branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

На дорогах России творятся беспрецедентные вещи

Количество аварий со смертельным исходом в России остается удручающе высоким. Повышение штрафов помогает лишь на время. Эксперты считают, что изменить ситуацию может лишь правильная пропаганда и сознательность самих водителей...
Количество аварий, в том числе со смертельным исходом, в России остается удручающе высоким. В 2011 году было зарегистрировано 200 000 дорожно-транспортных происшествий, почти 28 000 человек погибло. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назвал этот показатель «беспрецедентным», а цифры «очень плохими». Трудно поспорить. После ужесточения штрафов ГИБДД традиционно бодро рапортует об улучшении дорожной ситуации в стране, но получается, что эффект оказывается недолговременным.

Самое заметное повышение штрафов за последние несколько лет состоялось в 2007 году. Новые, более жестокие санкции за различные нарушения ПДД начали действовать с августа 2007 года и с января 2008 года:
  • за управление автомобилем водителем, лишенным прав – с 1000-1500 до 5000 рублей, арест на 15 суток;
  • за управлением автомобилем без прав – с 700-1000 до 2500 рублей;
  • передача управления автомобилем лицу без прав – с 300-800 до 2500 рублей;
  • превышение скорости более чем на 60 км/ч – с 300-500 до 2000-2500 рублей, или лишение на 4-6 месяцев;
  • за превышение на 40-60 км/ч – с 200-300 до 1000-1500 рублей;
  • за превышение на 20-40 км/ч – со 100-200 до 300 рублей;
  • за превышение на 10-20 км/ч – 100 рублей;
  • за проезд на красный свет – со 100 до 700 рублей;
  • выезд на встречную полосу – лишение прав на 4-6 месяца, раньше – лишение на 2-4 месяца или штраф 300-500 рублей;
  • за езду по тротуару – со 100 до 2000 рублей;
  • за разговор по мобильному телефону за рулем без устройства hands-free – 300 рублей.


  • Казалось бы, высокие штрафы испугали водителей – сами автомобилисты отмечали, что ездить стало спокойнее, намного реже стали проезжать на красный сигнал светофора, ехать по встречке, меньше превышать скорость. Ремнями безопасности, которыми до этого времени большинство водителей пренебрегали, стали пользоваться почти все.

    ГИБДД в свою очередь с гордостью отчитывалась о снижении аварийности. По статистике гаишников, количество непристегнутых сократилось в 4 раза. Число отдельных видов ДТП снизилось в 1,2-2 раза. Как докладывал тогда заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин, общее количество ДТП за пять месяцев 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года снизилось на 3,9% и составило 63 554 случая. При этом число погибших снизилось на 15,1% и составило 7 350 человек, а число раненых снизилось на 3,5% и составило 79 758 человек. В 2009 году по сравнению с 2008 годом общее количество ДТП снизилось на 6,7% – до 203 618 случаев, в 2008 году снижение по сравнению с 2007 годом составило 6,6%. Число ДТП в январе-мае 2010 года, произошедших из-за нарушения правил водителями в состоянии алкогольного опьянения, снизилось на 11,2% и составило 3 315, число ДТП из-за превышения скорости снизилось на 25,8% и составило 895, а число ДТП из-за выезда на полосу встречного движения снизилось на 8,2% и составило 4696.

    Однако длилось все недолго: в 2011 году количество ДТП со смертельным исходом увеличилось. По сравнению с 2010 годом смертность в авариях выросла на 5,2%, количество травм увеличилось на 0,5%, а аварии стали происходить на 0,2% чаще. Регулярно можно видеть проскакивающий на запрещающий сигнал светофора, превышение скорости также остается обыденным явлением. Как отметил в свое время депутат Госдумы Александр Гуров, на ситуацию на дорогах влияет такой фактор «пониженный порог опасности как национальная черта россиян». Более высокие штрафы работают недолго – пока кажутся новыми и слишком серьезными, а потом водители к ним привыкают. Значит, ужесточение наказания не решают проблемы с аварийностью. Как неоднократно высказывались эксперты, помочь может только постоянная пропаганда безопасности дорожного движения, информационный фон, всеобщее правильное отношение к поведению на дороге, образцовое поведение власть имущих. Привыкли же люди пристегиваться и пропускать пешеходов, хотя на эти нарушения инспекторы уже практически перестали обращать внимание.

    К слову, Дмитрий Медведев на заседании правительства не сказал ничего нового. Премьер перечислил очевидные меры: «Надо не только изменить качество строительства дорог, модернизировать инфраструктуру и использовать высокие технологии, естественно, развивать систему медицинской помощи, в том числе и медицинской помощи, которая оказывается в пределах так называемого «золотого часа»». Вот только говорится об этом далеко не впервые.