«Это первый случай, когда Дума пошла навстречу водителям»
«Это первый случай, когда Дума пошла навстречу водителям»
Autonews рекомендует
< >
Autonews рекомендует
< >
Статьи 4 июля 2014
Статьи 4 июля 2014
«Это первый случай, когда Дума пошла навстречу водителям»
Autonews.ru узнал в Думе, у страховщиков и у правозащитников, что они думают о поправках в закон об ОСАГО...
«Это первый случай, когда Дума пошла навстречу водителям» 
Госдума в пятницу, 4 июля, одобрила в третьем, окончательном, чтении поправки к закону об ОСАГО. В частности, с 1 октября 2015 г. лимит выплат по ущербу будет увеличен со 120 тыс. до 400 тыс. рублей. При этом в поправках ничего не говорится о росте стоимости полиса ОСАГО, которая не менялась уже более 10 лет (базовый тариф – 1980 руб.), однако Центробанк уже рекомендовал его поднять, опираясь на ряд исследований.

Допустимый диапазон повышения – 17-24%. Настаивают на подорожании тарифа и страховщики, но многие участники рынка говорит о необходимости более высокого повышения тарифов (до 40%), упирая на то, что иначе бизнес на ОСАГО станет разорительным. Скорректировать базовый тариф правительство поручило Центробанку до октября этого года – тогда же, одновременно со вступлением в силу закона о повышении выплат, и будет установлена окончательная стоимость полисов. Сейчас полис ОСАГО на год в среднем по Москве обходится в 4 тыс. руб., по России – зависит от региональных коэффициентов, но в среднем около 3 тыс. рублей. По словам источника Autonews.ru в одной из крупных страховых компаний, скорее всего, в итоге повышение составит где-то 25-30%.

Autonews.ru узнал в Думе, у представителей страхового бизнеса и у руководства профильных общественных организаций, что они думают о новом законе и что будет дальше.

Новые поправки в закон об ОСАГО:

  • увеличение с 1 октября 2014 г. лимита выплат по ущербу имуществу в ДТП со 120 тыс. до 400 тыс. рублей;
  • увеличение с 1 апреля 2015 г. лимита выплат по жизни и здоровью со 160 тыс. до 500 тыс. рублей;
  • увеличение штрафов в отношении страховых компаний за затягивание выплат с 0,1% до 1% от предполагаемого возмещения за каждый день просрочки;
  • уменьшение максимального процента учета износа деталей при расчете выплат с 80% до 50%;
  • получение возмещения станет возможно в виде и денежной выплаты, и ремонта;
  • установление штрафов за отказ в продаже полиса ОСАГО при наличии лицензии у компании.

Вячеслав Лысаков, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора», первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству:

Надо сказать, что комитетом во главе с Натальей Бурыкиной была проведена огромная работа. При составлении документа были учтены все мнения и спорные вопросы. Комитету удалось выдержать серьезное давление, и в итоге, по сравнению с первым чтением, в закон об ОСАГО было внесено множество корректив и доработок. Стоит отметить, что Госдума, наверное, в первый раз поддержала законопроект, который направлен на защиту автомобилистов, а не лоббирует интересы страховщиков.

Самое главное, чего получилось добиться, это, конечно, повышение лимитов выплат. В новом законе об ОСАГО сумма выплат по «железу» вырастет с нынешних 120 тыс. руб. до 400 тыс. рублей. С 1 апреля 2015 г. вырастут выплаты и по «здоровью» - с нынешних 160 тыс. до 500 тыс. рублей. Понятно, что при этом возрастает и стоимость полисов. Мы готовы поддержать повышение, однако конкретных цифр пока не названо. В ходе обсуждений звучали разные предложения, однако расчетов при составлении стоимости ОСАГО нам так и не показали. Полномочия по тарификации в ОСАГО теперь передаются Центробанку, депутаты на этот вопрос влиять больше не будут.

Серьезную дискуссию вызвал вопрос максимального износа автомобиля. В ходе обсуждений было принято решение остановиться на цифре 50%. Я считаю, что многим водителям удобнее получать денежный эквивалент повреждения, чтобы устранить его в ближайшем сервисе. Бывает, что предлагаемые страховыми компаниями места ремонта оказываются на другом конце города, тем более часто поступают жалобы на качество обслуживания.

Никита Ситников, заместитель начальника управления розничного страхования ОСАГО «РЕСО-Гарантия»:

Поправки, несомненно, несут большие плюсы для автомобилистов. Мы надеемся, что, благодаря увеличению лимита выплат и, главное,  в связи с ожидаемым принятием   единой  методики определения  размера убытка, заметно снизится количество споров между страховщиками в автовладельцами. Само отношение водителей к ОСАГО должно измениться в положительную сторону.

Вторая важная поправка – это максимальный износ автомобиля. Каким бы старым ни был автомобиль, коэффициент износа при расчете суммы выплаты не будет превышать 50%. Сейчас максимальный износ автомобиля при расчете стоимости составляет 80%. Я считаю, что после принятия этой поправки ОСАГО для автомобилистов станет более «человечным».

