Autonews
Каким должен стать «Carfax по-русски»
Статьи
Статьи 17 марта 2014
Каким должен стать «Carfax по-русски»
В России заработал официальный сайт по истории эксплуатации подержанных автомобилей...
Каким должен стать «Carfax по-русски» 
В России на прошлой неделе заработал официальный сервис по истории эксплуатации подержанных автомобилей. Запрос к проекту подобного рода оказался настолько высок, что в первые часы портал «Автокод» не выдержал наплыва посетителей и оказался недоступен, но, впрочем, его быстро реанимировали. А за первые два дня портал, работающий в открытом тестовом режиме, посетили около 130 000 человек. Чего эти люди ждали от «Carfax'а по-русски», что в итоге получили и чем он станет в дальнейшем, Autonews.ru узнал у его создателей и заинтересованных участников автомобильной отрасли.

На сегодняшний день запущенный московской мэрией «Автокод» собирает информацию из баз ГИБДД. После регистрации на сайте любой желающий может узнать количество ДТП и повреждений автомобиля, данные о всех владельцах (с датами владения, но без имен) и о судебных запретах. В отличие от зарубежных систем, на портале «Автокод» для получения информации нужно вводить не один параметр (VIN), а как минимум два (либо VIN и СТС, либо регистрационный номер и СТС). Это сделано для того, чтобы проверить автомобиль можно было только с согласия его владельца.

Запрос к проекту оказался настолько высок, что в первые часы он не выдержал наплыва посетителей.
По задумке разработчиков проекта (департамент информационных технологий Москвы), в будущем информацию начнут предоставлять страховые компании, банки и дилерские центры. Также создатели «Автокода» планируют, что в будущем на портале появятся и данные об автомобилях из регионов – пока он предоставляет данные только об автомобилях, зарегистрированных в Москве и Московской области.

Именно в этом заключается самая распространенная проблема, на которую жалуются пользователи в настоящее время, - в базе только машины из столичного региона, а люди пытаются проверить автомобили, зарегистрированные в других субъектах Российской Федерации. Такая опция появится значительно позже, и отвечать за нее будет уже не столичные чиновники, а ГИБДД. «Сейчас мы налаживаем связи с участниками рынка только для своих регионов. Эту же работу, по идее, должна будет проделать и ГИБДД, когда портал заработает на федеральном уровне. Быстро этого не случится», - не стала обнадеживать пресс-секретарь департамента информационных технологий Елена Новикова в разговоре с корреспондентом Autonews.ru.

Тем не менее, в течение нескольких месяцев информационная составляющая портала расширится, так как чиновники ведут переговоры со страховыми компаниями, банками и дилерами, которые смогут рассказать подробнее о повреждениях машины при ДТП, ремонте у официалов, прохождении ТО, а также о кредитной и залоговой истории автомобиля.

Самая распространенная жалоба пользователей – нет истории автомобилей из других регионов.
По словам Новиковой, на портале «Автокод» сейчас можно, в частности, узнать, физическому или юридическому лицу принадлежало ТС. Этот вопрос немаловажен, так как не каждый готов приобретать автомобиль, если он отметился, например, в таксопарке. Дело даже не в большом пробеге, а в том, что через этот автомобиль прошли сотни, а то и тысячи случайных людей.

Глубина предоставляемой информации составляет 5-8 лет. Описание повреждений может быть разным, от указания конкретных деталей до просто факта участия в ДТП. «Ситуация зависит от того, насколько тщательно инспекторы заполняют протоколы, указывают ли все повреждения автомобилей или пишут просто «столкновение с другим ТС», это важно», - объясняет Новикова.

Полгода «Автокод» и все его сервисы будут бесплатными, а потом за услуги портала могут ввести плату по примеру зарубежных систем. Но для того, чтобы брать за его использование деньги по аналогии с Carfax (40$ за обращение, если нет постоянного абонемента), сервис «Автокод» должен предоставлять настолько же исчерпывающую информацию. «Примерно через год «Автокод» должен заработать в полную силу, с информацией от страховщиков, банков и дилеров», - обещает представитель департамента информационных технологий.

