Бензин по талонам не доведет до добра
Цена бензина в этом году может повыситься на 10 % - в среднем на 2-3 рубля за литр. По мнению главы Союза нефтепромышленников России Геннадия Шмаля, несмотря на приостановку падения курса рубля, рост цен на топливо будет продолжаться прежними темпами.
Шмаль убежден, что в ситуации, когда цены на моторное топливо так или иначе задевают интересы 80% населения, государство и нефтяники обязаны каким-либо образом поддержать самые малообеспеченные слои граждан. В Союзе нефтепромышленников не исключают возможность появления в стране социальных заправок для малоимущих граждан и введения талонов на бензин. Вместе с тем эксперты говорят, что эффект от данных мер несоизмерим с вероятными рисками.
«Налоги никто не снизит для всех, поэтому один из выходов - это дифференцированный подход к торговле нефтепродуктами. Поэтому могут быть социальные заправки для малообеспеченных людей, для определенной категории пенсионеров», - рассказал корреспонденту Autonews.ru Геннадий Шмаль. Кроме того, по его мнению, талоны должны будут получать не только социально незащищенные группы граждан, но и индивидуальные предприниматели.
«Для определенной категории бизнесменов, для которых машина является даже не средством передвижения, а средством организации своего бизнеса. Также можно ввести дополнительные льготы. Надо, конечно, определить категории людей», - убежден Шмаль.
Для введения социальных заправок и талонной системы необходимо определить минимально необходимое для жизни и работы количество топлива. В Союзе нефтепромышленников полагают, что в таком случае оно будет отпускаться по талонам, а все, что сверх нормы, будет продаваться по рыночной цене. Геннадий Шмаль считает, что в качестве среднестатистического автомобиля для расчетов идеально подойдут классические модели АвтоВАЗа.
«В том числе и этот вариант возможен: и талоны и социальные заправки и социальный лимит может быть по потреблению в месяц. Возьмем минимально - 50 километров в день, умножим на 30, получаем 1500 километров. На 100 километров мы тратим. Ну, берем «Жигули» - 10 литров, получается, что на 1500 километров, которые мы проехали, выходит 150 литров. Но для этого же надо провести серьезное исследование, может даже эксперимент провести в разных регионах и посмотреть, что из этого будет», - говорит Шмаль.
Социальные нормы для разных регионов России могут значительно различаться. В частности, в северных районах страны они могут быть вдвое выше, чем в южных. Что касается цены на бензин по талонам, то она, уверен Геннадий Шмаль, должна быть в любом случае вдвое ниже рыночной по региону.
Однако ряд экспертов, напротив, убеждены, что никаких серьезных предпосылок для роста цен на топливо нет, как и оснований для введения талонной системы. В январе еще была опасность, что из-за колебания курса рубля цены на бензин могут пойти вверх, но сегодня эта тенденция миновала, считает гендиректор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев.
«Никаких новых налогов на бензин в этом году не вводили, никаких новых налогов не вводили, были разговоры о том, что могут изменить структуру взимания налога на добычу полезных ископаемых и таможенную пошлину, но этого тоже сделано не было. Таким образом, единственный механизм, который может влиять на цены на бензин, это изменение курса рубля», - рассказал Танкаев корреспонденту Autonews.ru.
Появление же любой талонной системы, как и любая другая форма социального разграничения автомобилистов, уверен эксперт, не даст желаемого результата. «Талоны на бензины, на любые другие товары - это абсолютно не рыночная мера и ничем хорошим это никогда не кончается. Кроме спекуляции талонами и тотального дефицита, это ни к чему привести не может», - убежден Танкаев.
«Надо добиваться того, чтобы цены на бензин были адекватными, они сегодня явно завышены для страны, где добывают нефть. А дальше каждый определяет: сколько у него есть денег – столько он и ездит. Государство прекрасно может регулировать цены на бензин и через антимонопольные меры, и через определенные стимулы для нефтяных компаний, и посредством регулирования рынка с помощью стратегического топливного резерва, как это в Америке прекрасно работает», - считает председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин.
По мнению экспертов, социальные автозаправки и талоны на бензин, возможно и имели бы право на существование, но только при наличии у государства четкого, понятного, а главное эффективного инструмента определения действительно малоимущих граждан.
В стране же, где официально безработные граждане ездят на автомобилях ценой в миллионы рублей, появление еще одного очага благотворительности обязательно приведет к появлению новых коррупционных схем, отмечают наблюдатели. По словам Рустама Танкаева, в Соединенных Штатах Америки с этим уже столкнулись.
«В Соединенных Штатах тоже стали проводить выдачу разного рода социальных пособий. По результатам прошлого года выяснилось, что значительную часть этих пособий получали люди с миллионными и миллиардными состояниями, потому что они формально нигде не работают. Определить, кто у нас малоимущий, а кто не малоимущий, достаточно сложно», - резюмировал Танкаев.
