branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

От комбайнов к Cherokee - история выбора одного автомобиля

Во второй части рассказа блогера Autonews.ru Pacificman о муках выбора машины - рыбалка с разговорами о Wrangler, игры приморских бизнесменов в конструктор из автомобилей и чисто российские танцы с бубном...

С местом приобретения будущей машины вроде бы все ясно, осталось определить самое главное – что купить. Бренд, модель, год. Вектор задан, теперь следует разобраться, какие из произведенных за океаном авто наиболее соответствует нашим, не самым стандартным, сразу можно сказать, условиям.


Как только речь заходит об «истинно американском автомобиле», всем почему-то на ум приходит пикап.



Увы, возможность взять «под седло» нечто вроде «Тойота Тундра» (молчу уж про «Додж Рэм» или какой-нибудь «Субурбан») я даже не рассматривал. Вопреки сложившейся в последнее время моде (очевидный пример того как разница в таможенных сборах диктует стиль) лично для себя в качестве транспортного средства этих громоздких уродцев я просто не представляю. Кроме того, что для городских условий они, мягко говоря, малопригодны (разве что научиться парковать их стоймя), так еще и внутри чувствуешь себя не за рулем автомобиля, а за штурвалом выбравшегося на не предназначенные для него просторы трактора. Пространство в салоне (пусть и подмакияженное умелыми маркетолагами под «нормальный автомобиль») все равно ощущается как абсолютно дискомфортное, практически непригодное для удобного передвижения куда угодно – хоть из пункта А в пункт Б, хоть – в соседний магазин.




И пусть в громыхающий сзади кузов (прикрытом изготовленной где-нибудь в Таиланде пластмассовой крышкой) можно при необходимости, затолкать квадрацикл. Ну и что дает? Даже покрашенный в синий металлик, с кожаным салоном, хромом и аудиосистемой «Bose» этот фермерский грузовичок всем своим видом подчеркивает, что предназначен он исключительно для перевозки картошки, мешков с удобрениями или (в случае крайней необходимости) пары центнеров коровьего навоза…


Кожа и хром ничего в этом сельпо не меняют– как комбайн не тюнингуй, танком он не станет.



Всякого рода «паркетники», якобы заточенные «под офроуд» я также не рассматривал. Идеальные кроссоверы для города делает «Субару». Их у меня было два – «Форестер» (накатал на нем за полтинник) и 3-литровый «Ланкастер» самого что ни есть наивысшего разбора (одна аудиосистема «Макинтош» чего стоила). Увы - любой выезд на охоту-рыбалку – и очередной головняк: молдинги оторвал, помял бампер, вывернул какую-нибудь тягу и т.д. То бишь - чуть плюнул дождик, раскисла грунтовка и никуда ни-ни. И это – для «Субару», King of Kings в своем классе. Для остальных же (а большинство выпускаемых нынче «паркетников» по сути те же легковушки, только с увеличенным дорожным просветом и вращающимися иногда в унисон четырьмя колесами) даже простой выезд к морю куда-нибудь в район Андреевки (есть у нас в Приморье такой популярный «курорт») если не клиническая смерть, то лечение под местным наркозом точно: сразу по возвращению надо бежать в магазин и покупать оторванные где-то на родных колдобинах запчасти.


Остаются лишь машины, которые в обиходе принято называть джипами.


Тут меня, конечно, в первую очередь интересовали модели, выпускаемые американскими брэндами.


При мимолетном знакомстве очень понравился «Форд» (взял напрокат в Лос Анжелесе вместо оплаченной «по тарифу» Тойота Камри. Ну коли тебе рента-кар предлагает за одни и те же деньги такой бонус, почему нет?). Увы, изучив ТТХ и почитав отзывы владельцев в «Эксплорере» полностью разочаровался: отсутствие пониженной передачи в режиме 4WD и более чем сомнительное поведение на засыпанных снегом трассах делали перспективы его использования на дорогах Владивостока (мало того что «горбатых», так еще и покрытых льдом с середины ноября по март) практически нереальным


.


Популярный в определенных кругах «Хаммер» не устраивал всем: и размером (я не Шварцнегер и мне не нужен армейский джип, пусть и адаптированный «под гламур») ни внутренним пространством. Ни, естественно, ценой. «Шевроле» тоже как-то не впечатляли.


Выбор произошел практически случайно. Нет, про марку  Jeep я конечно знал, но с машинами этой фирмы незнаком, на дорогах Приморского края они практически не встречаются. И вот, однажды в далекой от нашего мира Коста Рике (о том что эта за страна и что там происходит на дорогах я посвящу одну из следующих своих заметок) припарковавшись на своем «Прадо» возле BeachClub на ReservaConchal, я обратил внимание на элегантный автомобиль, который… да нет, почему напоминал, он именно им и был – JeepWrangler.



