ГИБДД придумала, как не брать взятки
Громкий скандал с продажей водительских удостоверений, разразившейся в начале этого месяца в московской автоинспекции и закончившийся объявлением ее руководителю Александру Ильину неполного служебного соответствия, а также увольнением его зама Михаила Мартюшева, заставил полицейское начальство лихорадочно искать способы противодействия коррупции в экзаменационных подразделениях. Одно из предложений, озвученных на вчерашней конференции в Главном управлении ОБДД МВД РФ, – проводить онлайн-трансляцию экзаменов на получение прав на сайте дорожной полиции. Причем желающие смогут следить как за процессом сдачи теоретического экзамена, так и практической части – вождением автомобиля.
«Для максимальной открытости и прозрачности процесс сдачи экзаменов должен в режиме онлайн транслироваться в экзаменационных подразделениях, а также на официальных интернет-сайтах органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации», - отмечено в пресс-релизе ГИБДД. Однако, по мнению экспертов, такое предложение, хоть и показывает стремление автоинспекции идти в ногу со временем, едва ли действительно повлияет на «оборотней в погонах».
«Что-то мне кажется, они с этим предложениям опоздали на пару лет, - отмечает автоэксперт Сергей Асланян. - Данные сдачи теоретических экзаменов и без того хранятся в базе ГИБДД, видеофиксация в салоне учебного автомобиля давно уже ведется. Я сам сдавал на права в прошлом году и скажу, что это прелесть: инспектор час не мог включить видеорегистратор – и мы час ждали начала экзамена, но зато все было по-честному. В кулуарах, за сигареткой, инспекторы рассказывали мне, что наняли каких-то хакеров, чтобы взломать базу данных, но те пока что не справляются».
«Так что помощь при сдаче на права реализуется по старинке: подшептывания, подсказки всякие. Этого компьютер зафиксировать не может. Да и онлайн трансляция от этого не спасет. Вообще, инициатива звучит так глупо, словно ее предложил кто-то со стороны, кто вообще не в теме. На самом деле, есть только один рецепт победить коррупцию при сдаче на права – изъять эту функцию у ГИБДД», - заявил эксперт в беседе с корреспондентом Autonews.ru.
«Потому что совершенно очевидно, что экзаменационные подразделения – это отдел продаж ГАИ, люди туда специально идут торговать. Введите запрет, они будут думать, как его обойти - и у них больше шансов на победу, так как запреты принимаются милицейскими генералами, которые на реальную жизнь смотрят с облаков, а коррупционеры – каждодневные практики, знающие все ходы-выходы. Нам необходимо калькировать учебный процесс с какой-нибудь развитой страны, вот буквально. Где полиция выдачей прав не занимается, зато инструкторы несут личную ответственность за учеников: если тот через пять минут после получения прав врезается в столб, инструктору грозят большие проблемы», - заключил Асланян.
Среди других антикоррупционных предложений, выработанных на конференции – запрещение инспекторам дважды принимать экзамен у одного и того же кандидата в водители, а также введение психологического тестирования сотрудников с целью выявления «негативных тенденций». Кроме того, к контролю над проведением экзаменов будут привлекаться общественные организации и СМИ.
Напомним, что скандал с продажей прав разгорелся две недели назад: сотрудники собственной безопасности МВД, а также следователи СКР выяснили, что в Управлении ГИБДД Москвы, отделе государственного технического осмотра и регистрационно-экзаменационной работы №3, а также автошколе «Арго-Авто» действует организованная преступная группа, занимающаяся незаконной выдачей прав.
Группа просуществовала почти год, с июля 2012 г., успев реализовать за это время сотни водительских удостоверений. Стоимость прав составляла 28 тысяч рублей, а общий доход группы превышал 3 миллиона рублей в месяц. Преступники создали «производство полного цикла»: среди участников были и медики, занимавшиеся фабрикацией фальшивых медицинских справок, и сотрудники автошколы, подделывавшие документы о прохождении водительских курсов, а также инспекторы отделов государственного технического осмотра и регистрационно-экзаменационной работ.
