branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«В руководстве General Motors дураки и идиоты»

Человек, чье имя связано с феноменом «японского экономического чуда», основатель концепции «бережливого производства» Масааки Имаи прибыл в Москву, чтобы объяснить феноменальный успех японских автопроизводителей. Корреспондент Autonews.ru отправился на встречу с гуру...
«В руководстве General Motors дураки и идиоты»
«В руководстве General Motors дураки и идиоты»
Основатель «практики непрерывного совершенствования производства Кайдзен», принятой на вооружении японскими автомобильными компаниями, прежде всего Toyota, Масааки Имаи - сам лучшая реклама своей философии. Немногие в его 82 года способны выдержать десятичасовой перелет, а затем прочесть четырех часовую лекцию, с точностью военной машины отправляя на кофе-брейки публику, таращащую глаза от усталости.

Выступление президента KAIZEN Institute Consulting Group, организованное в Москве консалтинговым агентством «Автокадр», в самом деле любопытно было послушать: этот седовласый джентльмен с мягким голосом и безукоризненными манерами сумел доказать всему миру, насколько практичной и прикладной может быть «восточная философия», в которой европейцы привыкли видеть лишь сборник заумных рассуждений.


В середине прошлого века обессиленная войной Япония находилась в глубочайшем кризисе. Бывшая долгое время совершенно закрытой страной, она испытывала острую нехватку научных знаний, современных технологий и новых систем управления, отличных от тех, что потерпели крах.

В 1950 г. вчерашний студент Токийского университета Масааки Имаи принял решение отправиться в США, чтобы выведать секреты высокой производительности Запада. Спустя всего 20 лет после этого турне ситуация изменилась на прямо противоположную: теперь уже американские компании стали посылать своих менеджеров на стажировку в Токио, на так называемые «Кайдзен-туры». Что же такое Кайдзен в понимании основателя?

«Представьте себе ситуацию, - говорит Имаи, - американский и японский бизнесмен отправились на сафари. Они стреляли животных направо и налево, и скоро расстреляли все свои патроны. Оглянувшись, бизнесмены увидели, что достаточно далеко отошли от джипа, а из ближайших кустов на них вышел лев».

«Что делать? Американец приготовился бежать, осознавая всю бесполезность этого. А японец достал из рюкзака беговые кроссовки и стал переобуваться. «Зачем ты это делаешь? - спросил американец. - Даже в этих кроссовках тебе не убежать ото льва!», «А мне не с ним надо гоняться, - парировал японец. - Мне нужно просто бежать на шаг впереди тебя». Вот эти кроссовки и есть Кайдзен», - с улыбкой заключил Имаи.

Кайдзен – практика постоянного совершенствования процессов производства. В широком смысле она применима ко всем аспектам построения бизнеса, в еще более широком – к вопросам государственного управления. В чем-то она схожа с северокорейской идеологией чучхе, предписывающей опору на собственные силы. Кайдзен предлагает опереться на собственный здравый смысл в условиях острой нехватки материальных средств.

«В руководстве General Motors дураки и идиоты»


«Нет нужды тратить много денег, чтобы что-то улучшить, - увещевал собравшихся Масааки Имаи. - Оглянитесь вокруг, и ваш здравый смысл подскажет вам простые способы рационализировать то, с чем вы сталкиваетесь каждый день. Большинство проблем решаются не деньгами, не высокими технологиями, а самым обычным здравым смыслом».

Философия Кайдзен включает в себя концепцию Lean. Ее переводят как принцип «рачительного» или «бережливого» производства, но точнее будет сказать дословно – «тощего» и «обезжиренного». «Традиционная схема предполагает использование максимального количества ресурсов – и дает минимальный результат. Наша lean-схема действует наоборот», - отметил Имаи.

«Вот мелок, - объявил собравшимся lean-гуру, подняв руку с кусочком мела. - Он ничего не стоит. Между тем, это эффективнейшее средство обучения, применяемое Toyota. Новичок-супервайзер ждет, что на производстве какие-то доктора наук будут читать ему лекции, как все устроено. Как бы не так: ему очертят круг на полу, посредине цеха, где он будет стоять час, два часа без права покинуть его. Поневоле новичок будет наблюдать, кто чем занимается. Через два часа он будет немало знать о работе конвейера».

Однако, по словам Имаи, для поиска подобных нетривиальных путей повышения эффективности, сотрудник должен обладать определенным качеством – действительной приверженностью своей компании.

«В руководстве General Motors дураки и идиоты»

«Предположим, сегодня на завтрак вы ели яичницу с беконом. В данном случае мы можем сказать, что курица, предоставившая яйца, просто вовлечена в процесс. А вот свинья привержена ему. Приверженность – это ваша личная боль. Просто вовлеченным быть легко», - подчеркнул основатель концепции непрерывного совершенствования.

Примечательной чертой выступления Масааки Имаи можно назвать отказ от щепетильной «политкорректности». Он не скрывал названия компаний, которые, по его мнению, допускают просчеты в организации производства. Особенно от него досталось американским автопроизводителям.

«У них было немало возможностей научиться у нас, - заявил он, поправляя галстук. - Однако чем дальше, тем тупее они себя вели. В результате «детройтская тройка» обанкротилась. Думаю, в скором времени то же произойдет и с GM».

«Самый слабый пункт американского капитализма – удаленность начальников от реального производства. В результате чем выше стоит менеджер, тем он глупее. Посмотрите на директоров General Motors – они же дураки, полные идиоты».

По словам Имаи, американцев не спасают даже новые управленческие решения, подсмотренные на Востоке: «Все равно, что ножницы в руках у ребенка. Если их дать ребенку, они ему очень понравятся. Он изрежет отцовскую газету, платье сестры, перережет все, до чего дотянется. Можно ли сказать, что он эффективно использует ножницы? Он просто не знает, к чему их приложить. Прежде чем использовать какой-то инструмент, нужно понять, куда вы движетесь».

«В руководстве General Motors дураки и идиоты»

«С точки зрения Кайдзен, американцы используют менеджмент Христофора Колумба. Когда он отправлялся в экспедицию, он не знал, куда плывет. Когда он высадился на берег, он не знал, где находится. Когда он отчаливал, он не знал, где побывал. И все это Колумб проделывал на деньги, взятые в долг», - заключил Масааки Имаи.

Как рассказал гуру, даже сейчас внедрение «практики непрерывного совершенствования» позволит компании сделать качественный рывок и обойти конкурентов. Ведь до сих пор в мире преобладают производства традиционного типа. Однако, отвечая на вопрос о том, в каких именно корпорациях успешно используется Кайдзен, Имаи не смог назвать ни одной чисто европейской компании. Даже Дислейленд он привел в пример токийский – совместное американо-японское предприятие.

«У вас в компании применяется Кайдзен? Поздравляю вас, поздравляю!», - Имаи пожимал руки российским менеджерам, мелко приседая в такт рукопожатию. Но в его улыбке читалось недоверие к возможностям «гайдзинов».

Возможно, все дело именно в пресловутой «приверженности» компании. Японские корпорации гарантируют пожизненную занятость своим сотрудникам, многие из которых затем оправляют по своим стопам детей. Таким образом, например, сборка автомобилей является клановым, семейным делом, а преданность рабочего компании становится поистине самурайской. Этот фактор всегда подчеркивается экономическими учебниками, описывающими послевоенное возрождение Страны восходящего солнца, как «особая японская ментальность».