Несомненно, при всех этих изменениях вырастет и цена полиса ОСАГО. Теперь тарифы будет утверждать Центробанк. Пересматриваться цены будут каждый год – это поможет разработать объективный тариф. Важно, что появится  так  называемый «ценовой  коридор»,  так  что автовладельцы  получат возможность  выбирать компанию по цене.

Достаточно спорной остается ситуация с введением более высоких лимитов  при  оформлении «европротокола». В первую очередь, данное нововведение призвано помочь борьбе с пробками. Преимущество этой схемы в том, что не нужно ждать сотрудника ГИБДД для оформления справки о ДТП. Однако стоит обратить внимание на многочисленные случаи мошенничества, для борьбы с которым, к сожалению, по сей день не принимается никаких серьезных шагов.

Что касается страховщиков, то они сейчас  ждут утверждения  тарифов. Поскольку  не все из одобренных поправок  были просчитаны  и обоснованы, вполне вероятно, что финансовая нагрузка на компании заметно возрастет. С другой стороны, обновленное ОСАГО - это еще один способ «почистить ряды». Ни для кого не секрет, что многие компании-аутсайдеры работают по типу пирамид. Новые поправки нанесут по ним тяжелый удар, и многие фирмы, скорее всего, прекратят предлагать услуги автострахования.

Максим Ханжин, руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей:

После принятия новых поправок в ОСАГО, рынок автострахования ждет коллапс. Страховые компании на данный момент и так переживают не лучшие свои времена ( по итогам 2013 г. убыточность переваливает за 100%), а подобные изменения и подавно могут привести к сворачиванию деятельности многих фирм. Однако при этом новый документ не решит и главных проблем автовладельцев. Повышение лимитов это, конечно, для водителей хорошо, однако уменьшит ли это количество судов, спорных ситуаций? Я не сомневаюсь, выплаты как занижались, так и будут занижаться. Любая страховая компания в любом случае пытается меньше платить, значит, и количество конфликтных ситуаций между страховщиком и водителем вряд ли уменьшится.

Второе главное нововведение - уменьшение износа. Откуда взялась цифра в 50%, совершенно не понятно. Для страны, где средний возраст автопарка 10 лет – это недопустимо. Кроме того, открывается большой простор для мошенничества, для борьбы с которым, кстати, в поправках нет ни одного пункта. Мы считаем, что единственный правильный путь в данных условиях – это полное исключение денежных выплат.

Ситуация с «европротоколом» также не доработана. В России на данный момент им пользуется 5% водителей. При существующих ограничениях по ущербу эта цифра вряд ли увеличится. Что касается увеличения стоимости ОСАГО, то перед принятием закона был проведен актуальный и объективный расчет. Подобная мера, безусловно, поможет многим страховым компаниям удержаться на плаву. Также стоит отметить, что, несмотря на принятые поправки, для водителей по-прежнему нет никакой мотивации, чтобы лучше ездить. Всем понятно, за 10 лет закон ОСАГО изжил себя и нуждается в серьезных доработках. Комитету удалось на время «затушить пожар», однако более глубокие проблемы так и остались без решения.

Николай Тюрников, президент Ассоциации защиты страхователей:

Главная поправка в закон об ОСАГО - это увеличение выплат. Конечно, 400 тыс. руб. по «железу» - это все равно мало, однако положительная динамика очевидна. Отдельно надо рассмотреть лимиты выплат по «здоровью». Главный плюс тут, что теперь расчеты будут производиться по таблице. Выплаты будут фиксированы. Грубо говоря, сломал автомобилист палец, получил 15 тыс. рублей. На что пойдут эти деньги - на лечение или поход в ресторан - никто разбираться не будет. Кроме того, благодаря таблице выплат, деньги теперь будут поступать намного более оперативно.

С увеличением выплат возросла и стоимость тарифов ОСАГО. Вот тут лично у меня возникает серьезное подозрение, что эта поправка принята под давлением автостраховщиков. Дело в том, что выплаты очень часто сильно занижают. По статистике, за 11 лет выплаты автовладельцам составили 55%, это получается, что в карманах компаний за год остается около 30 миллиардов рублей. Это говорит о том, что страховщики абсолютно безболезненно могут поднять выплаты по имуществу до 400 тыс. руб., а выплаты по жизни и здоровью до 500 тысяч. Все разговоры об убытках в этой ситуации – миф. Единственный путь, на мой взгляд - не повышать тарифы, а принять меры, которые сделали бы занижение выплат экономически невыгодным для страховых компаний.

Отдельно стоит отметить изменения, касающиеся упрощенного порядка оформления ДТП. Ограничение по сумме ущерба теперь увеличено вдвое - до 50 тыс. рублей. Однако, чтобы получить страховку, водителю кроме фото-, видеоматериалов с места ДТП нужно также предоставить данные ГЛОНАСС. На мой взгляд, для водителя данные требования несут лишние проблемы. Я, как автомобилист, не знаю насколько это технически реализуемо. Данная поправка лоббирует, прежде всего, интересы страховщиков. Именно они делают все, чтобы «европротокол» в России был отменен. Дело в том, что в каждом случае компаниям видится мошенничество, благодаря этой паранойе страдают и обычные автомобилисты.

Дмитрий Александров