branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Полису ОСАГО назвали новую цену

Участники рынка продолжают приводить аргументы в пользу повышения стоимости страховки...
Подорожание стоимости полиса ОСАГО, которое, как утверждают страховщики, неизбежно в связи с грядущим увеличением лимитов выплат, составит порядка 40%. Эти цифры вновь подтвердили на круглом столе «ОСАГО: обратный отсчет», прошедшем на днях в Москве. И, хотя независимые эксперты настаивают, что страховые компании могут повысить размер выплат и без поднятия базовых тарифов ОСАГО, страховое сообщество продолжает находить новые аргументы необходимости этого решения.

Изменения в закон об ОСАГО, которые, согласно указу президента, должны быть разработаны до 1 июня 2014 года, предусматривают не только увеличение выплат по вреду имуществу, но также по жизни и здоровью. Если учесть тот факт, что они станут фиксированными, а получать их будет каждый пострадавший в ДТП, то следует ожидать волнообразного роста обращений граждан за такими выплатами, считает председатель движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов. По мнению Соколова, после включения данных поправок в закон об ОСАГО, ежегодные выплаты страховых компаний пострадавшим увеличатся до 9 миллиардов рублей.

Заместитель директора рейтингового агентства «Эксперт ВА» Наталья Данзурун более категорична в своих оценках последствий увеличения лимитов по жизни и здоровью для рынка страхования ОСАГО. «Если говорить о повышении лимитов по страхованию жизни до 500 тысяч рублей, то, по нашим оценкам, средняя выплата по страхованию жизни вырастет с 30 тысяч до 100 тысяч рублей. Также вырастет обращаемость граждан за этими выплатами, что приведет, в конечном счете, к увеличению выплат по страхованию жизни на 17 миллиардов рублей с текущих 500 миллионов», - заявила Наталья Данзурун.

«Увеличение должно быть где-то на уровне 40%».
Вместе с ростом выплат по имуществу, убеждена аналитик, это превратит страхование ОСАГО в полностью убыточный бизнес уже до конца 2014 года. «В итоге в 2014 году уровень выплат может достичь 76%, а показатель убыточности приблизится к 100%. Для того, чтобы избежать такой ситуации, помимо увеличения лимитов необходимо также увеличить тариф по страхованию ОСАГО. По нашим подсчетам, это увеличение должно быть где-то на уровне 40%», - сообщила Данзурун.

Представители автомобильного сообщества оперируют другими цифрами. Действующие страховые тарифы удовлетворяли страховые компании почти 10 лет, а разговоры о необходимости их повышения совпали с распространением Закона о защите прав потребителей на сферу страхования автогражданской ответственности, напоминают общественные деятели.

«Давайте посмотрим на структуры выплат, сколько выплачивали страховщики эти годы. Согласно таблицам, приведенным «Страхнадзором», фактически их коллегами, 182 миллиарда осталось у страховщиков. Это говорит о том, что страховщики абсолютно безболезненно могут поднять выплаты по имуществу до 400 тысяч рублей, а выплаты по жизни и здоровью до 500 тысяч. Те убытки, о которых говорят страховые компании, писаны вилами на воде», - заявил руководитель московского представительства Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.

«Те убытки, о которых говорят страховые компании, писаны вилами на воде».
Согласен с Канаевым и глава «Ассоциации по защите прав автострахователей» Максим Ханжин. По его мнению, говорить о гигантском увеличении выплат по жизни и здоровью после вступления в силу поправок в закон «Об ОСАГО» не приходится, так как доля максимальных выплат в общем количестве обращений не изменится.

«У нас средняя цифра составляет сейчас 30 тысяч рублей. Соответственно, повышение лимита от 120 тысяч вверх затронет какую-то незначительную часть. Есть крупные страховые компании, которые заинтересованы, чтобы вернуться к тем прибылям, которые у них были. Поэтому сейчас лоббируется отмена действия Закона о защите прав потребителей, лоббируется единая методика», - заявил эксперт.

Представители страховых компаний, в свою очередь, обвиняют независимых экспертов в непрофессионализме, утверждая, что получить полную картину рынка, вычитая из суммы сборов сумму выплаченных премий, невозможно. Кроме того, автомобилисты не учитывают и то, что число случаев мошенничества с полисами ОСАГО будет только расти.

Мошенникам в сферах автострахования перепадает около 40% всех страховых премий.
«Обсуждается, что четыре региона или города-миллионники будут иметь так называемый безлимитный европротокол. Мы в этой связи прогнозируем существенный рост страхового мошенничества, как профессионального, так и бытового», - отметил начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Михаил Порватов.

По данным независимых экспертов, мошенникам в сферах автострахования ежегодно перепадает около 40% всех страховых премий. «Но это не проблема граждан - 50 , 40 или 10 процентов. Завтра будет 80% и что, водители должны за это платить?» - недоумевает Канаев.

Необоснованными он считает и другие аргументы страхового сообщества в пользу повышение тарифов. В частности, по его мнению, судебные тяжбы с автовладельцами, в которых увязли страховые компании, возникают не по вине водителей, а из-за жадности страховщиков.

«Методика создается только для того, чтобы узаконить те занижения, которые сейчас имеют место».
«Если страховая компания будет придерживаться буквы закона и выплачивать те суммы, которые они обязаны по страховым выплатам, мне кажется, все претензии исчезнут. И тогда мы действительно можем обсуждать те моменты, когда страховщики говорят, что у них не хватает средств на выплаты», - настаивает эксперт.

Тем не менее, новую методику расчета убытков Российский союз автостраховщиков разрабатывает практически в закрытом режиме. «До того момента, пока вопрос не стал касаться главного (цен, деталей и того, из чего считать износ), все наши вопросы рассматривались. Но теперь нам говорят, что все уже решено. Ни экспертов юстиции, ни Канаева, ни меня никто не слушает, никому это не интересно, - недоумевает Ханжин. - Эта методика создается только для того, чтобы узаконить те занижения, которые сейчас имеют место».

Но даже если базовые тарифы по ОСАГО не поднимут в ближайшее время, стоимость полиса более чем в 10 субъектах Российской федерации, тем не менее, вырастет. Речь идет о регионах, показатели аварийности в которых значительно выше средних по стране.

По мнению Максима Ханжина, подобная позиция страхового сообщества демонстрирует полное отсутствие какой-либо стратегии выхода из кризиса на рынке автострахования. «Сейчас поменяем тариф в регионах, а завтра плюс к этому поменяем общий тариф? Отсутствие контроля со стороны власти и нежелание разобраться в том, что происходит, приводит к возможности крупного бизнеса получать сверхмаржинальность», - резюмировал эксперт.

Напомним, в России ежегодно страховое возмещение по полисам ОСАГО получают более 2,7 миллионов человек. При этом, по данным ВЦИОМ, 74% процента автовладельцев готовы платить больше за полис ОСАГО, если суммы страховых выплат вырастут. Против высказались лишь 17%.

Алексей Матвеев