Алексей Матвеев
Шмаль убежден, что в ситуации, когда цены на моторное топливо так или иначе задевают интересы 80% населения, государство и нефтяники обязаны каким-либо образом поддержать самые малообеспеченные слои граждан. В Союзе нефтепромышленников не исключают возможность появления в стране социальных заправок для малоимущих граждан и введения талонов на бензин. Вместе с тем эксперты говорят, что эффект от данных мер несоизмерим с вероятными рисками.
«Налоги никто не снизит для всех, поэтому один из выходов - это дифференцированный подход к торговле нефтепродуктами. Поэтому могут быть социальные заправки для малообеспеченных людей, для определенной категории пенсионеров», - рассказал корреспонденту Autonews.ru Геннадий Шмаль. Кроме того, по его мнению, талоны должны будут получать не только социально незащищенные группы граждан, но и индивидуальные предприниматели.
«Для определенной категории бизнесменов, для которых машина является даже не средством передвижения, а средством организации своего бизнеса. Также можно ввести дополнительные льготы. Надо, конечно, определить категории людей», - убежден Шмаль.
Для введения социальных заправок и талонной системы необходимо определить минимально необходимое для жизни и работы количество топлива. В Союзе нефтепромышленников полагают, что в таком случае оно будет отпускаться по талонам, а все, что сверх нормы, будет продаваться по рыночной цене. Геннадий Шмаль считает, что в качестве среднестатистического автомобиля для расчетов идеально подойдут классические модели АвтоВАЗа.
«В том числе и этот вариант возможен: и талоны и социальные заправки и социальный лимит может быть по потреблению в месяц. Возьмем минимально - 50 километров в день, умножим на 30, получаем 1500 километров. На 100 километров мы тратим. Ну, берем «Жигули» - 10 литров, получается, что на 1500 километров, которые мы проехали, выходит 150 литров. Но для этого же надо провести серьезное исследование, может даже эксперимент провести в разных регионах и посмотреть, что из этого будет», - говорит Шмаль.
Социальные нормы для разных регионов России могут значительно различаться. В частности, в северных районах страны они могут быть вдвое выше, чем в южных. Что касается цены на бензин по талонам, то она, уверен Геннадий Шмаль, должна быть в любом случае вдвое ниже рыночной по региону.
Однако ряд экспертов, напротив, убеждены, что никаких серьезных предпосылок для роста цен на топливо нет, как и оснований для введения талонной системы. В январе еще была опасность, что из-за колебания курса рубля цены на бензин могут пойти вверх, но сегодня эта тенденция миновала, считает гендиректор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев.
«Никаких новых налогов на бензин в этом году не вводили, никаких новых налогов не вводили, были разговоры о том, что могут изменить структуру взимания налога на добычу полезных ископаемых и таможенную пошлину, но этого тоже сделано не было. Таким образом, единственный механизм, который может влиять на цены на бензин, это изменение курса рубля», - рассказал Танкаев корреспонденту Autonews.ru.
Появление же любой талонной системы, как и любая другая форма социального разграничения автомобилистов, уверен эксперт, не даст желаемого результата. «Талоны на бензины, на любые другие товары - это абсолютно не рыночная мера и ничем хорошим это никогда не кончается. Кроме спекуляции талонами и тотального дефицита, это ни к чему привести не может», - убежден Танкаев.
«Надо добиваться того, чтобы цены на бензин были адекватными, они сегодня явно завышены для страны, где добывают нефть. А дальше каждый определяет: сколько у него есть денег – столько он и ездит. Государство прекрасно может регулировать цены на бензин и через антимонопольные меры, и через определенные стимулы для нефтяных компаний, и посредством регулирования рынка с помощью стратегического топливного резерва, как это в Америке прекрасно работает», - считает председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин.
По мнению экспертов, социальные автозаправки и талоны на бензин, возможно и имели бы право на существование, но только при наличии у государства четкого, понятного, а главное эффективного инструмента определения действительно малоимущих граждан.
В стране же, где официально безработные граждане ездят на автомобилях ценой в миллионы рублей, появление еще одного очага благотворительности обязательно приведет к появлению новых коррупционных схем, отмечают наблюдатели. По словам Рустама Танкаева, в Соединенных Штатах Америки с этим уже столкнулись.
«В Соединенных Штатах тоже стали проводить выдачу разного рода социальных пособий. По результатам прошлого года выяснилось, что значительную часть этих пособий получали люди с миллионными и миллиардными состояниями, потому что они формально нигде не работают. Определить, кто у нас малоимущий, а кто не малоимущий, достаточно сложно», - резюмировал Танкаев.
Алексей Матвеев