branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Долги и дороги: что будет с автокредитами

Каждый второй автомобиль в 2014 году будет продан в кредит, но ставки при этом только поднимутся...
Каждый второй новый автомобиль в 2014 году будет продан в кредит. Однако увеличение числа выдаваемых автокредитов обернется не снижением процентных ставок, а их ростом. Такой прогноз сделали эксперты, собравшиеся на конференции «Автокредитование: остановка или шаг назад? Итоги 2013 года».

Резкое падение курса рубля сказалось не только на ценах на бензин, которые уже поползли вверх, но и на активности авторынка и банковской сферы. Многие автомобильные марки уже объявили о повышении цен на свои модели или объявят об этом со дня на день.

Рост числа выдаваемых автокредитов обернется не снижением процентных ставок, а их повышением.
Накрутка из-за падения курса рубля по моделям разных брендов составит 5-10% от нынешнего ценника. Если американская и европейская валюты продолжат дорожать, цены на автомобили будут расти и дальше. Большинство желающих купить автомобиль, уверены банкиры, в такой ситуации предпочтут не копить, а обратиться в банк.

Поэтому, считают эксперты, Россию ждет настоящий бум автокредитования. Если еще несколько лет назад в кредит покупался лишь каждый третий автомобиль, то в нынешнем году с помощью заемных средств будет приобретаться больше половины автомобилей.

«Мы полагаем, что 2014 год станет продолжением некоторого изменения стратегии банков в области кредитования. Будет продолжаться переток активности в области обеспеченного кредитования. Я думаю, цифра в 60% достижима, но при определенных условиях», - убежден директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков.

Накрутка из-за падения курса рубля по моделям разных брендов составит 5-10% от нынешнего ценника.
Особенного роста, по мнению экспертов, следует ждать в дорогих и премиальных сегментах. В России уже сложилась определенная периодизация владения автомобилем и нынешний год должен стать очередным пиком массовой смены автомобилей.

«В премиальном сегменте машины меняют раз в 3-4 года, а в бюджетном раз в 5-6 лет. Это одна из причин, почему премиум-класс растет. В 2010 году был очень большой объем продаж, а значит, можно ожидать появления на вторичном рынке большого числа дорогих автомобилей и, вместе с тем, роста числа продаж новых, в том числе и за счет кредитов», - считает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

Впрочем, отмечают в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ), рост количества обращений за автокредитами неизбежно повлечет за собой и рост числа выдаваемых автокредитов входящим в так называемые группы риска клиентам: тем, кто часто меняет работу, имеет небольшой доход и тем, кто не имеет кредитных историй.

«Можно ожидать появления на вторичном рынке большого числа дорогих автомобилей».
На сегодняшний день в базе НКБИ собрана информация о 65 миллионах заемщиков и данные по 160 миллионам кредитов. Тем не менее, банкиры считают, что пока в базу не попадут сведения об абсолютно всех заемщиках, банки, выдавая кредиты, по-прежнему будут рисковать.

Основной негативный момент, влияющий на кредитование, особенно связанное с приобретением подержанного автотранспорта, –отсутствие общей базы регистрации движимого имущества. Органы нотариата должны были запустить общую базу регистрации движимого имущества с 2014 года, но пока этого не произошло и в ближайшее время, по мнению банков, не произойдет.

В справки о доходах, которые предъявляют клиенты, составляя заявку на кредит, банки верят неохотно, предпочитая информацию от партнеров или налоговой инспекции. На сегодняшний день справки формы 2НДФЛ для кредитных организаций - не более чем формальность.

Выдача кредитов на автомобили остается риском для банков.
«В руках государства остается неиспользованный инструмент, который может существенно повысить прогнозируемость риска, существенно повысить информированность кредиторов о заемщике. Это по-прежнему, недоступные сведения из пенсионного фонда, из налоговой инспекции, сведения подтверждающие доходы», - заявил Алексей Волков.

Слабое знание доходов граждан и возможное увеличение количества невозвратных кредитов заставляет банки учитывать эти риски и, соответственно, закладывать их в процентную ставку. А в нынешней ситуации к этому добавляются и риски, связанные с неустойчивым курсом рубля. Так что вопрос о повышении процентных ставок по автокредитам можно считать уже решенным.

«Здесь много будет зависеть от компенсации валютных рисков, но мы видим все тенденции к тому, чтобы ставки немного подросли по рублевым кредитам. Насколько это реализуется, сложно сказать», - полагает Алексей Волков.

«Валюта сыграет на инфляции, инфляция скажется на ставках».
По мнению Сергея Целикова, рост процентных ставок по автокредитам будет напрямую зависеть от темпов инфляции. «Валюта сыграет на инфляции, инфляция скажется на ставках», - убежден эксперт.

Тем не менее, многие автопроизводители понимают, что даже небольшая разница в процентной ставке по автокредиту заставит большинство клиентов обратиться именно в ту кредитную организацию, условия которой выгоднее всех. Поэтому в нынешнем году можно ожидать значительного увеличения числа специальных кредитных программ с низкими ставками, которые автомобильные бренды будут предлагать именно для своих клиентов.

«Будет большое количество программ от автопроизводителей, которые работают с коммерческими банками. Они стараются создать специальные оптимальные условия для клиента. Поэтому, как инструментом стимула продаж, мы, конечно, планируем очень активно пользоваться такими кредитами», - говорит менеджер по финансовым продуктам Volvo Car Russia Екатерина Градникова.

Впрочем, резкое падение курса рубля обернулось неожиданным ростом продаж для дилеров. В пересчете на евро и доллары почти все модели значительно потеряли в цене, что и привлекло покупателей.

Резкое падение курса рубля обернулось неожиданным ростом продаж.
«Мы ожидаем хороший ближайший квартал. Это связано, в основном, с курсами доллара и евро. Люди будут тратить деньги, потому что человек у нас не хочет купить дешево машину, человек у нас хочет купить выгодно машину. Сейчас очень выгодная получается цена. Многие люди пересчитывают рублевые цены на доллары, на евро, а автомобили еще есть в наличии и прошлого года, и начала этого года по ценам, еще не поднятым, а местами и со скидкой. И человек смотрит и думает: в том году я бы взял эту машину за 25 тысяч долларов, а сейчас она обойдется в 18 тысяч. И он несет деньги, потому что потом их не будет», - говорит Сергей Целиков.

Впрочем, вместе с повышением ценников в автосалонах, рынок начнет остывать, поэтому общие результаты года по объемам продаж на российском авторынке окажутся ниже показателей минувшего года на 4-5 процентов. И даже если рубль отыграет свои позиции, на снижение кредитных ставок банки вряд ли пойдут. По статистике НБКИ, большинство покупателей, пользующихся заемными средствами, вносят первоначальный взнос за автомобиль в размере 50-70%, что, как считают банкиры, очень много. А сам кредит берется на три года, что очень мало.

Алексей Матвеев