Говорит и показывает
Статьи 25 июня 2013
Статьи 25 июня 2013
Говорит и показывает
За минувший месяц лидеры автопрома показали нам, что машины стали еще умнее. Последние инновации — в обзоре Autonews.ru...
Говорит и показывает 
С тех пор как пешеход изобрел автомобиль, вся их совместная жизнь состоит из борьбы с повышенной опасностью вторых для первых. И чем быстрее и совершеннее становятся машины, тем выше требования к их безопасности — как к активной, так и к пассивной. Они научились самостоятельно тормозить перед препятствиями, парковаться, предупреждать о наличии объектов вне зоны видимости, видеть пешеходов в темноте, заранее узнавать о пробках и авариях и даже общаться с водителем и между собой. За минувший месяц лидеры автопрома показали нам, что машины стали еще умнее. Последние инновации — в обзоре Autonews.ru.

Заблаговременные «стопы»

Когда перед вами в потоке едет автомобиль с неработающими стоп-сигналами, это раздражает. О том, что он тормозит, можно догадаться только по снижению скорости, а значит, времени на реакцию остается меньше. Ford решил усовершенствовать простую идею стоп-сигналов и дать водителям возможность узнавать о торможении заблаговременно — за несколько машин впереди.

Система работает при помощи радара, который посредством радиосигнала рассылает другим автомобилями в потоке предупреждение о торможении. Следующие за ним несколько машин получают экстренный сигнал о торможении на приборную панель, при этом их водители могут даже не видеть затормозившую машину. Актуально такое оповещение также, если впереди едущая машина скрылась за поворотом. Соответственно, у водителя остается больше времени, чтобы заблаговременно снизить скорость, и в экстренных ситуациях это поможет смягчить удар от столкновения или вовсе его избежать.


Плюсы заблаговременного оповещения очевидны, но есть и вопросы. Водителю нужно следить не только за машиной, которая едет перед ним, но и за сигналами о торможении других автомобилей, которых он даже не видит, что может создать стрессовую ситуацию. Или это вопрос привычки? К тому же система все равно не защищает от тех автомобилей, которые едут сзади и не оснащены хитрым радаром. Если только предупредительные «стопы» не станут массовым явлением. Но тогда возникает еще один повод для скепсиса — возможное ухудшение трафика. Одна из теорий возникновения пробок гласит, что каждый следующий водитель тормозит чуть сильнее предыдущего, в результате чего общая скорость потока снижается. Если все будут тормозить еще и заблаговременно, как это отразится на скорости потока?

В настоящее время радио-стоп-сигналы проходят тестовые испытания. Появятся ли они на серийных автомобилях, пока неизвестно.

Car-to-X

Car-to-X — широкодиапазонная система, которая также предупреждает водителей о ситуациях вне зоны их видимости, но не о торможении, а обо всех опасностях и препятствиях на дороге. В общем, сервис «Яндекс-пробки», только в режиме реального времени.

Система получает информацию об авариях, сломавшихся автомобилях, дорожных работах, пробках и неблагоприятных погодных условиях от экстренных служб и выводит оповещения на экран мультимедийной системы. Если сам водитель заметил препятствие — например, животное на дороге или предмет, он может занести предупреждение в систему и передать его другим участникам движения буквально «нажатием одной кнопки». Также помощник должен выручать водителя на перекрестках с плохой видимостью.


Помимо слежения за безопасностью система Car-to-X способна просто сделать вождение автомобиля более приятным. Например, она может заранее оценить цикл работы светофора и предложить оптимальную скорость для того, чтобы подъехать на зеленый сигнал. Или посоветует заранее снизить скорость, если скоро загорится красный.

Car-to-X разрабатывается в рамках четырехлетней исследовательской программы simTD (Safe Intelligent Mobility – Testified Germany) при поддержке правительства Германии. В программе участвуют Mercedes-Benz, Audi, BMW, Volkswagen, General Motors и Ford, но первыми автомобилями, оснащенными этой системой безопасности, станут Mercedes-Benz.

