branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«Мораторий на скутеры – это как запретить деньги»

Планируемый запрет на маломощные скутеры эксперты сочли нарушением конституционных свобод...
«Мораторий на скутеры – это как запретить деньги»
«Мораторий на скутеры – это как запретить деньги»
Крошечные 50-кубовые мопеды, умудрившиеся в течение почти целого десятилетия не попадаться на глаза депутатам, вдруг превратились в огромную проблему для российского парламента – с начала года вокруг «бесправных» малышей не утихают законодательные страсти. Не успела улечься дискуссия вокруг закона «О безопасности дорожного движения», вводящего отдельную категорию «М» на скутеры, как депутаты предложили и вовсе объявить мораторий на этот юркий вид транспорта – с июля до ноября, пока этот закон не вступит в силу. Автор идеи, зампред комитета Госдумы по транспорту Сергей Тен, считает, что только так можно сохранить жизни подросткам, оседлавшим мопеды с началом мотосезона.

С зампредом комитета по транспорту трудно не согласиться – в ноябре, когда закон вступит в силу, желающих прокатиться с ветерком, пожалуй, уже не останется. Получается, что этот летний сезон, как и предыдущие, представляет собой двухколесную вольницу – на скутер пока еще не нужны ни права, ни техпаспорт. Однако эксперты, опрошенные Autonews.ru, считают, что думать депутатам нужно было раньше. А теперь подобный заперт будет выглядеть уже как нарушение прав и свобод граждан, да и попросту неосуществим на практике.

«Это не более чем сотрясение воздуха. Закон уже принят, подписан президентом, до вступления в законную силу осталось 180 дней. И, знаете, дай бог, чтобы за то время депутаты успели составить необходимые подзаконные акты. А сейчас уже ничего не сделаешь на законодательном уровне – пока подготовится новый законопроект, лето уже пройдет. Так что это просто популистское заявление», - считает председатель московского областного Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров.

«Любой прямой запрет вызывает отторжение, особенно у подростков. Депутатам надо было думать до начала мотосезона!»
По мнению эксперта, еще не поздно исправить ситуацию, но не законодательно, а путем пропаганды среди подростков Правил дорожного движения и защитной экипировки: «Что можно было бы сделать сейчас, так это развернуть пропаганду – среди самих подростков, водителей, инспекторов ДПС. Чего, прежде всего, не хватает? Внимания со стороны правоохранительных органов. Что мешает остановить подростка и, если ему нет 16 лет, отстранить его от управления мопедом – и выписать родителям административный штраф за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Потом, пропаганда средств защиты – хотя бы шлема. Вот это бы действительно помогло снизить смертность в нынешнем сезоне».

Досрочный запрет на любимые игрушки будет встречен подростками в штыки, и в результате дело закончится погонями и еще большей смертностью, полагает председатель Коллегии правовой защиты автовладельцев Владимир Александров: «Я останусь верен своей логике – любой прямой запрет вызывает отторжение, особенно у подростков. Депутатам Госдумы нужно было заранее подумать о приближающемся мотосезоне, а не пороть горячку в последний момент. Конечно, водитель транспортного средства (а мопед - это транспортное средство), не знающий правил дорожного движения, представляет значительный раздражающий фактор для остальных участников движения. Но если подобный мораторий все-таки реализуют, это приведет лишь к тому, что подростки начнут убегать от инспекторов. В конце концов, это действительно нарушение их прав».

«На самом деле, подобный запрет – это роспись в собственном бессилии. Это перекладывание с больной головы на здоровую.»
Такого же мнения придерживается президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. По его словам, планируемый запрет напрямую противоречит Конституции: «Я думаю, что депутаты немного перегнули палку. Подобный запрет идет вразрез с 35-ой статьей Конституции РФ, которая гласит, что гражданин России вправе владеть и свободно распоряжаться своим имуществом. Ограничен он может быть только федеральным законом – или, в отдельных случаях, по решению суда. Если в своем стремлении обуздать подростков депутаты готовы идти против Конституции, что же – остается только бежать из этой страны».

«На самом деле, подобный запрет – это роспись в собственном бессилии. У нас всегда так: не можем победить пьянство? Введем сухой закон. Не можем придумать, как обеспечить безопасность владельцам скутеров? Запретим скутеры. Это перекладывание с больной головы на здоровую. С таким же успехом можно запретить деньги, раз уж государство не может справиться с инфляцией. Логика просто поразительная», - резюмировал Травин.

Впрочем, беспокойство депутатов тоже можно понять: мопед - излюбленное средство передвижения подростков, многие из которых никогда не открывали ПДД. А современный 50-кубовый скутер может ехать со значительной скоростью – до 70 км/ч, что, конечно, было недостижимо во времена, когда их приравняли к «бесправному» транспорту наравне с велосипедами. Согласно статистике ГИБДД, число аварий со скутерами растет пугающими темпами: если в 2004 году было зарегистрировано 778 таких ДТП, то в 2011 году количество аварий возросло до 7,8 тысяч (459 человек погибли). В нынешнем сезоне отмечается и вовсе двукратный рост ДТП в сравнении с прошлым годом: с начала сезона произошло уже 322 аварии с участием мототранспорта, в которых погибли 26 человек.