«На деньги от страховой даже бампер не поменять»
«На деньги от страховой даже бампер не поменять»
Статьи 23 апреля 2013
Статьи 23 апреля 2013
«На деньги от страховой даже бампер не поменять»
Поправки к закону об ОСАГО прошли первое чтение, но главные вопросы реформы подвисли до осени...
«На деньги от страховой даже бампер не поменять» 
Проект поправок к закону об ОСАГО, принятый Госдумой в первом чтении в минувшую пятницу, 19 апреля, стал плодом длительных и тяжелых обсуждений давно назревшей реформы «автогражданки», которые начались еще осенью 2012 года. Однако главные противоречия депутатам преодолеть так и не удалось: страховщики по-прежнему убеждены, что планируемое увеличение выплат по ОСАГО должно поднять стоимость и самого полиса; депутаты, напротив, полагают, что страховые компании и без того зарабатывают чрезмерно много, незаконно утаивая десятки миллиардов рублей прибыли. Дискуссия по поправкам так и завязла в вопросе экономической обоснованности роста страховых тарифов. Как отмечают эксперты, исход этого спора станет ясен только осенью, ко второму чтению документа.

Речь в принятых поправках идет о существенном увеличении страховых выплат по ОСАГО – с нынешних 120 тысяч рублей до 400 тысяч. И это только первый этап: через 15 месяцев после окончательного утверждения поправок страховой лимит должен возрасти до 500 тысяч рублей. Кроме того, проект также предусматривает расширение выплат по «европротоколу» - с 25 тысяч рублей до 400 тысяч. А в Москве и Санкт-Петербурге «европротокол» должен стать и вовсе «безлимитным».

По мнению Российского союза автостраховщиков, принятие поправок приведет к увеличению расходов страховых компаний, что должно отразиться на цене полиса. Прогнозируется рост стоимости ОСАГО на 20-25%. Однако депутаты с такой калькуляцией не согласны: по словам первого зампреда комитета Госдумы по транспорту Виталия Ефимова, в 2012 году страховщики собрали 106 миллиардов рублей, из которых 53 миллиарда выплатили потерпевшим, 20% законно оставили себе в качестве прибыли. «Остальные - это примерно 30 млрд рублей - пошли на какие-то дополнительные расходы. На какие - никто не знает. Ищем для сельского хозяйства 6-10 миллиардов и не можем найти, а здесь десятки миллиардов непонятно куда уходят», - цитирует депутата «Коммерсант».

С первым зампредом комитета по транспорту согласен и генеральный директор «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников: «В настоящий момент страховщики выплачивают только 50% собранных средств, хотя должны платить все 80%. То есть, 30% необоснованно сберегаются. С учетом того, что, согласно статистике, увеличение страховых лимитов по «железу» не сильно сказывается на реальных выплатах (большинство аварий останутся в пределах нынешних 120 тысяч), я не вижу никаких обоснований для того, что повышать стоимость ОСАГО. Тем более что расширение полиса до 400 тысяч сегодня стоит 500-600 рублей, как опция - откуда тогда взялась цифра 25%? Это ведь 1000 рублей от стоимости среднего полиса, который обходится где-то в 4 тысячи рублей».

Еще одним камнем преткновения стал закон «О защите прав потребителей» - страховщики настаивают на том, чтобы на Обязательное страхование автогражданской ответственности этот закон не распространялся. Еще в феврале 2012 года крупнейшие российские автостраховщики отправили коллективное письмо на имя первого вице-премьера Игоря Шувалова, в котором пригрозили свернуть бизнес по ОСАГО, если в законодательство не будут внесены соответствующие изменения.

«Это совершенно необоснованные претензии, - отметил Николай Тюрников, - Сегодня им не нравится этот закон, завтра они потребуют вычеркнуть их из Уголовного кодекса, и так далее. Нельзя идти на поводу у шантажистов, и меня тревожит, что в принятых поправках содержатся указания на то, что на ОСАГО не будет распространяться закон «О защите прав потребителей». Значит, Госдума хочет позволить страховым компаниям как угодно нарушать права клиентов, не опасаясь судебного преследования».

«Также больным местом по-прежнему остается компенсация ущерба с учетом износа деталей. Это приводит к тому, что на деньги, посчитанные страховой с учетом износа, автомобилист не может не только отремонтировать машину, но зачастую и бампер поменять. И тут под ударом снова оказывается виновник ДТП. Спрашивается, зачем тогда вообще нужно ОСАГО? Если это не исправить, скоро оно не будет вызывать у людей ничего, кроме отторжения», - добавил он.

Впрочем, эксперт отметил и положительные пункты принятых поправок – по его мнению, важным решением стало расширение выплат по «европротоколу», что должно, наконец, вдохнуть жизнь в эту процедуру. Кроме того, депутаты предлагают позволить автомобилистам самим решать, каким образом страховая должна возместить ущерб – или ремонтом автомобиля или выплатой денег на руки. В настоящий момент решение об этом принимает суд.
Комментарии