branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Кто тянет рынок автомобилей на дно

Взяв паузу на пару месяцев, по итогам апреля российский рынок вновь повалился. Но только если считать АвтоВАЗ...
Кто тянет рынок автомобилей на дно
Кто тянет рынок автомобилей на дно
Взяв паузу на пару месяцев, по итогам апреля российский рынок вновь повалился. Стагнация экономики, санкции за Крым, обвал рубля – у автокомпаний не оставалось выбора, кроме как повышать цены. Как результат, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в апреле было продано около 226,5 тыс. автомобилей, на 8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Общее снижение в январе-апреле составило 4% - продано 829 тыс. машин.

«Очевидно, что недавняя волна повышения цен, вызванная ослаблением рубля, оказывает влияние на потребительский спрос, который был изначально достаточно неустойчив. В ближайшее время ситуация на рынке вряд ли изменится в условиях замедляющейся экономики», - отметил председатель АЕБ Йорг Шрайбер.

Без учета российских марок падение рынка окажется в рамках статистической погрешности.
Цифры тревожные, однако для большинства иностранных компаний дела идут не так уж и плохо. Главными неудачниками начала года стали российские автозаводы. Без учета «российской тройки» - «АвтоВАЗа», ГАЗа и УАЗа – падение за четыре месяца находится в рамках статистической погрешности - всего 0,4% (667 556 проданных автомобилей). Именно российские марки тянут рынок на дно.

Снижение спроса на отечественных производителей было ожидаемо. Некоторое время компании держались на плаву благодаря тотальным распродажам своих машин. C появлением на рынке бюджетных иномарок российские концерны лишились своего главного козыря – низкого ценника: практически все автолюбители теперь отдают предпочтение зарубежным машинам. 

Истерзанная старыми врагами Lada не заметила, как вырастила нового конкурента у себя под боком. Главный хит начала этого года – Nissan Almera - собирается на мощностях «АвтоВАЗа», и теперь, по всей видимости, имеет все шансы стать новым символом Тольятти. Благодаря новинке, Nissan прекрасно пережил смутное время, увеличив свои продажи почти на треть. Появление в мае сверхангажированного нового Qashqai и вовсе может вывести компанию в главные фавориты российского автомобильного рынка.

Характерно, что в лидерах рынка по динамике продаж, в основном, одни японцы. Так, уверенный рост показывают Toyota и Mazda.  Они используют те же схемы, что и Nissan: особой популярностью в России по-прежнему пользуются дешевые седаны и внедорожники всех размеров: Highlander, обновленный  Land Cruiser Prado,  новые версии RAV4, а также Corolla у Toyota , «трешка» и CX-7 – у Mazda.  По словам специалиста по связям с общественностью «тТойота Мотор рус» Натальи Астафьевой, дела у компании на данный момент идут так хорошо, что у компании уже сейчас нет стоков 2103 года. 

Lada не заметила, как вырастила нового конкурента у себя под боком.
Предсказуемо неплохо чувствуют себя премиальные производители: россияне считают покупку дорогих авто отличной инвестицией при нестабильной экономической ситуации. В лидерах продаж - Mercedes-Benz, который реализовал за четыре месяца 12165 автомобилей (+22% по сравнению с предыдущим годом): «Успешное выступление Mercedes-Benz на российском рынке это долгосрочная тенденция, которая наблюдается уже на протяжении 4 - 5 лет. Наша компания обладает самой широкой модельной гаммой в премиум сегменте», - считает руководитель отдела корпоративной коммуникации «Мерседес-Бенц рус» Андрей Родионов. Особым спросом пользуется линейка компактных авто концерна.

Несмотря на отдельные светлые пятна, общая ситуация остается достаточно сложной: cитуация в российской экономике меняется непредсказуемо – слишком много непрогнозирумых факторов.


Что же будет ждать российский автомобильный рынок в дальнейшем? Экспертное сообщество раскололось на два лагеря. Одни считают, что поводов для пессимизма не так много, другие, напротив, предпочитают видеть наполовину пустой стакан. Так, глава агентства «Автостат» Сергей Целиков уверен, что положительной динамики от авторынка в ближайшее время ожидать не приходится. По его мнению, падение продаж автомобилей по итогам года может составить 7-8% (ранее прогнозировалось -1,8%).

Особым спросом пользуется линейка компактного премиума.
Автопроизводители и дилеры лихорадочно ищут пути к стабилизации бизнеса. Традиционная палочка-выручалочка начала года в виде распродаж машин прошлого модельного года скоро перестанет приносить дивиденды, надо искать другие пути оживления продаж.

Восстановить объемы продаж автомобилей в России могла бы помочь программа автомобильного кредитования, которая достаточно долго двигала рынок вперед , но была остановлена в конце 2013 года. Дилеры уже не раз просили вернуть механизм в рабочее состояние, распространив на модели среднего ценового сегмента.

На прошлой неделе Минпромторг заявил о невозможности восстановления госпрограммы, а министр Денис Мантуров посоветовал автопроизводителям самим активнее работать с банками, чтобы те давали покупателям российских машин кредиты на выгодных условиях, однако затем стало известно, что то же ведомство все же разработает и представит в правительство РФ предложения о необходимости продления программы льготного автокредитования – произойдет это во второй половине года.

В любом случае, от поддержки государства, если таковая будет, больше выиграют российские производства иностранных компаний, тогда как отечественные автозаводы ждут непростые времена – они не заметили, как оказались ненужными у себя на родине.



Дмитрий Александров