падал от месяца к месяцу. Тем более сенсационным стало появление абсолютно новой полуторатонной «ГАЗели».

В считанные месяцы «ГАЗели» завоевали российский рынок, а затем и ближнее зарубежье. Изначально рассчитанные на мелких предпринимателей, «ГАЗели» совместно со своими меньшими собратьями «Соболями», начали вполне успешно эксплуатироваться и в больших парках крупных компаний и госорганизаций.

По словам председателя наблюдательного совета бизнес-группы «Базовый элемент» (основной акционер «Группы ГАЗ») Олега Дерипаски, появление в России экономичной и выносливой «полуторки» сравнимо по значимости с началом конвейерного выпуска автомобилей Ford, с которого началась массовая автомобилизация Америки.

«В России в сегменте коммерческих перевозок «ГАЗель» стала нашим воплощением девиза Генри Форда «автомобиль для всех» - это доступная машина для семьи и бизнеса, для школы и медицины, для коммунального хозяйства, строительства и других сфер нашей жизни. За последние годы мы инвестировали свыше 20 миллиардов рублей в новые технологии на ГАЗе, в итоге сегодня под брендом «ГАЗель» выпускается принципиально новое поколение легких коммерческих автомобилей, которые уже завоевали признание профессионалов в России и готовы к покорению экспортных рынков»», - сказал Дерипаска.



Название «ГАЗель», к слову, стало не только самым дорогим автомобильным брендом в России, но и именем нарицательным в народе для обозначения всех машин этого класса. Оно было придумано заместителем главного конструктора ОАО «ГАЗ» в 1993–2001 гг Владимиром Носаковым по заданию тогдашнего президента ГАЗа Николая Пугина. Причем утвердили его окончательно всего за две недели до старта производства, уложившись в следующие условия запроса: название должно было быть коротким, звучным, понятным иностранцам без перевода и, желательно, женского рода.

Создавать «ГАЗель» пришлось начинать с нуля – опыта в этом деле не было ни у одного отечественного завода, хотя некоторые наработки совместно с НАМИ велись уже давно. Конструкторы ГАЗа, проанализировав иностранные аналоги (прежде всего Ford Transit и IVECO Daily) сделали ставку на концепцию полукапотного рамного грузовика на низкопрофильных шинах, оснащенного достаточно компактным и легким двигателем от легковой модели. В итоге даже отсутствие в момент выпуска машины двигателя нового поколения (ЗМЗ-406) и дизеля не помешали «полуторке» занять пустовавшую в отечественном автопарке нишу.


Первая машина появилась в рекордно короткие для российского автопрома тех времен сроки: за 4 года, а после устранения привычных для первопроходцев в автомобильных сегментах «детских болезней» началось развитие модельного ряда. Появились новые типы кузовов: грузовик с двухрядной кабиной (прозванный в народе «фермером»), цельнометаллический фургон и комби, микроавтобус и санитарный автомобили, а также полноприводные версии.

Нововведения коснулись многих узлов и агрегатов: и в кабине, которую очень важно было не перетяжелить (часть элементов кабины, включая порожки, бампер, подкрылки и накладки на стойки были впервые выполнены из пластика), и в ходовой части (конструкция сайлент-блоков и передних рессор), и в боковой сдвижной двери для цельнометаллического фургона, а также комби и микроавтобуса.


Кировский шинный завод разработал для «ГАЗели» современные низкопрофильные 16-дюймовые шины. Автомобиль первым среди отечественных был полностью разработан при помощи САПР – системы автоматизированного проектирования и программы CATIA.

При этом создание полуторки ГАЗ вел фактически вопреки вышестоящим органам в лице Министерства автомобильной промышленности (и НАМИ), которые считали, что будущая полуторка должна и выглядеть иначе, и выпускаться другими производителями в меньших масштабах.



Дополнение в 1998-м семейства «Газели» унифицированной с ней легкой серией «Соболь» (с передней бесшкворневой независимой подвеской, впоследствии освоенной и на легковых моделях), а в 2004-м более тяжелой серией «Валдай» позволило Горьковскому автозаводу заполнить практически все пробелы на рынке развозных автомобилей. Объемы производства выросли с первоначальных десятков тысяч до полутора сотен в год, а число вариантов (включая собираемые сторонними фирмами) перевалило за тысячу.

Было проведено несколько этапов модернизаций и рестайлингов: в 1996, 2003 и - самый масштабный - в 2010 году. Результатом последнего стало появление семейства «ГАЗель БИЗНЕС», которое позволило заметно поднять конкурентоспособность машины. В 2010-2013 гг. данная серия получила и дизель (импортного производства), версии с газобаллонным оборудованием (как работающий на пропане, так и метановый), блокируемый дифференциал заднего моста Eaton, а также новую полноприводную трансмиссию с отключаемым передним мостом.

В начале 2013 г. ГАЗ представил новое поколение автомобиля - «Газель Next». В новой серии «ГАЗель NEXT» кроме базового бортового грузовика на сегодня уже освоены версия с двойной 7-местной кабиной (с задней распашной дверью), каркасно-панельный автобус с увеличенной высотой салона, автоматической дверью, а также усиленной трансмиссией с более грузоподъемным задним мостом (полная масса автобуса 4,6 т), а в ближайшее время ее кабина начнет применяться на осваиваемом в производстве среднетоннажнике пятого поколения «ГАЗон NEXT» и модернизированных вездеходах «Урал». С 2015 г. в серию пойдет цельнометаллический фургон «ГАЗель NEXT», а также легкий фургон и минивэн «Соболь NEXT». Появятся и более грузоподъемные версии.