branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«Люди переходят на более дорогие автомобили»

Один из самых известных менеджеров в российской автомобильной отрасли рассказал нам о ситуации на рынке...
О ситуации на российском рынке и причинах роста премиального сегмента мы поговорили с Оскаром Ахмедовым - главным управляющим директором группы компаний «Независимость», который с 2001 по 2006 годы руководил представительством Audi в России, с 2006 по 2008 – был генеральным директором
«Фольксваген Групп Рус», а с февраля 2009 по 2011 - руководителем автомобильного направления группы Mercury.


- Оскар, добрый день! Согласно последнему отчету АЕБ, российский автомобильный рынок за период с января по октябрь 2013 года показывает падение на 7%. При этом премиальный сегмент продолжает расти. Каков Ваш прогноз на будущее автомобильного рынка в России?

- Мы видели в 2013 году падение в среднем по рынку. Но по-прежнему уровень достаточно высокий, то есть, мы думаем, что никакого основания для большого беспокойства нет. Если мы будем сравнивать показатели с предыдущими годами, начиная с 2009 года, то поймем, что в любом случае рынок находится на более высоком уровне. С нашей точки зрения, то, что происходит сейчас – это такая стабилизация. Мы надеемся, что в 2014 году это падение, которое наблюдаем в 2013 году, оно, как минимум, замедлится. Или, может быть, совсем прекратится. Как я уже говорил, мы в 2014 году ожидаем либо стагнацию рынка по сравнению с 2013 годом, либо, может быть, дальнейшее небольшое падение где-то на 5%. Никаких макроэкономических или политических причин для того, чтобы рынок падал как-то радикально, мы не видим. Опять же, нас, как одного из ключевых игроков на рынке, интересует в первую очередь не рынок в целом, а те бренды, с которыми мы работаем. А здесь, слава Богу, у нас в линейке достаточно много премиальных брендов (в первую очередь, Jaguar Land Rover). И здесь, мы рассчитываем, что определенный рост будет. Потенциал для него есть.

- С чем связан рост премиального сегмента?

- Во-первых, появляются новые доступные или более доступные, чем раньше, модели у премиальных брендов. Поэтому идет нормальное замещение, скажем так, более массовых продуктов и продуктов более массовых производителей на премиальные, более дорогие. Растет благосостояние, это на самом деле нельзя отрицать ни с какой стороны. Люди переходят на более дорогие автомобили. Есть еще такой момент: цикл средний пользования автомобилем в премиальном сегменте, он несколько короче, чем в массовом сегменте. Поэтому потенциал продаж здесь выше.

- Я правильно понял, что больших проблем сейчас на рынке нет? Просто 2013 год – это был большой рывок?

- Да, это был большой рывок. Опять же – только первая половина 2013 года. Начиная с июня, началось замедление рынка, которое осенью 2013 года уже перешло в стагнацию.

- Премиальный сегмент растет. Какие-то бренды больше, какие-то меньше. По результатам октября, например, огромный рост показал Jaguar и Land Rover. По данным АЕБ, Jaguar вырос на 91%, Land Rover – на 40%. С чем это связано?

Смотрите, здесь надо смотреть еще и на модельную политику. Начались продажи Range Rover и Range Rover Sport. В октябре прошлого года Range Rover еще был в старом кузове. Все дилеры активно принимали заявки на новый автомобиль, но его еще не было на рынке. Соответственно, продаж не было в статистике. Здесь, конечно, этот фактор играет роль.

- Хорошо, а Jaguar? Я понимаю, что в цифрах (в автомобилях) рост не такой внушительный, как в процентах, но 91% - это серьезный показатель…

- Дело в том, что, мы считаем, свою роль сыграла грамотная политика производителя по развитию дилерской сети. Производитель принял решение, что марка Jaguar должна быть представлена во всех дилерских центрах, где представлен Land Rover. Это означает радикальное расширение и увеличение точек продаж автомобилей. С одной стороны, нам, как одному из ключевых дилеров Jaguar (мы на самом деле продаем больше всего в России дорогих автомобилей XJ, очень хорошо знаем этот рынок, клиента) это, может быть, не совсем на руку, потому что появилось больше конкурентов. С другой стороны, мы по продажам по сравнению с прошлым годом не упали. Это означает, что есть потенциал, который как раз за счет этой более широкой сети используется.

- Раз мы заговорили про Jaguar XJ. Вы, как управляющий директор дилера, который продает и Audi, и BMW, и Jaguar, как считаете, чего не хватает этому седану, чтобы составить конкуренцию соперникам из большой немецкой тройки? Было ли на вашей памяти хоть раз такое, чтобы человек пришел, скажем, за BMW 7-серии, но в итоге выбирал XJ?

- Вообще, это постепенно развивающийся процесс. Если брать именно этот сегмент, где играет XJ, то в какой-то широкий выбор он попадает совершенно точно. У меня нет под рукой маркетинговой статистики, но, я думаю, где-то 50-60% клиентов совершенно точно рассматривают XJ как какую-то широкую альтернативу немецкой тройке. Другое дело – принимают они решение или нет. Дело в том, что когда клиент приходит к дилеру уже за BMW 7-серии, ему и XJ, и Audi A8, и S-класс продать уже тяжело. Он уже решил. А вот на стадии предварительного анализа, я думаю, XJ (и мы видим это на примере наших клиентов) рассматривается. И это первый шаг, платформа для будущего развития.

- Может быть, это вопрос менталитета все же? У меня есть несколько знакомых экспатов, которые поменяли свои немецкие седаны представительского класса на другие, в том числе XJ…

- У меня, в свою очередь, есть два друга русских, которые выбрали XJ, и их заботит, что о них подумают коллеги, партнеры и так далее, то есть имиджевая составляющая. В принципе, нет такого, что есть какие-то сдерживающие факторы. Здесь вопрос скорее будет на уровне каких-то государственных поставок. Идет тенденция к тому, чтобы это было локальное производство. Поэтому, конечно же, BMW 7-серии, Audi A8, у которой также стартует сейчас локальное производство, сборка, они будут иметь преимущество. Что же касается частных клиентов, то на сегодняшний день, конечно же, есть лидер. Это S-класс. Но, я думаю, альтернативы: Audi A8, 7-серия и в том числе XJ.

- Сильно ли может сказаться на продаже представительских автомобилей грядущий налог на роскошь и то, что планируют ограничить стоимость автомобилей для чиновников?

- Все, что касается всех планов и законов, когда они вступят в силу, мы и посмотрим. Конечно же, это окажет влияние. Просто надо будет понимать, какой критерий будет установлен. Если это будет 3 миллиона рублей, то тогда производитель, видимо, будет выстраивать ценовую политику таким образом, чтобы, как минимум, входной вариант был ниже установленной цифры. Если это будет 2 миллиона рублей, то, конечно, в эти деньги представительские седаны уже точно не пройдут.

Николай Загвоздкин