branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Угоны и защита пикапов: мифы и реальность

Среди автовладельцев распространен миф о «неугоняемости пикапов». Оказалось, что сознание это привито временем: до 2005 года на российском рынке автомобили с таким типом кузова практически отсутствовали. Однако пикапы угоняют. Как защитить машину от угона – в блоге Андрея Кондрашова...
Угоны и защита пикапов: мифы и реальность
Угоны и защита пикапов: мифы и реальность

Представляю свою недавнюю статью по защите пикапов от угона. Говорить о данном методе сейчас можно смело и открыто, т.к. он показал свою эффективность. За 3 года в моей Лаборатории (до момента написания статьи) было защищено 47 пикапов, из которых было 2 попытки угона, и обе машины – Mitsubishi L200.


Почему угоняют пикапы ?


Проходимость, неприхотливость, вместимость и надежность – эти параметры автоматически делают пикап популярным среди автолюбителей. Машина, в которую можно вложить душу и сделать ее личной и индивидуальной, способной быть одновременно и «рабочей лошадкой», и транспортным средством для отдыха, использовать, как базу для создания полноценного «вездехода», которому легко покоряется бездорожье нашей огромной Родины.





Я ни разу не встречал ни одного автовладельца с пикапом в базовой комплектации. Применяются широта фантазии и финансовые возможности, позволяющие придать машине индивидуальность и дополнительный функционал: силовой обвес, кунг, пороги, дуги, радиостанция, компьютер с выходом в интернет и контролем всех бортовых систем... перечень можно продлить до конца страницы.



К сожалению, среди автовладельцев почему-то распространен миф о «неугоняемости пикапов». Оказалось, что сознание это привито временем. Дело в том, что до 2005 года угонов пикапов в России практически не было, потому, что... пикапов просто не было. Их было настолько мало, что ни о какой статистике не могло быть и речи. Сознание невостребованности модели на вторичном рынке, помноженное на отсутствие какой-либо статистики по угонам, заставляло автовладельцев покупать пикапы, ограничиваясь «салонной» защитой в виде сигнализаций и примитивных замков на АКПП, защищающих только от самого хозяина машины. «Да кому она нужна?» – типичный ответ автовладельца. Оказалась нужна.


Историю угонов пикапов нужно начинать с 2005 года. Несмотря на наличие более двух десятков пикапов разных марок и производителей, в обзоре я затрону наиболее массовые модели, составляющие основу криминального рынка угонов.


2005 год. На рынок вышла Nissan Navara III, популярность которой росла с каждым месяцем, и практически одновременно Honda представляет общественности пикап Honda Ridgeline. Обе машины начинают пользоваться огромным спросом – и для коммерческого использования, и как семейная машина.



2006 год. С небольшим опозданием в 2006 году в нише пикапов появляется обновленный Mitsubishi L200, который моментально перехватывает повышающуюся очередь спроса на пикапы (отмечу, что и до сегодняшнего дня L200 остается в тройке самых продаваемых пикапов по всему миру). Одновременно с Mitsubishi L200 в 2006 году Mazda представляет пикап Mazda BT-50, а Ford выпускает обновленный пикап Ford Ranger, который привлекает к себе внимание и смело встает в один ряд предложений рынка пикапов.



2007 год. Реагируя на спрос обновленных пикапов других производителей, Toyota обновляет свою топовую модель, уже завоевавшую любовь и признаие – Toyota Tundra II.



2008 год. Невостребованная некоторыми автолюбителями пикапов брутальность и высокая стоимость Nissan Navara, заставили Nissan в 2008 году предложить более простую и дешевую модель пикапа Pickup NP 300, которая «на ура» начинает пользоваться спросом.



За 5 лет российский автопарк быстро наполнился пикапами разных производителей. В 2007-2008 году, после завершения гарантийных пробегов «свежих» пикапов, спрос молниеносно насыщается предложениями на вторичном рынке. Несмотря на кризис 2008 года, так и на сегодняшний день: пикапы пользуются огромной популярностью, когда кол-во просмотров свежего объявления на сайте cars.auto.ru переваливает за 150-200 просмотров за день.


