Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Водителей научат не поддаваться безумию
Водителей научат не поддаваться безумию
Статьи 13 марта 2014
Статьи 13 марта 2014
Водителей научат не поддаваться безумию
«Этот документ в 146 страниц поверг нас в шок», - говорят в автошколах о новом стандарте обучения...
Водителей научат не поддаваться безумию 
Министерство образования и науки РФ подготовило ведомственный приказ об утверждении примерных программ обучения водителей. Сейчас будущие учебные пособия для водителей находятся на согласовании в Минюсте, и в случае их одобрения в нынешнем виде, существующая в стране система подготовки преобразится. Представители автошкол считают, что не в лучшую сторону.

«Этот документ в 146 страниц поверг нас в шок. Во-первых, теперь мы даем профессию водителя. И оттуда сразу потянулись необходимость предоставления питания, охраны здоровья окружающих, наличие помещений для работы медицинских работников. Теперь, если это профессия, мы обязаны обучать лиц с ограниченными возможностями - инвалидов. Мы объясняем, что у них должны быть адаптивные программы, с учетом определенных особенностей, под них покупать машины нужно, готовить специалистов. Мы так в трубу вылетим», -рассказал корреспонденту Autonews.ru о своих впечатлениях после знакомства с проектами программ профессионального обучения председатель «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев.

«Этот документ в 146 страниц поверг нас в шок. Мы так в трубу вылетим».
Новая редакция закона о безопасности дорожного движения, предусматривающая изменение программ подготовки водителей, была утверждена еще в середине прошлого года. Однако Минтранс и Минобрнауки в течение полугода перекладывали друг на друга работу по разработке программ подготовки водителей, и только в конце ноября правительство поручило Минобрнауки подготовить необходимые учебные программы. Переход из ведомства Минтранса под крыло Минобрнауки автоматически перевел автошколы из сферы профессиональной подготовки в систему профессионального образования, а это значит, что автошколам придется получать лицензию на осуществление учебной деятельности.

«Если раньше для этого требовался определенный набор документов, то теперь требуется три очень серьезных вещи. Первое - заключение ГИБДД на соответствие материально-технической базы программе профессиональной подготовки. Почему ГИБДД это будет определять - непонятно. Кроме того, ГИБДД будет оценивать и качество первоначальной площадки, на которой мы готовим курсантов. По каким критериям это будет делаться - одному Богу известно. Здесь открывается широчайший простор для коррупции. Мы это уже проходили», - говорит член правления НП «Московские областные автошколы», юрист Владимир Виноградов.

«В программе обучения появилось три упражнения с прицепом».
Помимо дополнительной инфраструктуры, под размещение которой у автошкол зачастую попросту нет места, новые программы подготовки водителей подразумевают значительное увеличение объема учебного материала, а также огромные расходы автошкол на материальное обеспечение учебного процесса. По мнению Сергея Лобарева, сделано это не для повышения уровня подготовки учащихся, а исходя из интересов определенного круга людей, вошедших в экспертный совет, разрабатывавший программы.

«В экспертном сообществе оказались разные люди: с одной стороны наши коллеги, в то же время там оказались люди - руководители торговых домов, изготовители прицепов, лица представляющие станции техобслуживания. И действительно, в программе обучения появилось три упражнения с прицепом, большое количество дорогих манекенов и прочее», - отметил эксперт.

Одним из главных нововведений в подготовке водителей, стало появление в программе обучения предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя», который должен помочь начинающим автомобилистам предотвратить возможные конфликты на дороге и не поддаваться так называемому «дорожному безумию». Однако представители автошкол считают, что для появления новой дисциплины попросту нет соответствующих условий.

«Психофизиологические особенности деятельности водителя будут изучать. Это на бумаге. Но я не знаю, найдут ли на Севере или в глубинке психолога? В Москве-то таких педагогов нужно искать. Дело не в увеличении количества часов, парадигму обучения надо менять», - убежден Сергей Лобарев.

«На наш взгляд система непрерывного автомобильного образования выстроена недостаточно».
По мнению председателя «Гильдии автошкол» психологической подготовке будущих водителей следует обучать еще с детских лет. «В основном это в доавтошкольный период надо готовить, а не в автошколе. Прививать должное уважительное отношение к полицейскому, к даме за рулем, к пешеходам. За 1,5-2 месяца за 50 часов мы не можем это делать. На наш взгляд система непрерывного автомобильного образования выстроена недостаточно. Во всем мире временные права дают, удостоверения, следят за кандидатом в водители, выписывают штрафные баллы, а у нас после автошколы с автомобилистом прощаются», - рассказал эксперт.

На теоретические занятия в новой программе подготовки водителей отводится около 200 часов. Это почти вдвое больше, чем сейчас. Эксперты же утверждают, что увеличение теоретической части не даст никакого эффекта. В Германии теория длится 30 часов, а с безопасностью дорожного движения у них, по статистике, дела обстоят в 4-5 раз лучше. В современных условиях будущему водителю требуется больше практики и практики такой, которой автошколы из-за существующих норм и правил не могут предоставить.

«Мы просим изменить правила дорожного движения, хоть перед экзаменом дать возможность будущему водителю адаптироваться на скоростных магистралях. А у нас средняя скорость на экзаменах 20-30 километров в час. Я такого «птенца» выпускаю из школы, а на следующий день он уйдет на скорость 100 километров, он обязан держать безопасную скорость - «скорость потока», как мы его обучаем. И не дай бог он в течение 2-3 лет ошибется в управлении автомобилем. Автошкола виновата будет. Но при этом мы не обучаем его вождению на скоростях - это нонсенс», - считает Сергей Лобарев.

«Мы просим изменить правила дорожного движения».
Сто часов теоретических занятий предусмотрено даже для получения водительского удостоверения самой простой категории - «М» для управления мопедами с объемом двигателя не более 50 кубических сантиметров. На практические занятия по управлению скутерами заложено всего 16-18 часов.

Кроме недостатка практических занятий в новой программе подготовки водителей, экспертное сообщество выделяет и другую проблему. Повысить уровень подготовки в автошколах можно лишь с помощью квалифицированных преподавателей. А таких практически нет, как нет и профессиональных требований к людям, преподающим водительскую науку в автошколах.

«Уровень инструкторов и преподавателей сегодня катастрофически низкий и для того, чтобы стать инструктором, сейчас ничего не нужно, достаточно иметь права с трехгодичным стажем и все - приходи и учи. При этом каждый из них учит по принципу: «Делай как я». А совсем не факт, что он сам представляет собой образец водительского мастерства. Самих требований к инструкторам нет. Самое главное, что их никто не готовит. Специально этой профессии никто не учит», - считает Владимир Виноградов.

Выходом из ситуации, по мнению экспертов могло бы стать создание компактных модульных программ обучения, как в европейских странах. Что касается программы в существующем виде, то она, если будет утверждена, приведет к закрытию большинства автошкол и многократному увеличению стоимости базовой программы подготовки водителей.

Алексей Матвеев
Комментарии