До этого момента я воспринимал эту кургузую, явно из позапрошлого века машинку исключительно как некий переходный гибрид между квадрациклом и более-менее пригодным для движения по дорогам общего пользования транспортным средством. С компромиссами и с той, и с этой стороны – в грязь по уши не нырнешь, но доехать куда-нибудь, пусть и щелкая зубами на каждой выбоине, все-таки можно.


А тут передо мной стояла в меру брутальная, с ярко выраженным собственным стилем машина. Ничем не уступающий любому напомаженному однокласснику салон (кожа, электроника) мощная рама, усиленный амортизаторы, настоящий полный привод с жестко подключаемым передним мостом, пониженной передачей, передними и задними блокировками и разъединяемым стабилизатором передней подвески. Круглые кнопки вместо дверных замков и клипсы на капоте только подчеркивали общее «нестандартное» впечатление.


Метаморфозы «Крикливого Ковбоя» частично объяснял шильдик на передней двери:



«А, понятно, юбилейное издание» - подумал я, и тут же, в качестве бонуса, получил возможность его оценить.
«You like it?» - поинтересовался возникший из-за ближайшей пальмы хозяин джипа.
«Yes!» - показал я ему большой палец. «Very nice car!».


В общем, под всякие общие разговоры я на этом «Вранглере» пару раз вокруг курорта проехал, и, как бы сам для себя, его приценил. 


Машина понравилась.  Сразу. И снаружи и - особенно – изнутри. Все комфортно, удобно и пространства как раз столько, сколько нужно (повторяю, я говорю лишь о себе) чтобы ощущать себя чем-то единым с механизмом. То бишь автомобиль является продолжением тебя – не он тебя везет, а ты двигаешься вместе с ним.


Вроде бы – покатался и забыл. Однако когда я решил, что буду покупать именно американский автомобиль, первое, что мне пришло в голову – надо посмотреть что-нибудь марки Jeep. Было изначально какое-то «светлое» ощущение, уверенность что в их модельном ряду мне обязательно что-то подойдет.


Покупать именно «Вранглер» меня отговорил Джон – мой приятель американец, когда мы вместе ловили в море всяких экзотических дорад. Рыбалка довольно скучная – ездишь себе на катере по голубым просторам и таскаешь на длинной леске отпущенную за корму блесну. Пока кто-то клюнет, есть время поговорить.


- Зачем тебе «Вранглер»?
- Ну… Он мне понравился.
- Очень "русский" ответ. Ты собираешься ездить на нем по городу? Или тебе нужен исключительно как «офроудер»?
- Нет, в основном по городу. Но у нас и в городе офроуда хватает.
- Но это не тот офроуд, для которого нужен «Вранглер». Если ты не собираешься гонять по пляжу или месить песок где-нибудь в пустыне, посмотри другие варианты. Если тебе нужна машина, на которой можно проехать по серьезному бездорожью, и в то же время в ней так же удобно ездить, как на хорошем седане – покупай «Чероки» или «Либерти». Я могу подобрать тебе машину в Америке. Одна из моих компаний занимается поставками автомобилей в Германию, и нет проблем найти и отправить в Россию любую машину, которая тебе понравится.


Когда твой приятель-американец говорит «Нет проблем», значит их действительно нет.


Итак, границы поиска приобрели конкретные очертания. Причем – буквально: помимо ценника (который у «Гранд Чероки» отличался от «Либерти» почти в полтора раза) не последнюю роль для принятия итогового решения сыграл дизайн. 


Что такое с эстетической точки зрения «Либерти» (который на самом деле, если пользоваться принятой в России классификацией машин модельного ряда Jeep вовсе никакой и не «Либерти», а тот же «Чероки», только без приставки «Гранд»)? Внешне этот «Индеец» представляет из себя классический «сапог», силуэт которого возникает перед глазами каждый раз, когда мы, говоря о машинах вообще подразумеваем «какой-нибудь» внедорожник. Не верите? Попросите 5-7 летнего мальчишку (устами младенца…) нарисовать машинку, на которой «можно ездить везде», а потом сравните рисунок с характерным профилем «Либерти». Рубленый капот, угловатый дизайн, мощная, как челюсть дракона, характерная «джипповская» решетка – уже это (в моих опять же глазах) сразу выделяло его перед одноклассниками.



Причем, исключительно в лучшую сторону – как я уже писал, чересчур прилизанные «вездеходы» лично для меня – никак. Те же из них, кто «косит под…» и не только по паспорту, но и в натуре претендуют на звание «покорителя дорог» вольно или невольно этот джипповский «оскал» копируют. Не знаю уж, к месту или нет такая ассоциация, но мне показалось что фасад «Индейца» послужил основой для полета дизайнерской мысли как у конструкторов «Хаммера», так и у «Сузуки Джимни» (только во втором случае явно недотянул размер).



Ассоциации почему-то напрашиваются такие: каких только пород собак не существует на свете, но на любую посмотришь, и сразу ясно, что это не кошка и не свинья. Хотя и выглядят псы совершенно непохожими друг на друга.