«Рабочие лошадки» для использования в коммерческих целях нужны в регионах, где не требуется ни роскошный салон, ни комфорт шумоизоляции, ни время набора скорости до сотни, хотя современные пикапы позволяют держать и эти характеристики на довольно приличном уровне.


Огромный спрос на вторичном рынке, соответственно, рождает спрос на эту марку у преступных групп, занимающихся угонами. Пикапы угоняют, и угоняют каждый день. По доступной мне статистике из ГУВД, пикапы практически не угоняют на запчасти, т.к. спрос идет на машины всех возрастов и поколений.


Отдельно нельзя не отметить востребованность пикапов в южных регионах, т.к., во-первых, местный менталитет позволяет смело ездить вообще без каких-либо документов, и во-вторых, из пикапа получается не только «рабочая лошадка», но и... боевая машина. Габариты кузова легко позволяют поставить и крупнокалиберный пулемет, и систему залпового огня, позволяют оперативно перевозить оружие, боеприпасы и бойцов. Практически ни один вооруженный конфликт не обходится без участия пикапов. Если мы вспомним видеотрансляции с последней войны в Ливии, то основным транспортным и боевым средством там стали именно пикапы.




В чем причина слабой защищенности от угона пикапов ?


Всё начинается в автосалоне. Во время покупки машины дилер грозит снять с гарантии в случае установки сигнализации не на их территории. Представленный выбор сигнализаций невелик, мало того, автовладельцы выбирают модели с автозапуском, позволяя угонщику моментально расправится со штатным иммобилайзером, т.к. в машине нужно оставлять чип-ключ. Некоторые автовладельцы дополняют защиту замками на педали, блокираторами на АКПП и капот. Как правило, этим вся защита и ограничивается.


Если мы обратимся к статистике угонов пикапов автовладельцев самого известного пикап-клуба (http://www.pickupclub.ru), то можем увидеть, что угнанные машины либо ничем не были защищены (только штатный иммобилайзер), либо имели обычную сигнализацию, в некоторых случаях доукомплектованную простейшими замками на АКПП и капот. Несмотря на наличие клубной статистики угонов и объективные данные по причинам угонов, миф о "неугоняемости пикапов" живет до сих пор.


Как защитить пикап от угона ?


Проблема построения защиты пикапа стоит очень остро, т.к. в основном машины оборудованы дизельными двигателями. Стандартная (потоковая защита в автосалоне) предлагает иммобилайзеры и сигнализации, алгоритм защиты которых оканчивается банальной блокировкой двигателя. Как известно, фантазия для электрической блокировки дизельного двигателя сильно ограничена и кол-во цепей, которые можно блокировать, сводится максимум к четырем.


Благодаря обширному опыту, я хорошо разбираюсь в блокируемых цепях автомобилей Mitsubishi L200, Nissan Navara, Nissan Pickup NL200, Toyota Hilux, Mazda BT-50, Ford Range и др. Эти цепи известны мне и тем более... угонщикам, т.к., я считаю, что угонщик – это прежде всего хороший автоэлектрик, который специализируется на угоне конкретной марки автомобиля и знает его электропроводку лучше меня. Блокировка двигателя, пусть даже самого хорошего иммобилайзера или секретки, не защищает машину от угона – это факт, т.к. разблокирование происходит банальным обходом одной или двух (в зависимости от количества блокировок) максимум четырех цепей.


Кроме того, нужно понимать, что при «салонной» установке у дилера, максимум, что может заблокировать мастер-установщик – это зажигание, т.к. искать другие цепи у него ни времени ни желания нет. Если вы ставили сигнализацию в автосалоне или потоковом центре за несколько часов, то сделайте простую проверку. Сядьте в машину, закройте за собой дверь и поставьте машину в охрану. Включите зажигание. Если включилась сирена, брелок запищал, а ни один потребитель в машине не включился (особенно приборная панель), то у вас именно блокировка по зажиганию. Обходится куском провода в блоке предохранителей за 10 секунд.


Как же защитить пикап от угона?


Далее я коротко, не вдаваясь в технические тонкости и не раскрывая некоторые алгоритмы защиты, раскрою правильное построение защиты.


Контур №1. Блокировка периметра.