Чтобы не перепутать документы своих «клиентов» (кстати, набранных через объявление в интернете), в общей кипе личных дел кандидатов в водители, полицейские использовали разноцветные скрепки. Одна цветная скрепка свидетельствовала о том, что человек заплатил и должен сдать экзамен; две цветных скрепки обозначали покровительство водителю со стороны руководства подразделения. Наконец, простая металлическая скрепка означала человека, который сдает сам – и не должен сделать этого с первого раза.
«Для максимальной открытости и прозрачности процесс сдачи экзаменов должен в режиме онлайн транслироваться в экзаменационных подразделениях, а также на официальных интернет-сайтах органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации», - отмечено в пресс-релизе ГИБДД. Однако, по мнению экспертов, такое предложение, хоть и показывает стремление автоинспекции идти в ногу со временем, едва ли действительно повлияет на «оборотней в погонах».
«Что-то мне кажется, они с этим предложениям опоздали на пару лет, - отмечает автоэксперт Сергей Асланян. - Данные сдачи теоретических экзаменов и без того хранятся в базе ГИБДД, видеофиксация в салоне учебного автомобиля давно уже ведется. Я сам сдавал на права в прошлом году и скажу, что это прелесть: инспектор час не мог включить видеорегистратор – и мы час ждали начала экзамена, но зато все было по-честному. В кулуарах, за сигареткой, инспекторы рассказывали мне, что наняли каких-то хакеров, чтобы взломать базу данных, но те пока что не справляются».
«Так что помощь при сдаче на права реализуется по старинке: подшептывания, подсказки всякие. Этого компьютер зафиксировать не может. Да и онлайн трансляция от этого не спасет. Вообще, инициатива звучит так глупо, словно ее предложил кто-то со стороны, кто вообще не в теме. На самом деле, есть только один рецепт победить коррупцию при сдаче на права – изъять эту функцию у ГИБДД», - заявил эксперт в беседе с корреспондентом Autonews.ru.
«Потому что совершенно очевидно, что экзаменационные подразделения – это отдел продаж ГАИ, люди туда специально идут торговать. Введите запрет, они будут думать, как его обойти - и у них больше шансов на победу, так как запреты принимаются милицейскими генералами, которые на реальную жизнь смотрят с облаков, а коррупционеры – каждодневные практики, знающие все ходы-выходы. Нам необходимо калькировать учебный процесс с какой-нибудь развитой страны, вот буквально. Где полиция выдачей прав не занимается, зато инструкторы несут личную ответственность за учеников: если тот через пять минут после получения прав врезается в столб, инструктору грозят большие проблемы», - заключил Асланян.
Среди других антикоррупционных предложений, выработанных на конференции – запрещение инспекторам дважды принимать экзамен у одного и того же кандидата в водители, а также введение психологического тестирования сотрудников с целью выявления «негативных тенденций». Кроме того, к контролю над проведением экзаменов будут привлекаться общественные организации и СМИ.
Напомним, что скандал с продажей прав разгорелся две недели назад: сотрудники собственной безопасности МВД, а также следователи СКР выяснили, что в Управлении ГИБДД Москвы, отделе государственного технического осмотра и регистрационно-экзаменационной работы №3, а также автошколе «Арго-Авто» действует организованная преступная группа, занимающаяся незаконной выдачей прав.
Группа просуществовала почти год, с июля 2012 г., успев реализовать за это время сотни водительских удостоверений. Стоимость прав составляла 28 тысяч рублей, а общий доход группы превышал 3 миллиона рублей в месяц. Преступники создали «производство полного цикла»: среди участников были и медики, занимавшиеся фабрикацией фальшивых медицинских справок, и сотрудники автошколы, подделывавшие документы о прохождении водительских курсов, а также инспекторы отделов государственного технического осмотра и регистрационно-экзаменационной работ.
Чтобы не перепутать документы своих «клиентов» (кстати, набранных через объявление в интернете), в общей кипе личных дел кандидатов в водители, полицейские использовали разноцветные скрепки. Одна цветная скрепка свидетельствовала о том, что человек заплатил и должен сдать экзамен; две цветных скрепки обозначали покровительство водителю со стороны руководства подразделения. Наконец, простая металлическая скрепка означала человека, который сдает сам – и не должен сделать этого с первого раза.