branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Водителей научат не поддаваться безумию

«Этот документ в 146 страниц поверг нас в шок», - говорят в автошколах о новом стандарте обучения...
Министерство образования и науки РФ подготовило ведомственный приказ об утверждении примерных программ обучения водителей. Сейчас будущие учебные пособия для водителей находятся на согласовании в Минюсте, и в случае их одобрения в нынешнем виде, существующая в стране система подготовки преобразится. Представители автошкол считают, что не в лучшую сторону.

«Этот документ в 146 страниц поверг нас в шок. Во-первых, теперь мы даем профессию водителя. И оттуда сразу потянулись необходимость предоставления питания, охраны здоровья окружающих, наличие помещений для работы медицинских работников. Теперь, если это профессия, мы обязаны обучать лиц с ограниченными возможностями - инвалидов. Мы объясняем, что у них должны быть адаптивные программы, с учетом определенных особенностей, под них покупать машины нужно, готовить специалистов. Мы так в трубу вылетим», -рассказал корреспонденту Autonews.ru о своих впечатлениях после знакомства с проектами программ профессионального обучения председатель «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев.

«Этот документ в 146 страниц поверг нас в шок. Мы так в трубу вылетим».
Новая редакция закона о безопасности дорожного движения, предусматривающая изменение программ подготовки водителей, была утверждена еще в середине прошлого года. Однако Минтранс и Минобрнауки в течение полугода перекладывали друг на друга работу по разработке программ подготовки водителей, и только в конце ноября правительство поручило Минобрнауки подготовить необходимые учебные программы. Переход из ведомства Минтранса под крыло Минобрнауки автоматически перевел автошколы из сферы профессиональной подготовки в систему профессионального образования, а это значит, что автошколам придется получать лицензию на осуществление учебной деятельности.

«Если раньше для этого требовался определенный набор документов, то теперь требуется три очень серьезных вещи. Первое - заключение ГИБДД на соответствие материально-технической базы программе профессиональной подготовки. Почему ГИБДД это будет определять - непонятно. Кроме того, ГИБДД будет оценивать и качество первоначальной площадки, на которой мы готовим курсантов. По каким критериям это будет делаться - одному Богу известно. Здесь открывается широчайший простор для коррупции. Мы это уже проходили», - говорит член правления НП «Московские областные автошколы», юрист Владимир Виноградов.

«В программе обучения появилось три упражнения с прицепом».
Помимо дополнительной инфраструктуры, под размещение которой у автошкол зачастую попросту нет места, новые программы подготовки водителей подразумевают значительное увеличение объема учебного материала, а также огромные расходы автошкол на материальное обеспечение учебного процесса. По мнению Сергея Лобарева, сделано это не для повышения уровня подготовки учащихся, а исходя из интересов определенного круга людей, вошедших в экспертный совет, разрабатывавший программы.

«В экспертном сообществе оказались разные люди: с одной стороны наши коллеги, в то же время там оказались люди - руководители торговых домов, изготовители прицепов, лица представляющие станции техобслуживания. И действительно, в программе обучения появилось три упражнения с прицепом, большое количество дорогих манекенов и прочее», - отметил эксперт.

Одним из главных нововведений в подготовке водителей, стало появление в программе обучения предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя», который должен помочь начинающим автомобилистам предотвратить возможные конфликты на дороге и не поддаваться так называемому «дорожному безумию». Однако представители автошкол считают, что для появления новой дисциплины попросту нет соответствующих условий.

«Психофизиологические особенности деятельности водителя будут изучать. Это на бумаге. Но я не знаю, найдут ли на Севере или в глубинке психолога? В Москве-то таких педагогов нужно искать. Дело не в увеличении количества часов, парадигму обучения надо менять», - убежден Сергей Лобарев.

«На наш взгляд система непрерывного автомобильного образования выстроена недостаточно».
По мнению председателя «Гильдии автошкол» психологической подготовке будущих водителей следует обучать еще с детских лет. «В основном это в доавтошкольный период надо готовить, а не в автошколе. Прививать должное уважительное отношение к полицейскому, к даме за рулем, к пешеходам. За 1,5-2 месяца за 50 часов мы не можем это делать. На наш взгляд система непрерывного автомобильного образования выстроена недостаточно. Во всем мире временные права дают, удостоверения, следят за кандидатом в водители, выписывают штрафные баллы, а у нас после автошколы с автомобилистом прощаются», - рассказал эксперт.

На теоретические занятия в новой программе подготовки водителей отводится около 200 часов. Это почти вдвое больше, чем сейчас. Эксперты же утверждают, что увеличение теоретической части не даст никакого эффекта. В Германии теория длится 30 часов, а с безопасностью дорожного движения у них, по статистике, дела обстоят в 4-5 раз лучше. В современных условиях будущему водителю требуется больше практики и практики такой, которой автошколы из-за существующих норм и правил не могут предоставить.

«Мы просим изменить правила дорожного движения, хоть перед экзаменом дать возможность будущему водителю адаптироваться на скоростных магистралях. А у нас средняя скорость на экзаменах 20-30 километров в час. Я такого «птенца» выпускаю из школы, а на следующий день он уйдет на скорость 100 километров, он обязан держать безопасную скорость - «скорость потока», как мы его обучаем. И не дай бог он в течение 2-3 лет ошибется в управлении автомобилем. Автошкола виновата будет. Но при этом мы не обучаем его вождению на скоростях - это нонсенс», - считает Сергей Лобарев.

«Мы просим изменить правила дорожного движения».
Сто часов теоретических занятий предусмотрено даже для получения водительского удостоверения самой простой категории - «М» для управления мопедами с объемом двигателя не более 50 кубических сантиметров. На практические занятия по управлению скутерами заложено всего 16-18 часов.

Кроме недостатка практических занятий в новой программе подготовки водителей, экспертное сообщество выделяет и другую проблему. Повысить уровень подготовки в автошколах можно лишь с помощью квалифицированных преподавателей. А таких практически нет, как нет и профессиональных требований к людям, преподающим водительскую науку в автошколах.

«Уровень инструкторов и преподавателей сегодня катастрофически низкий и для того, чтобы стать инструктором, сейчас ничего не нужно, достаточно иметь права с трехгодичным стажем и все - приходи и учи. При этом каждый из них учит по принципу: «Делай как я». А совсем не факт, что он сам представляет собой образец водительского мастерства. Самих требований к инструкторам нет. Самое главное, что их никто не готовит. Специально этой профессии никто не учит», - считает Владимир Виноградов.

Выходом из ситуации, по мнению экспертов могло бы стать создание компактных модульных программ обучения, как в европейских странах. Что касается программы в существующем виде, то она, если будет утверждена, приведет к закрытию большинства автошкол и многократному увеличению стоимости базовой программы подготовки водителей.

Алексей Матвеев