Car-to-X на момент появления на серийных «Мерседесах» сможет работать только при наличии опциональной мультимедийной системы Mercedes-Benz Comand Online с дополнительным пакетом Drive Kit Plus. Второе обязательное условие — подключенный смартфон с установленным приложением Digital DriveStyle. Логично, что этим параметрам должны соответствовать оба автомобиля, участвующих в обмене данными, поэтому эффективность системы будет также зависеть от массовости. Впрочем, в Европе вполне могут в дальнейшем сделать Car-to-X обязательной для новых автомобилей, как планируется сделать системы помощи при торможении и т. п., что спровоцирует повышение цен на машины.

Онлайн-стабилизация

Тем, что водитель может запрограммировать запуск двигателя автомобиля и работу климат-контроля через смартфон, уже никого не удивишь. Однако компания Bosch идет дальше — немцы разработали систему стабилизации, настройки для которой можно скачивать из Интернета.


Новая система стабилизации имеет четыре режима работы, регулирующие порог ее вмешательства в действия водителя - «безопасный», «спортивный», «дрифт» и «индивидуальный», который водитель может настроить самостоятельно в зависимости от числа пассажиров, состояния шин и т. д. Но самое любопытное, что водитель сможет скачать настройки из Интернета, которые больше всего подходят под определенный гоночный трек.

О серийном выпуске подобных систем пока не сообщается. Пока Bosch представила свою новинку на прототипе гибридного суперкара Aston Martin. Однако учитывая тот факт, что немецкая компания поставляет ESP многим автопроизводителям, скорее всего, кто-то захочет воспользоваться разработкой.

Автономная парковка

Машины научились сами находить место для парковки и крутить руль, чтобы туда заехать и выехать. Однако основная беда жителей мегаполиса даже не в том, что трудно закатить машину на свободное место самому, а в том, чтобы его найти ближе, чем за километр до нужного места. Наконец что-то полезное для этих страдальцев изобретает Volvo — новая система предполагает, что водитель выйдет из машины, а она поедет сама искать себе стоянку.


Технология Vehicle 2 Infrastructure была продемонстрирована на днях на прототипе. Система включается через приложение на мобильном телефоне, водитель выходит, и автомобиль, используя передатчики в дорожной инфраструктуре и датчики, которые позволяют определять наличие других объектов, сам находит место на парковке. Первым серийным автомобилем с Vehicle 2 Infrastructure станет кроссовер XC90 нового поколения, который выйдет на рынок в конце 2014 — начале 2015 года. Звучит очень здорово, но пока трудно представить, по крайней мере в Москве с ее стихийными парковками, как машина сориентируется в этом хаосе.

Камера без грязи

Nissan, похоже, решил сконцентрироваться на обеспечении водителю полной видимости, и не за счет датчиков, а за счет картинки с камер. Сначала перенесли на Note и Qashqai систему кругового обзора с автомобилей люксовой марки Infiniti, сделав ее уникальным предложением в среднеценовом сегменте. А теперь объявляет о том, что Note нового поколения будет оснащаться камерой заднего вида, которая сама себя очищает от грязи. Система очистки следит за «прозрачностью» объектива и в случае необходимости направляет на него струю воды под давлением, а остатки смывает сжатым воздухом.


Идея хорошая, ведь в плохих погодных условиях (обычных для зимы-весны-осени в России) камера действительно быстро загрязняется и передает на салонный монитор мутную пустоту. Однако у ряда автопроизводителей этот вопрос решен проще: они размещают камеру таким образом, что она просто не пачкается.

Каким из новых хитрых систем можно будет доверить самостоятельность машины, покажут ближайшие два-три года. Многое уже сейчас не кажется нам фантастикой. Однако, как показывает рынок, не все сложные технологии автомобилей нравятся пользователем. В частности, на днях Ford объявил о намерении вернуться от сенсорного управления мультимедиа и рядом других систем автомобиля к обычным кнопкам.
Комментарии