«Для дилеров сервис будет так же полезен, как и для частных покупателей на вторичном рынке».
Большинство дилеров пока не знают о запуске портала, но некоторые уже выразили готовность с ним сотрудничать. «С нашим дилерским центром переговоры по вопросам сотрудничества от разработчиков портала не ведутся, но, в общем-то, мы одобряем и поддерживаем создание подобного сервиса. Для дилеров сервис будет так же полезен, как и для частных покупателей на вторичном рынке. По программе трейд-ин мы выкупаем не только машины, которые обслуживались в нашем ДЦ, но и приобретенные и обсуживающиеся в других салонах, информация о ремонте и ТО «сторонних» авто для нас важна. Не хочется думать о том, что в любом случае найдутся люди, которые захотят обмануть программу и изменить данные о машинах, находящихся в угоне, побывавших в ДТП и прочее. Частным покупателям не стоит на 100% доверять сервису, так как там, как и в любой системе, возможны сбои», - рассказала Autonews.ru директор по продажам «Ауди Центр Восток» ГК «АвтоСпецЦентр» Екатерина Чагаева.

Эксперты приветствуют появление портала, однако некоторые опасения по его работе все же выражают. «Это очень полезная штука, если она будет работать. Для водителей это шанс обезопасить себя и узнать все о своей будущей покупке. Главное, чтобы этот сайт оставался в собственности государственных структур, а не был передан коммерческим. Чтобы для граждан эта опция была бесплатной. Дилеры и страховщики могут запросить деньги за предоставление своей информации, а все денежные взносы будут переложены на автовладельцев, такого быть не должно. Если сайт все-таки станет платным, то, например, я им пользоваться не буду. Платить будут те, кто хочет купить машину б/у и узнать все о ней», - считает адвокат и глава Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский.

Страховые компании выступают за подобный сервис, но переговоров о сотрудничестве с порталом «Автокод», как и дилеры, пока не ведут. «Если такой проект в России заработает, то главный вопрос - конфиденциальность предоставляемой информации. Насколько защищены будут данные и не попадут ли они в серые конторы, которые используют их не по назначению. В целом такой сайт необходим. Страховщики давно думают о базе каско и базе клиентов. Нам такое сотрудничество выгодно, но я о переговорах на эту тему пока ничего не знаю», - говорит эксперт одной из крупнейших страховых компаний Вячеслав Румянцев.

«Главный вопрос - конфиденциальность предоставляемой информации».
Опасения по поводу конфиденциальности высказали и представители Genser. «Про портал мы знаем, но на связь с нами никто не выходил, переговоров не было. Особых перспектив не видим, ибо на данный момент возникает слишком много вопросов с юридической и правовой точек зрения, касающихся правомерности раскрытия подобной информации и охраны персональных данных. Предоставлять какую-либо информацию до тех пор, пока не появится четкое понимание всех аспектов и гарантий защиты интересов владельцев автомобилей, мы не готовы», - говорит PR-директор Genser Наталья Быкова.

Основная масса информации о повреждениях автомобиля сейчас находится в руках автостраховщиков, поэтому сотрудничество с ними является основной задачей портала. Важно проследить, чтобы страховые фирмы предоставляли максимально полные данные. «Во-первых, надо обязать инспекторов ГИБДД вносить в свои базы все повреждения автомобилей после ДТП. Во-вторых, у нас есть ОСАГО, и каждое ДТП попадает в базу страховщика, но данные берут только о потерпевшей стороне. А надо указывать и повреждения виновника. Давать информацию страховщики и дилеры должны бесплатно — это шаг навстречу потребителю», - считает руководитель «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников.

Разработчики сайта говорят, что чиновники будут работать с участниками рынка на бартерных условиях, а не на коммерческой основе, предполагая взамен полученной информации предоставление доступа в базу ГИБДД. Но это не значит, что сайт не станет платным для пользователей. Самый знаменитый иностранный аналог – Carfax - работает давно, исправно и за деньги, причем по гибким тарифам: если для проверки одной машины по VIN-номеру, как упоминалось выше, нужно заплатить $40, то за 5 автомобилей - $50, а универсальный доступ обойдется в 55$.

«Давать информацию страховщики и дилеры должны бесплатно — это шаг навстречу потребителю».
«Если все-таки рассматривать введение платы за пользование порталом, то она, мне кажется, не должна превышать 3000 рублей. Сейчас полная диагностика б/у автомобиля стоит около 10-15 тысяч рублей. Мне кажется, идеальная цена, чтобы узнать всю историю машины, - 1000 рублей», - резюмировал Тюрников.

Итак, чтобы российский портал по истории эксплуатации автомобилей работал правильно, необходимо несколько составляющих. Первое - основная информация от ГИБДД по всем регионам России. Второе - расширенные данные об автомобиле от страховых компаний, банков и дилеров. Третье - соблюдение юридических аспектов и сохранение конфиденциальных данных о владельцах машин. Но пока в копилке запущенного московской мэрией «Carfax'а по-русски» лишь один пункт.

Екатерина Рзянина