Утилизационный сбор: во что хотят превратить автомобили
Утилизационный сбор: во что хотят превратить автомобили
Статьи 26 июля 2012
Статьи 26 июля 2012
Утилизационный сбор: во что хотят превратить автомобили
Ставки утилизационного сбора будут очередным неприятным сюрпризом, убежден глава консалтинговой компании для автобизнеса Олег Мосеев. В блоге на Autonews.ru он приводит примеры других стран и напоминает, во что вылилась история со стоимостью «услуг эвакуации»...
Утилизационный сбор: во что хотят превратить автомобили 

Грядущее введение утилизационного сбора приводит меня в недоумение. Пожалуй, не вызывает вопросов только сам факт появления этого сбора. Такого рода сборы существуют во многих странах, и там они действительно идут на нужды индустрии переработки автомобилей и их агрегатов. России – стране, которая по темпам роста продаж автомобилей является одним из европейских лидеров, - действительно пора задуматься о том, как утилизировать растущий парк. И еще понятно, что надо защищать рынок от волны старых иномарок, которые могут хлынуть в Россию после снижения таможенных пошлин. Но на этом понятные и логичные вещи заканчиваются.


Как только начинаешь анализировать параметры программы, становится понятно, что, скорее всего, получается «как всегда»...




Первое недоумение связано с неопределенностью целей программы. Нигде толком не обозначено, на что пойдут собранные средства - в какие фонды они будут направлены, строительство каких предприятий будет финансировано за их счет. Ни малейшей определенности. Приходилось даже читать мнение одного из общественных деятелей: мол, давайте сначала соберем, а потом будем решать, на что потратить. Странно, согласитесь, как-то выглядит серьезный государственный шаг. Представьте, если и с налогами было бы так: давайте сначала соберем НДС, а потом будем решать, куда его направить. Не уверен, что такой алгоритм действий правильный. Больше похоже на какое-то спонтанное решение либо на обычную попытку за счет граждан пополнить казну государства.


Еще больше удивляет масштаб нововведения. Аналитики PricewaterhouseCoopers подсчитали, что введение утилизационного сбора будет ежегодно приносить до 4 млрд долл. Притом что на создание самой инфраструктуры утилизации, по их же оценкам, требуется около 2 млрд долл. Выходит, что инвестиции окупятся в течение полугода, а дальше – чистая прибыль! Рентабельность бизнес-проекта сумасшедшая – тысячи процентов. И это притом, что как мы знаем, пока не понятно, куда эти деньги пойдут…


Далее. Почему-то сразу не была установлена ставка сбора - это будет делать правительство. Размеры ставок озвучиваются весьма приблизительно. Из СМИ в СМИ кочует одна и та же фраза: «По предварительным подсчетам Минпромторга и МЭР, базовая ставка за новую импортную легковую машину может составить 20-45 тыс. руб., за грузовую - от 150 тыс. до 400 тыс. руб. в зависимости от категории». Почему сразу нельзя было назвать сумму сбора? Информация о том, что государство готовится к его введению, появились еще в начале года (если не раньше). Теперь принято решение, что сбор вводится с 1 сентября, фактически через месяц. В каком размере - непонятно. Не исключаю, что его размер будет утвержден после того, как все министерства по распоряжению премьера подготовят свои антикризисные бюджеты. Новый сбор будет своего рода компенсацией потерь. И чтобы понять, сколько брать с каждого автомобиля, нужно рассчитать потери от секвестирования министерских бюджетов.


То, что чиновничье ценообразование, скорее всего, будет весьма волюнтаристским, даже не сомневаюсь. Возьмем пример с эвакуацией автомобилей в Москве. Сегодня помимо оплаты штрафа за неправильную парковку автолюбитель должен заплатить за «услуги эвакуации» 5 000 рублей. Откуда взялась такая ставка, если рыночная стоимость услуги эвакуации в городе колеблется от 1800 до 2200 рублей!?


Ну и наконец, я никак не могу понять, почему повышающий коэффициент будет зависеть от объема двигателя автомобиля. По логике вещей, утилизация Porsche Cayenne, конечно, должна быть дороже, чем Лады Калины, – раза в два. Исходя из того, что больше материала придется перерабатывать. Но не в 4 же раза (!). А именно так получается по всем предварительным раскладам. Еще более странно выглядит разброс в ставках на утилизацию одной и той же модели, имеющей богатую линейку моторов. К примеру, диапазон двигателей Ауди А3 варьируется от 1,2 л до 2 л. Неужели затраты на переработку «трешки» с самым экономичным двигателем будут ощутимо больше, чем на более сильную версию?! Сомневаюсь. По сути, получается, что в России вводится налог на роскошь. Хоть он и завуалирован под утилизационный сбор.


Будем ждать оглашения ставок сбора. Что-то мне подсказывает, что нас ждут новые откровения и разочарования. Кстати, для информации: в Нидерландах утилизационный сбор равен €45, в Германии - до €100, в Японии - €90-170.

Комментарии