Московские правила требуют отменить
Статьи 25 февраля 2014
Статьи 25 февраля 2014
Московские правила требуют отменить
Не соответствующие федеральным нормы ПДД, которые установила столичная мэрия, оспаривают в суде...
Московские правила требуют отменить 
Запрет на въезд автомобилей грузоподъемностью более одной тонны в центр Москвы требуют отменить. Соответствующее заявление подал в Мосгорсуд житель столицы Игорь Галай, который 19 февраля 2014 года был оштрафован на 5000 рублей за въезд в центр столицы на минивэне Volkswagen Transporter.

По всем регулирующим нормам эта модель считается легковой, и для управления ей достаточно водительского удостоверения категории «В», однако штраф Галаю был выписан, как за грузовик. Напомним, что по рабочим дням с 07:00 до 22:00, согласно постановлению правительства Москвы от 22.08.2011 №379-ПП «Об ограничении движения грузового транспорта в городе Москве», въезд автомобилям грузоподъемностью более 1 тонны в пределы третьего транспортного кольца (ТТК) столицы запрещен.

Минивэн московского автомобилиста посчитали грузовиком и выписали ему штраф в 5000 рублей.
Платить штраф Галай не стал, а подал заявление в суд с требованием отменить данное постановление, так как оно противоречит федеральному законодательству. В частности, ключевого понятия «грузоподъемность», исходя из которого московские власти и ввели ограничение на движение транспорта в столице, в Правилах дорожного движения (ПДД) нет вообще, есть лишь термин «разрешенная максимальная масса». Грузоподъемность чиновники определили сами, отняв от «разрешенной максимальной массы» «массу автомобиля без нагрузки», а такая арифметика законом не предусмотрена.

Пункт 1.1 ПДД прямо говорит, что «Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им». Фактически это означает, что постановление московского правительства №379-ПП не имеет законной силы.

«Это правовой беспредел. Они принимают законы, которые противоречат федеральным».
«На самом деле у московских властей в последнее время больше самодеятельности и меньше законов. В сумме это называется беспределом. В данном случае, это правовой беспредел. Они принимают локальные законы, которые противоречат федеральным. И самое главное - делегируют себе право выдавать разрешения на то, чтобы люди могли их нарушать. Нонсенс», - считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

Глава «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин, напротив, считает, что постановление мэрии, из-за которого и разгорелся спор автолюбителя с властями, возможно, и было принято с нарушениями, но в случае с ограничением движения транспорта у города есть свои права. По мнению эксперта, вопрос запрета въезда определенной категории транспорта в центральную часть города следует рассматривать с точки зрения целесообразности, а не считать правовой дискриминацией водителей.

«Такие ограничения – общемировая практика, и Москва здесь не исключение».
«Здесь есть несколько оснований для принятия такого решения. Первое - экологическое. Понятно, что грузовой транспорт в массовом масштабе, когда въезжает в центр города, очень серьезно загрязняет атмосферу. Во-вторых, это некая борьба с заторами. Понятно, что чем больше автомобиль, тем больше места он занимает на дороге, на парковке. Такого рода ограничения для въезда отдельных видов транспорта в определенные зоны - это практика, которая существует в мире. Москва в этом роде не отличается от других городов мира», - полагает Похмелкин.

Какими бы принципами не руководствовались городские власти, считает Петр Шкуматов, они должны отдавать себе отчет, что введенные ими запреты могут привести к исключению России из Международной системы транспортных перевозок с упрощенным таможенным оформлением — TIR.

«Они напридумывали огромное количество всяких правил, которые противоречат не только федеральному законодательству, они противоречат Венской конвенции по безопасности дорожного движения. Очень многие водители зарубежных фур с удивлением узнают, что в Москве эта конвенция не действует. Нашу страну вообще могут исключить из TIR, потому что мы придумали свои какие-то правила, которые совершенно абсурдны и противоречат нашим же международным соглашениям», -говорит эксперт.

«Из-за этих правил Россия рискует лишиться членства в TIR».
Распоряжением столичных чиновников в грузовой транспорт превратилась масса фургонов и внедорожников, которые по всем нормативам ГИБДД проходят как легковые автомобили. Еще больше путаницы со знаками, установленными при въездах на ТТК знаках. В частности, знак «Въезд запрещен» (3.1 «кирпич») соседствует с табличками: «Вид транспортного средства» с изображением грузовика (8.4.1 – распространяет действие знака на грузовые автомобили, в том числе с прицепом, с разрешенной максимальной массой более 3,5 т), «Время действия» и «Для а/м грузоподъемностью более 1 тонны без пропуска». Последней таблички, к слову, в ПДД также нет, и она, как и «грузоподъемность» придумана московскими чиновниками, а используемое сочетание этих знаков противоречит и правилам дорожного движения и здравому смыслу, считает Петр Шкуматов.

«Они придумали какие-то свои знаки, назвали их экспериментальными. Эксперимент действует в течение 25 лет. Но в ходе эксперимента нельзя штрафовать людей, а они штрафуют, пользуются полной своей безнаказанностью», - напомнил эксперт.

Виктор Похмелкин считает, что в данном случае придираться к знакам, используемым московскими властями для информирования автомобилистов о действующих запретах, не совсем правильно. Не будь таких заметных для водителя сочетаний дорожных знаков и указателей, под штрафные санкции могло бы попасть куда большее число автомобилистов. Поэтому из двух зол мэрия выбрала меньшее.

«В ходе эксперимента нельзя штрафовать людей, а они штрафуют».
Вероятность того, что Игорь Галай выиграет тяжбу с московскими властями, пока оценить сложно, однако такие прецеденты имели место. Напомним, в минувшем году после жалобы юриста Виктора Вэскера Верховный суд РФ отменил ряд положений КоАП Москвы. Недействующими признаны п.1 ст. 8.14 «Размещение транспортного средства на городской парковке с нарушением правил пользования городскими парковками» и п.3 этой же статьи, касающийся автомобилей с нечитаемыми номерными знаками на платной парковке, предусматривающий штраф в размере 5 000 рублей. Фактически решение суда означало, что городские власти в течение года незаконно штрафовали автовладельцев.

Успешно судились с городской администрацией и автомобилисты Санкт-Петербурга. В частности, в 2010 году член координационного совета Межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов подал в суд на городские власти из-за постановления о правилах парковки на улицах в зимнее время. Документ предписывал автомобилистам парковаться по четным дням на четной стороне улицы, а по нечетным - на нечетной. Александр Холодов посчитал, что помнить даты и соотносить их с номерами домов автомобилистам необязательно. Поддержал Холодова и суд, после чего на улицах города появились знаки, запрещающие остановку, с указанием времени их действия.

«Синие ведерки» уже сообщили о своей готовности оказать Игорю Галаю юридическую поддержку. Тем не менее, рассчитывать на скорую отмену постановления №379-ПП не следует. Мосгорсуд, скорее всего, как и в случае с иском Виктора Вэскера, примет сторону городской администрации. А пока дело дойдет до Верховного суда, пройдет несколько месяцев. Но даже если это произойдет, не исключено, что в мэрии найдут другой способ запретить въезд грузовых и псевдогрузовых автомобилей в город, как это случилось и со штрафами автомобилей, припаркованных на платных стоянках с нечитаемыми номерными знаками.

Алексей Матвеев
Комментарии