branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Европейский кризис пошел России на пользу

В настоящее время российский автопром извлекает выгоду из расползающегося по Европе кризиса. Но в конечном итоге он может оказаться в той же безрадостной ситуации, что и американская автомобильная промышленность в 2008 году...
В последние месяцы в России наблюдается рекордный рост производства автомобилей. По данным Росстата, выпуск легковушек в январе-апреле 2012 года вырос почти на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 623 тысяч единиц. А рост производства автобусов оказался вообще запредельным – почти 60%. Далее рост замедлится: за этот год, по оценкам отраслевых экспертов, в России будет выпущено 2 миллиона легковых авто, на 14% больше, чем в прошлом году. А согласно прогнозам Минпромторга, к 2020 году наш автопром сможет выпускать около 3 млн. автомобилей в год. Чем же обусловлен нынешний всплеск производства?

Начнем с того, что «нашим» нынешний российский автопром может считаться лишь отчасти. Так, наибольшую динамику ему придают растущие как грибы после дождя сборочные предприятия иностранных автопроизводителей . А отечественные заводы постепенно переходят под контроль иностранцев. Кризис в Европе ускорил процесс завоевания российского рынка иностранными производителями: им сейчас, как воздух, нужны растущие рынки. В настоящее время в России производятся автомобили марок BMW, Cadillac, Chevrolet, Citroen, Ford, Hyundai, Kia, Mitsubishi, Nissan, Peugeot, Renault, Skoda, SsangYong, Toyota и Volkswagen – всего действуют более 2 десятков заводов. Вскоре начнут выпуск своих авто также Jeep и Mazda. Обосновались у нас даже китайцы: автозавод «Derways», расположенный в Карачаево-Черкесии, собирает три модели автомобилей Geely. Планирует наладить у нас свое производство также концерн Chery.

Рост числа автосборочных предприятий в России и поставленное им условие достижения 60-процентной локализации к 2020 году дали толчок развитию у нас производства автокомпонентов. По данным Минпромторга, соглашения о производстве автомобильных комплектующих подписаны со 170 компаниями, а общая сумма инвестиций в эту сферу к 2020 году может достигнуть $5 млрд.

Что касается «исконных» российских автопроизводителей, то лучше всех чувствует себя, конечно, «АвтоВАЗ», который правительство давно назначило «флагманом» отечественного автопрома. И, соответственно, основным получателем государственных дотаций. В настоящее время концерн выпускает 14 моделей легковых автомобилей и удерживает 30-процентную долю российского авторынка. Впрочем, эта доля постепенно сокращается. Последний рывок он сделал в прошлом году, когда действовала программа утилизации: многие автовладельцы воспользовались ею чтобы поменять свой «автохлам» на новую, как можно более дешевую машину. Так что в это время резко вырос спрос на ВАЗовскую «классику», а всего за год завод увеличил продажи на 10,6%. Зато в этом году показатели вернулись к «доутилизационным»: за пять месяцев продажи упали на 13%.

Однако свое будущее даже «флагман» российкого автопрома уже не мыслит без тесного партнерства с иностранными производителями. Например, его новинка – универсал Lada Largus – представляет собой не что иное, как слегка тюнингованный Renault Logan MCV. Вскоре в Тольятти начнется также выпуск автомобилей концерна Nissan под давно забытой маркой Datsun. Все это, в общем, закономерно, ведь до конца нынешнего года должна быть завершена сделка по приобретению альянсом Renault-Nissan контрольного пакета акций «АвтоВАЗа» (через СП, создаваемое с «Ростехнологиями»). Так что наш «флагман» станет уже не нашим.

Из прочих производителей практически все перешли на сборку иностранных моделей (группа «ГАЗ», «Ижавто») и чувствуют себя тоже неплохо. Иномарки могут «воскресить» даже московский ЗИЛ: на днях столичное правительство и «Сбербанк» решили создать на базе автозавода совместное предприятие, по сборке автомобилей ведущих мировых производителей.

Пожалуй, лишь Ульяновский автозавод по-прежнему делает ставку на выпуск машин российской разработки – внедорожников. Хорошим подспорьем предприятию служит госзаказ. За 4 месяца этого года выпуск всех категорий машин на «УАЗе» вырос более чем на 20% по сравнению с тем же периодом 2011 года. В прошлом же году рост производства составил 15,7%.

Основным же фактором роста выпуска автомобилей в нашей стране в настоящий момент служит именно европейский кризис. Он вызывает нестабильность рынков, снижение нефтяных цен и (как следствие) курса рубля. Но на нынешнем этапе все это идет автопрому на пользу. Дело в том, что россияне уже начали опасаться за сохранность своих рублевых сбережений (а ну как опять обесценятся?). Однако пока они не бросаются покупать валюту. Да и какую именно? Евро лихорадит, про доллар тоже нехорошие слухи ходят... Они спешат вложить рубли в имущество. Особенно в то, которое может подорожать, если курс рубля продолжит снижение. Например, в автомобили иностранного производства, хотя бы и российской сборки. А если денег на новое авто не хватает – граждане предпочитают воспользоваться кредитом, нежели откладывать покупку. Поэтому за 5 месяцев текущего года рост в секторе автокредитования составил более 70% (таким же он ожидается и по итогам года).

И вот, автозаводы максимально наращивают производство, спеша «насладиться» пиковым спросом, поскольку дальнейшая динамика рынка вызывает серьезные опасения. Подорожание импорта вследствие снижения курса рубля рано или поздно скажется на всех сборочных производствах, где используются импортные комплектующие (причем чем выше окажется уровень локализации, тем меньше подорожает конечный продукт). Кроме того, в случае ухудшения экономической конъюнктуры платежеспособный спрос населения будет снижаться, и даже кредиты не помогут поддерживать уровень продаж.

Но в конечном итоге наш автопром может оказаться в той же безрадостной ситуации, что и американская автомобильная промышленность в 2008 году, или европейская – в настоящий момент: это перепроизводство и невозможность продать произведенные автомобили. США выкарабкались из этой беды, сократив производство на 20%, такое же сокращение предрекают Европе. Возможно, российский автопром тоже ожидает существенный спад. Причем сильнее всего он ударит по сборочным предприятиям.

Андрей Миловзоров