branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

ДТП будут проверять по записям видеокамер

Оформлять дорожные аварии по европротоколу станет проще - в августе страховщикам дадут доступ к уличным камерам...
ДТП будут проверять по записям видеокамер
ДТП будут проверять по записям видеокамер
Московские власти объявили тендер на создание сервиса, который будет по запросу предоставлять страховым компаниям видеоматериалы с камер наружного наблюдения. Страховщики смогут проверить обстоятельства аварии живой картинкой с места ДТП. Новая система, на создание которой город выделит 41 млн рублей, позволит упростить схему оформления аварий по европротоколу. Согласно задумке, водители перестанут бояться оформлять повреждения без вызова ГИБДД, рискуя получить отказ от страховой, а страховая, в свою очередь, сможет исключить факты мошенничества. Многие эксперты восприняли создание нового сервиса положительно, однако высказали опасения по использованию видео дорожных камер с мест ДТП в российских судах.

Согласна документации ГКУ «Центр организации дорожного движения», который опубликовал тендер на создание нового сервиса на сайте госзакупок, информационная система будет обрабатывать запросы от страховых компаний, принимающих решения о выплате. Страховщики смогут запрашивать фото- и видеоданные с камер наружного наблюдения через сайт ЦОДД, вводя адрес места, где произошла авария.

Водители перестанут бояться оформлять повреждения без вызова ГИБДД, рискуя получить отказ от страховой.
Сервис должен помочь страховым компаниям и автомобилистам избежать разногласий при рассмотрении заявлений на выплаты. «Упрощенные процедуры оформления аварий позволяют сэкономить время участников ДТП, а также избежать возникновения затруднений на улично-дорожной сети из-за аварии», - считают в Департаменте транспорта. Сейчас страховые компании и водители через суд могут запросить видео с уличных камер. Правда, как показывает практика, зачастую предоставление материалов занимает много времени либо вообще не происходит. Аргументировано это тем, что многие камеры пишут видео в режиме онлайн и не сохраняют картинку в архив. Кроме того, ЦОДД и ГИБДД, отвечающие за камеры, по ряду причин опасаются давать доступ к видео. В ответ на это сотрудники ЦОДД поясняют, что картинку видео нового сервиса будут маркировать, чтобы она не появилась в широком доступе в Интернете.

Страховые компании в целом инициативу поддерживают, объясняя это тем, что выплаты по европротоколу для добросовестных водителей ускорятся, если страховщики смогут оперативно проверить обстоятельства ДТП. Опасения в другом - если картинка покажет, что аварии в данном месте не было или участники ДТП оформили все неверно, примет ли суд сторону страховой в случае ее отказа в выплате. При этом картинка с камер должна быть достаточно четкой, чтобы страховые могли опознать автомобили. Как рассказал корреспонденту Autonews.ru представитель компании «РЕСО-Гарантия» Никита Ситников, на видео должны быть видны марка, модель и государственные номера всех участвующих в аварии автомобилей.

«Это очень перспективный проект. Нужно только решить вопросы с законодательством, прописать все процедуры, чтобы эти видео можно было использовать в качестве доказательств», - говорит Ситников. Дело в том, что основные проблемы у страховщиков возникают в случае отказов по выплатам. Поэтому страховщики больше всего опасаются того, что не смогут использовать видео с камер в качестве официальных доказательств, потому что юридически закрепить это сложно.

На видео должны быть видны марка, модель и государственные номера автомобилей.
В судах часто возникают спорные ситуации, иногда страховщики не могут доказать даже факты откровенного мошенничества. Например, автомобиль застрахован по КАСКО. Владелец приходит в страховую, приносит все бумаги, справки и протокол от ГИБДД, а на видео оказывается, что в указанном месте аварии не было. Как в такой ситуации действовать страховщикам? Отказать в выплате на основании видео и оспорить документы от ГИБДД (в России пока широко распространена практика приобретения подобных справок за деньги) представляется страховым менеджерам просто нереальным.

Вопросы применения видео с камер в качестве доказательств волнуют и водителей-участников ДТП. Как пояснил корреспонденту Autonews.ru вице-президент Коллегии правовой защиты автомобилистов Владимир Александров, окончательное решение всегда принимает суд.

«Доказательство может быть какое угодно. Оно оценивается исключительно судом, страховая на это повлиять не может. Новый сервис - законное желание страховых компаний, которые смогут быстрее делать мелкие выплаты, если водителям, попавшим в ДТП, нечего скрывать. Абсолютно правильным решением страховой будет отказать в случае мошенничества. Однако существуют и другие спорные вопросы. Многие повреждения вскрываются после мойки, либо водители обнаруживают вмятины уже после того, как покинули место ДТП. Вызывают ДПС туда, где находятся в момент обнаружения, а где было ДТП часто никто не знает. Камера в этом случае, конечно, не покажет никакой аварии. И что, страховая откажет? На каком основании, если человек не обманывал, в протоколе указал, что не знает, кто и когда его ударил, а обнаружил он повреждение только что? Такие моменты надо прописывать в страховых договорах», - говорит Александров.

«Выплаты по европротоколу смешные, 25 тысяч рублей. Для страховщиков это мелочи».
Юрист отмечает, что система страховых выплат сейчас очень несовременна. Более того, ряд страховых компаний указывает, что для ремонта одной детали вообще никаких справок не нужно: «Если речь идет о европротоколе, то там смешные суммы выплат, всего 25 тысяч рублей. Для страховщиков это мелочи, не вижу смысла проверять такие дела через дорожные камеры. Намеренно свою машину повреждать никто не будет. А если человек задумал зло, мошенничество, то он выберет место, где нет камеры».

Видео с уличных камер может помочь страховым компаниям определить, виноваты ли их клиенты в конкретных ДТП. Правда, итоговое решение все равно принимает ГИБДД на группе разбора либо суд. «Водители могут сказать, что этих данных не видели. Поэтому автомобилистам тоже должны разрешить просмотр таких видео. Чтобы ни у кого никаких вопросов не возникало. Люди, оспаривающие страховые взносы в судах, и без того постоянно запрашивают такие видеоданные, однако чаще всего это заканчивается отказом. Потому что большинство камер на улицах просто не пишут видео либо висят для красоты», - резюмировал Александров.

Екатерина Рзянина