Однако, как бы не отличались друг от друга мастино неаполитано и какой-нибудь терьер, общее, что позволяет нам их всех с первого взгляд определять в «одну команду» – прародитель у них волк…



Ладно, заканчиваю с дизайном и прежде чем перейти к описанию остальных «деталей выбора» поставлю уже окончательную жирную точку на теме почему автомобиль, который ты планируешь использовать в России, должен быть сделан именно в США. Есть у «американок» (кроме левого руля и ничем не уступающего японскому качества сборки) еще одно, на мой взгляд – очевидное преимущество, которое (в той системе координат, которую обозначают нам окружающие обстоятельства) делает спор о том, где купить, практически бессмысленным. 


Вы часто меняете машину? Я – нет, если все выбрано с умом и устраивает - зачем? Но иногда обстоятельства вынуждают. Как в той песне «Вот пуля прилетела…». Вынесло какого-то дурака на встречку, случился очередной «внезапный» гололед, у спускавшегося с горки грузовичка не сработали тормоза… Бывает и сам виноват: расслабился, утратил контроль за дорогой, зацепил колесом обочину. Или… – да что там рассказывать, как «оно» бывает.


Сам, слава Богу, цел, и все остальное как бы нормально, но машина – в хлам. Сразувопрос – what do you need to do? Покупатьновую? Но за новую опять придется заплатить таможенную пошлину, которая (в лучшем случае) чуть меньше или ровна стоимости самой машины в том месте, где ее произвели. Хорошо если под кроватью валяется мешок денег или в кармане кредитная карточка размером с шоколадку. А если нет? 


Тогда ремонтировать! Но это имеет смысл если хоть что-то осталось от любимого «коня», а иначе накладно (ладно если основную стоимость ремонта покрывает страховка). А если действительно «в хлам»? 


Есть, оказывается, еще и третий вариант. Но работает он только в том случае если у вас техпаспорт выписан на машину madeinUSA(для Европы тоже действует, но в данном случае речь идет об американских машинах).


Думаю, что те, кто читают этот блог все являются автовладельцами. Возьмите техпаспорт своего транспортного средства, откройте. Взгляните что в нем написано. VIN – понятно, это личный номер вашей машины, по которому она везде «числится». Что еще. А, вот – номер двигателя и номер кузова.


Именно по ним в ГАИ и производится проверка вашей машины на предмет соответствий всяким нашим законам. И для очень многих «праворуких» авто в Приморском крае (да и далеко за его пределами) сегодня эти две цифры – очень конкретный «головняк».


Кто не знает – в Приморье много лет существовал своеобразный (и очень «профитабельный» бизнес) замешанный на ввозе разобранных машин в качестве «конструкторов». Детали его хорошо описаны в книжке владивостоксого журналиста Владимира Аверченко «Правый руль». Если не вдаваться в подробности, процедура выглядела так. Очень дешево покупалась старая, непригодная к эксплуатации машина, или просто документы от нее. Под них привозили (естественно в полуразобранном виде, почему и «конструктор») такое же, только почти новое авто, которое после соответствующих манипуляций (в техпаспорт, естественно за изрядную мзду, вписывались новые номера двигателя и кузова) превращалось в ту самую «убитую» иномарку.


Так вот, первое, что обнаруживаешь, когда сталкиваешься с «американцем» - у него, кроме VIN кода, ни номера двигателя, не номера кузова нет. Так и написано в техпаспорте: номер двигателя отсутствует, номер кузова отсутствует. Именно с таким, лично для меня очень приятно выглядящим документом, вы имеете право (не нарушая, естественно, ПДД) бороздить на своем автомобиле дороги Родины.


Дальше ничего разжевывать не стану, но если брать всю ситуацию «в сухом осадке» – на руках практически вечная машина. Да, с ней может что-то случится. Она может сломаться, попасть в аварию, его могут даже частично разобрать какие-нибудь особо юркие авто угонщики, снять там фары или даже капот. От такого рода форс-мажоров  никто, понятное дело, не застрахован.


Но – если мне понадобится новый двигатель, да и – чуть ли не вся машина, что мешает мне взять точно такой же (почти что новый) автомобиль в Америке и привезти его «на запчасти»? Естественно в разобранном виде, чтоб не платить два раза одну и ту же пошлину. И собирай на базе старого «по документам» практически новый автомобиль. Получения разрешения на замену агрегатов данном случае не требуется. То есть унизительной процедура - крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха… - вам не грозит. Лично для меня, например, этот факт рояль (да какой там рояль, целый симфонический оркестр плюс орган на бэкграунде…) играет.


Понятное дело, что эти танцы с бубном имеют значение исключительно в России, иностранцу ты их не объяснишь. Ппопробуйте какому-нибудь американцу растолковать, что такое в нашей стране обычная «проверка документов» - ты едешь себе спокойно, ничего не нарушаешь, а тебя – брыык, и тормозят… Так ведь именно затем, чтобы передвигаться по дорогам одной из самых отдаленных ее территорий, Приморскому краю я и выбрал «Чероки».