branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Штрафы заставят платить всех, кто прятался

Власти Москвы, ГИБДД и Федеральная таможенная служба ищут способ прикрыть лазейку с иностранными номерами...
Власти Москвы, Госавтоинспекция и Федеральная таможенная служба (ФТС) ищут способ наказать водителей, уклоняющихся от уплаты штрафов и транспортного налога при помощи иностранных номеров. Подобных «уклонистов» по столичным дорогам ездит немало: около 50 тысяч легковых автомобилей и еще тысяча грузовиков – такие данные привел вице-мэр Москвы Максим Ликсутов, выступая на заседании Мосгордумы в минувшую серуд.

Проблема в том, что камеры автоматической фиксации нарушений, выписывающие большую часть штрафов, бессильны против «иностранцев». Чтобы положить этому конец, госорганы намерены создать единую базу заграничных номеров, а также наделить инспекторов правом проверки законности нахождения на территории РФ автомобилей с иностранными номерами.

«Мы с ГИБДД прорабатываем вопрос об объединении баз данных с тем, чтобы понимать, какой человек заехал на территорию РФ, из какой страны и на каком автомобиле. Это позволит привлекать иностранцев-нарушителей к административной ответственности», - сообщил Ликсутов.

Основную проблему для столичных властей представляют подержанные иномарки из стран Балтии – массовый наплыв таких машин в столицу начался в 2012 г., после отмены в Латвии и Литве транспортного налога на автомобили класса выше «Евро-3». Старые автомобили по бросовым ценам стали скупать московские водители-мигранты, причем ввезти такую машину в Россию проблем не составляет – на границе иностранцу выдается временное разрешение на эксплуатацию сроком на шесть месяцев. За полгода в столице такая машина, используемая в качестве нелегального такси (и не облагаемая налогами и штрафами), успевает не только «отбить» свою стоимость, но и принести владельцу прибыль, после чего она продается на рынках Средней Азии или Кавказа.

За небольшие прегрешения мигрантов высылать не будут.
По словам Ликсутова, все, что может предпринять сейчас мэрия Москвы в отношении таких водителей – это собрать данные и передать их в МИД с просьбой повлиять на нарушителя по дипломатическим каналам: «Пока мы действуем хотя бы таким образом, чтобы повлиять на нарушителя». Очевидно, эффективность таких мер крайне мала, но в скором времени все может измениться – мэр Москвы Сергей Собянин подготовил поправку в федеральное законодательство, которая позволит депортировать иностранцев, совершивших на территории РФ два административных правонарушения в течение года.

«Данный документ предусматривает принятие решения в отношении иностранного гражданина о нежелательном его пребывании на территории России с последующей депортацией, а также аннулирование или отказ в выдаче разрешения на временное проживание или вида на жительство», - рассказал Ликсутов.

Вице-мэр отметил, что за небольшие прегрешения мигрантов высылать не будут. Под депортацию попадут только водители, грубо нарушающие ПДД. Например, выезжающие на встречную полосу, игнорирующие запрещающий сигнал светофора или совершившие наезд на пешехода.

По мнению председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, это похоже на дискриминацию: «Иностранные водители не могут нести какой-то специальной ответственности – это просто неконституционно. За нарушение правил дорожного движения предусмотрены санкции, прописанные в законе – лишение водительских прав, штраф или административный арест. Депортации среди них нет».

«Так что, с точки зрения международного права, это заявление не выдерживает критики. Депортировать можно за нарушение правил проживания в стране, это другое дело. А здесь необходимо просто обеспечить одинаковую ответственность для российских и иностранных водителей», - отметил он в разговоре с корреспондентом Autonews.ru.

«Выходцы из Средней Азии, везущие машины из Прибалтики, становятся источником многих проблем».
А вот председатель движения «Гражданские инициативы московских депутатов» Леонид Ольшанский поддерживает столичные власти: «Речь идет о нелегальных мигрантах. А под этим термином мы, прежде всего, подразумеваем выходцев из Средней Азии, которые везут машины из Прибалтики. Такие средства передвижения становятся источником многих проблем, прежде всего – нелегального извоза. Так что, я думаю, к ним нужно отнестись серьезнее. И такая инициатива вполне имеет право на реализацию».

Со своей стороны, ГИБДД и ФТС планируют использовать общую базу данных иностранных номеров, чтобы воспрепятствовать вторичному получению разрешения на ввоз в Россию автомобиля, за которым числятся неоплаченные штрафы. Под ударом окажется и владелец машины – если он вывезет автомобиль за рубеж, чтобы продать, то обратно не сможет вернуться даже поездом: пограничная служба обнаружит задолженности при проверке документов.

«Мы просто реализуем европейский метод, это должно сработать».
По мнению главы «Синих ведерок» Петра Шкуматова, это распространенная мировая практика, которая должна помочь: «Да, это должно сработать. Основная проблема в том, что «иностранные» нарушители не несут ответственности, а это должно призвать их к порядку. В Европе действует такая же схема: если не оплатил штрафы, то либо не выпустят из страны, либо второй раз не пустят. В этом смысле, мы просто реализуем европейский метод».

Кроме того, Федеральная таможенная служба предлагает ввести изменения в правила дорожного движения, которые обяжут водителей-иностранцев иметь при себе документы, подтверждающие временный ввоз транспортного средства. Это позволит инспекторам ГИБДД фиксировать автомобили с просроченными разрешениями. Дело в том, что в настоящее время такие автомобили могут ездить практически безнаказанно: автоинспекция не имеет права пресекать правонарушения, связанные с таможенным законодательством, а таможенные органы могут задержать транспортное средство только при пересечении границы.