Autonews
Статьи

Бензин придется выдавать по талонам

В этом году топливо может резко подорожать. Один из вариантов решения проблемы – бензин по талонам...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Бензин по талонам не доведет до добра
Бензин по талонам не доведет до добра 
Цена бензина в этом году может повыситься на 10 % - в среднем на 2-3 рубля за литр. По мнению главы Союза нефтепромышленников России Геннадия Шмаля, несмотря на приостановку падения курса рубля, рост цен на топливо будет продолжаться прежними темпами.

Шмаль убежден, что в ситуации, когда цены на моторное топливо так или иначе задевают интересы 80% населения, государство и нефтяники обязаны каким-либо образом поддержать самые малообеспеченные слои граждан. В Союзе нефтепромышленников не исключают возможность появления в стране социальных заправок для малоимущих граждан и введения талонов на бензин. Вместе с тем эксперты говорят, что эффект от данных мер несоизмерим с вероятными рисками.

«Налоги никто не снизит для всех, поэтому один из выходов - это дифференцированный подход к торговле нефтепродуктами. Поэтому могут быть социальные заправки для малообеспеченных людей, для определенной категории пенсионеров», - рассказал корреспонденту Autonews.ru Геннадий Шмаль. Кроме того, по его мнению, талоны должны будут получать не только социально незащищенные группы граждан, но и индивидуальные предприниматели.

«Для определенной категории бизнесменов, для которых машина является даже не средством передвижения, а средством организации своего бизнеса. Также можно ввести дополнительные льготы. Надо, конечно, определить категории людей», - убежден Шмаль.

Для введения социальных заправок и талонной системы необходимо определить минимально необходимое для жизни и работы количество топлива. В Союзе нефтепромышленников полагают, что в таком случае оно будет отпускаться по талонам, а все, что сверх нормы, будет продаваться по рыночной цене. Геннадий Шмаль считает, что в качестве среднестатистического автомобиля для расчетов идеально подойдут классические модели АвтоВАЗа.

«В том числе и этот вариант возможен: и талоны и социальные заправки и социальный лимит может быть по потреблению в месяц. Возьмем минимально - 50 километров в день, умножим на 30, получаем 1500 километров. На 100 километров мы тратим. Ну, берем «Жигули» - 10 литров, получается, что на 1500 километров, которые мы проехали, выходит 150 литров. Но для этого же надо провести серьезное исследование, может даже эксперимент провести в разных регионах и посмотреть, что из этого будет», - говорит Шмаль.

Социальные нормы для разных регионов России могут значительно различаться. В частности, в северных районах страны они могут быть вдвое выше, чем в южных. Что касается цены на бензин по талонам, то она, уверен Геннадий Шмаль, должна быть в любом случае вдвое ниже рыночной по региону.

Однако ряд экспертов, напротив, убеждены, что никаких серьезных предпосылок для роста цен на топливо нет, как и оснований для введения талонной системы. В январе еще была опасность, что из-за колебания курса рубля цены на бензин могут пойти вверх, но сегодня эта тенденция миновала, считает гендиректор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев.

«Никаких новых налогов на бензин в этом году не вводили, никаких новых налогов не вводили, были разговоры о том, что могут изменить структуру взимания налога на добычу полезных ископаемых и таможенную пошлину, но этого тоже сделано не было. Таким образом, единственный механизм, который может влиять на цены на бензин, это изменение курса рубля», - рассказал Танкаев корреспонденту Autonews.ru.

Появление же любой талонной системы, как и любая другая форма социального разграничения автомобилистов, уверен эксперт, не даст желаемого результата. «Талоны на бензины, на любые другие товары - это абсолютно не рыночная мера и ничем хорошим это никогда не кончается. Кроме спекуляции талонами и тотального дефицита, это ни к чему привести не может», - убежден Танкаев.

«Надо добиваться того, чтобы цены на бензин были адекватными, они сегодня явно завышены для страны, где добывают нефть. А дальше каждый определяет: сколько у него есть денег – столько он и ездит. Государство прекрасно может регулировать цены на бензин и через антимонопольные меры, и через определенные стимулы для нефтяных компаний, и посредством регулирования рынка с помощью стратегического топливного резерва, как это в Америке прекрасно работает», - считает председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин.

По мнению экспертов, социальные автозаправки и талоны на бензин, возможно и имели бы право на существование, но только при наличии у государства четкого, понятного, а главное эффективного инструмента определения действительно малоимущих граждан.

В стране же, где официально безработные граждане ездят на автомобилях ценой в миллионы рублей, появление еще одного очага благотворительности обязательно приведет к появлению новых коррупционных схем, отмечают наблюдатели. По словам Рустама Танкаева, в Соединенных Штатах Америки с этим уже столкнулись.

«В Соединенных Штатах тоже стали проводить выдачу разного рода социальных пособий. По результатам прошлого года выяснилось, что значительную часть этих пособий получали люди с миллионными и миллиардными состояниями, потому что они формально нигде не работают. Определить, кто у нас малоимущий, а кто не малоимущий, достаточно сложно», - резюмировал Танкаев.

Алексей Матвеев