Когда без допинга не обойтись
Статьи 13 января 2014
Статьи 13 января 2014
Когда без допинга не обойтись
Сезон скидок может продлиться до весны, но ситуацию это исправит вряд ли – рынок стагнирует...
Когда без допинга не обойтись 
«И минул год. Другой на рубеже. Мне кажется, что все начнется снова». Эти строчки Окуджавы, конечно, не про автомобили и продажи, но удивительно подходят для описания происходящего на российском авторынке, который продолжает стагнировать. На стыке 2013-го и 2014-го Autonews.ru подводит итоги непростого для отечественного рынка года.



Евгения Тетерина, PR-специалист компании «Тойота Мотор», по итогам года прогнозирует объем ритейла на уровне 2,7 млн. машин, что на 8% меньше 2012-го. Грядущий год будет играть на понижение, но в меньших пределах (5%) - таково мнение Сергея Целикова, аналитика агентства «Автостат». И, по всей вероятности, это еще скромный вердикт, ибо с наступлением января заканчивается господдержка кредитного спроса на авто.

Жаль! Ее можно смело называть одним из главных катализаторов покупательского интереса и автомобильного производства. Компенсация более одной трети процентной ставки по займам до 750 тыс. руб. пришлась явно по вкусу российским автолюбителям - свыше 220 тыс. из них получили льготные кредиты на машины преимущественно российской сборки. В результате отечественные предприятия смогли собрать 1,8 млн. «легковушек», работая с минимальными простоями и без массовых сокращений.

Согласно сводкам Росстата, отклонение к успехам 2012-го (на минутку - рекордным за всю историю российского автобизнеса) составляет 2%, что вполне укладывается в рамки статистической погрешности. И это при том, что, помимо падающего спроса, заводчанам по-прежнему мешают такие факторы как высокий уровень налогообложения, недостаток ликвидности и квалифицированных кадров, неопределенность экономической ситуации в целом и инфляционные процессы.


Кстати, последнее не могло не сказаться на средней стоимости автомобиля. Увеличившись за год, она дотянула до очередного психологического рубежа - без малого 900 тыс. рублей. Причем если для недорогих отечественных экземпляров это, скорее, минус (как правило, шило на мыло не меняют, а пересаживаются на авто большего класса, нередко - и более дорогого сегмента), то у премиума, стартующего ровно с этой ценовой отметки, только растет армия приверженцев.

Татьяна Александрова, менеджер по работе с клиентами Volvo Car Russia, подтверждает: каждый четвертый покупатель нового «Вольво» уже обращался в салон бренда. А каждый пятый совершает покупку в дополнение к уже имеющемуся в семье авто той же марки. Лояльность, превосходящую среднюю по отрасли, демонстрирует новинка уходящего года – V40 Cross Country: почти 40% ее покупателей владели шведским автомобилем ранее.

Ничто не вечно

Под занавес 2013-го прекратило 30-летнюю конвейерную жизнь одно из самых популярных семейств отечественного автопрома - Lada Samara. В посткризисные времена «Самары» расходились как горячие пирожки: свыше 120 тыс. экземпляров за год. Цифра, до сих пор недосягаемая ни для одной массовой иномарки в нашей стране! Простой вазовским мощностям не грозит: завод с компаньонами из альянса Renault-Nissan готовит конвейер под премьерные модели бюджетной марки Datsun и расширение ныне выпускаемой Nissan Almera (ранее мы писали о недовольстве дилеров ее мизерными поставками).

Иномарочное соседство в Тольятти вкупе с закатом эры «Самар» сильно потеснит российские бренды, и без того заметно потерявшие в спросе. По мнению Татьяны Луковецкой, генерального директора ГК «Рольф», именно они тянули рынок вниз. Иномарки же к концу периода практически догнали уровень 2012 года, а в следующем должны «перегнать» его как минимум на 2%. И помогут им в этом «китайцы», которые с нынешним ростом популярности в 19% перещеголяли даже премиум.

Любопытно, что в самом премиуме намечаются серьезные модельные метаморфозы. Infiniti, у которой 84% портфеля заказов приходится на внедорожники, в грядущем сезоне даст бой конкурентам в других категориях. Бизнес-седан G25 уйдет на покой, а его место займет новейший Q50 в перелицованной трехобъемной ипостаси. Позже японский бренд распакует нишу в гольф-классе - по образу и подобию Lexus, чей хэтчбек CT с недавних пор начал отбирать покупателей у немецкого триумвирата.

По нашей информации, дебютант получит пятидверный кузов с пятиместной компоновкой салона, а его выпуск начнется в 2015-м на британском заводе в Сандерленде. Кстати, выстраиваться в очередь за этой и другими премиум-моделями предстоит молодому поколению. Согласно планам Infiniti, к концу десятилетия на молодых покупателей придется до 80% всех сделок, а модельная гамма марки увеличится более чем вдвое. Нынешним клиентам (с возрастной вилкой 35-45 лет для мужчин и 30-40 - для женщин) приходится делать выбор из шести моделей.

Кто заплатит за скидки

В целом, для большинства компаний 2013-й оказался непростым. Не считая упомянутых представителей Поднебесной и "премиума", на плаву смогли удержаться только корейцы (+5% Kia, +3% Hyundai, +10% SsangYong) и японцы (+17% Honda, +7% Mitsubishi, +20% Subaru, +31% Isuzu). Остальные участники падали вместе с рынком. Глава «Мазда Мотор Рус» и председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер сообщил о первых признаках регресса еще в ноябре 2012-го. С тех пор отрицательная динамика только набирала обороты. Апогей пришелся на лето, совпав с сезонной потерей покупательского интереса. Возвращение россиян с дач и отпусков, плюс участие в деле кредитных дотаций все большего числа банков немного исправило ситуацию в сентябре. Но вскоре стало ясно: дальнейшего падения не избежать. Тогда и началась агрессивная скидочная борьба за покупателя в стане дилеров. Причем поводом для нее послужили новогодние праздники, хотя на дворе стояла осень. Но что будет, когда праздники кончатся?

Не исключено, что правительство вернется к «допингу» с льготными автокредитами. Что до праздничных скидок, то по опыту предыдущих лет они могут продержаться вплоть до весны, когда распродадут последнее из стока прошлогодних машин. Важно помнить: дилеры будут изо всех сил пытаться компенсировать заниженные ценники, а путей для этого хватает. По словам госпожи Луковецкой, прибыли продавцов слагаются по принципу кумулятивной маржи: помимо собственно доходов от автомобильных продаж плюсуется выручка от сбыта допоборудования, финансовых и страховых услуг, trade-in. И, конечно, нетрудно догадаться, как и за чей счет изменится стоимость гарантийного и технического обслуживания у дилера, отпустившего автомобиль себе в убыток.

Павел Ганин, специально для Autonews.ru
Комментарии