branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

О дешевых иномарках можно забыть

Базовая ставка утилизационного сбора при ввозе автомобиля составит 20 000 руб. Но в зависимости от возраста машины ее нужно умножать на коэффициент от 1,2 до 7 и в результате заплатить до 272,8 тыс. рублей...
Комитет Государственной Думы по промышленности рекомендовал одобрить пакет поправок к различным законодательным актам, позволяющим ввести в России утилизационный сбор. Если ранее планировалось внедрить поправки только со следующего года, то теперь, скорее всего, они начнут действовать уже с 1 августа.

Базовая ставка утилизационного сбора, который придется заплатить при ввозе автомобиля, составляет 20 000 руб. Но коэффициенты, особенно на автомобили старше трех лет, превращают его в практически заградительный налог. Так, для автомобилей с двигателем до 2000 куб.см ставку необходимо умножить на семь, то есть отдать в казну 140 тыс. руб. Если объем двигателя составляет от 2 до 3 литров, то заплатить придется уже 272,8 тыс. руб. Впрочем, ввозя автомобиль новым, все равно придется раскошелиться – за микролитражку нужно будет отдать 24 000 руб. (коэффициент 1,2), а за машину с двигателем от 2001 до 2000 куб. см – 42,2 тыс. руб. (коэффициент – 2,16). При этом утилизационный сбор планируется ввести уже со следующего года, а таможенные ставки будут снижаться постепенно, вплоть до 2019 года. Вот и получается, что желающему ввезти автомобиль придется платить и таможенные пошлины, и утилизационный сбор.

Эксперты считают, что больше всего от нововведения пострадают китайские автопроизводители и рынок подержанных машин. У первых нет в России локализованного производства, освобождающего от уплаты сбора, а для вторичного рынка введение сборов будет серьезным ударом, так как сразу отразится на цене машин.

«Ясно, что утилизационный сбор в первую очередь серьезно ударит по рынку дешевых подержанных автомобилей, пошлины на которые существенно снизятся после присоединения к ВТО, и многие импортеры рассчитывали именно на это,— заявил газете «КоммерсантЪ» Михаил Пак из «Атона». При этом, добавил аналитик, в выигрышной ситуации, например, окажется BMW, которая собирает машины на «Автоторе», а также Renault и Nissan, которые запускают в России сборку более дорогих моделей. В более сложном положении окажутся импортеры новой грузовой техники. «Учитывая, что это коммерческий транспорт, подорожание даже в среднем на 200 тыс. руб. может заставить многих мелких и средних перевозчиков переориентироваться на технику, произведенную в России»,— считает Михаил Пак.

Введение утилизационного сбора связано со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). По условиям присоединения к ВТО, наша страна обязана постепенно снизить таможенные пошлины на автомобили. Однако руководство России неоднократно заявляло о своем желании защитить местный рынок от европейского «автохлама», то есть подержанных автомобилей, как легковых, так и грузовых.

По словам представителей Минпромторга, высокие утилизационные сборы обусловлена большим количеством «наворотов» в современных автомобилях – подушки безопасности, пиропатроны и пр. Плюс – забота об экологии страны: такой «налог» должен оградить Россию от чадящих старых машин. Впрочем, почему-то никто в Министерстве ни разу не вспомнил о том, что в Европе стандарт Евро-4 был введен в 2005 году, а у нас – только два года назад. И то только на ввозимые автомобили. Местным автопроизводителям постановлением правительства России от 20 января можно выпускать автомобили, удовлетворяющие стандартам Евро-3. При этом автомобили, выпускающиеся иностранными производителями для европейского рынка, соответствуют более строгим требованиям Евро-5 еще с 2009 года.

На сегодня практически все производители массовых моделей имеют свои сборочные проекты на территории России. В тяжелом положении может оказаться итальянский Fiat, который только планирует строительство завода. Впрочем, несмотря на то, что введение утилизационного сбора запланировано лишь для импортируемых автомобилей, нет сомнений в том, что подорожают все машины. Этому поспособствует не только утилизационный сбор, но и высокий курс доллара, ведь несмотря на локализованную сборку, самые дорогие комплектующие (двигатели, коробки передач) на все сборочные заводы иностранных автопроизводителей по-прежнему поставляются из-за рубежа.