Основой управления контуром может быть и штатный брелок и дополнительная сигнализация, как кому нравится. Алгоритм работы постановки/снятия с охраны строится таким образом, что допускается кража основного ключа и это не является критическим. После постановки в охрану из дверей выходят специальные дверные блокираторы (штыри), которые надежно блокируют дверь от вскрытия, и при этом не важно, как угонщик хочет попасть в салон машины (свернул личинку или имеет готовый радиоключ). Попытка разбить стекло оканчивается неудачей, т.к. на стекла клеится специальная бронирующая пленка толщиной 300 микрон, которая защищает не только от проникновения в машину с целью угона или кражи вещей, но и защищает от порезов осколками в случае ДТП.



Преимуществом пикапа перед другими машинами является то, что не нужно блокировать доступ в салон через крышку задней двери. Нужно понимать, что пока угонщик не попадет в салон, он не сможет угнать машину. Штыри и бронирующая пленка делают проникновение в салон затруднительным. Специализированный электронный модуль управления штырями, разработанный в нашей лаборатории, делает работу штырей долговечной и безопасной.


Работает первый контур очень просто. Угонщик, пытаясь свернуть личинку двери активирует мощные сирены, которые привлекают внимание к машине, дверь не открывается, попытка быстро разбить стекло оканчивается неудачей, машину бросают. Мощные сирены ставятся под бампер и фары с расчетом на то, чтобы их нельзя было обнаружить во время очередного ТО (если машину готовят к угону на сервисе) и максимально затянуть время отключения сирен, если угонщик все же смог вскрыть капот.



Контур №2. Блокировка штатной системы.


Разбив-таки стекло, и разрезав (повредив) обшивки, угонщик получает доступ в салон и возможность продолжать угон. Теперь нужно обойти штатный иммобилайзер и свернуть замок зажигания (его при продаже машины все равно будут менять на новый). Защита штатной системы строится таким образом, что угонщик не может ни прописать принесенный с собой ключ, ни заменить ЭБУ на «донорский». Отдельно хочу отметить пикапы японского производства (Mitsubishi L200, Mazda BT-50 и Toyota Hilux), где доступ к заменяемым блокам (сертификации, чтения ключей и управления двигателем) происходит наиболее быстро.



Нужно четко понимать, что пока штатную систему не отключат – замок зажигания сворачивать не будут. Предположим, что угонщик имеет готовый ключ, подготовленный на сервисе – машина заводится.


Контур №3. Блокировка двигателя с защитой капота.


Авторская защита от угона строится с таким расчетом, что на пикапах мы не препятствуем запуску двигателя. Если предыдущие два контура пройдены, угонщик понимает, что угон завершен. После начала движения, проехав 3-4 метра машина глохнет, а остановившись, снова дает себя заводить. Таким образом, мы даем угоняемой машине выехать на проезжую часть и стать препятствием для других машин. Блокировка выполнена под капотом и доступ к ней закрыт авторским замком капота. В рамках нашей лаборатории для защиты подкапотного пространства пикапа достаточно одного замка. Таким образом, для разблокирования системы и отключения сирен нужно ломать капот, т.к. наш замок вскрыть без повреждения капота невозможно.



В итоге мы получаем защиту от угона, делающую угон прежде всего экономически нецелесообразным и длительным по времени. Машина со ломаным капотом, разбитым стеклом и резаными обшивками дверей не нужна никому. Ни заказчику, ни продавцу, ни тем более человеку, ищущему машину на вторичном рынке (интернет, автосалоны). Машина требует времени и денег на восстановление, и угонщик это прекрасно понимает. От него ждут технически исправную машину с минимальными повреждениями. Повышение рисков, времени и дополнительные расходы не нужны никому.


Прошу учесть то, что при описании основы алгоритма работы охранного комплекса, не описаны дополнительные алгоритмы защиты, которые применяются при авторской защите от угона и раскрываются только на консультации. Наименование контуров и алгоритм их работы описаны условно, т.к. при защите от угона обязательно учитываются конструктивные особенности машины, условия ее хранения и эксплуатации. По желанию автовладельца охранный комплекс нашей Лаборатории, можно дополнить такими сервисными элементами, как турботаймер и автозапуск, при этом нет необходимости лишаться второго ключа.


Учитывая работу трех независимых контуров, можно смело сделать вывод, что участие автовладельца в защите машины от угона не требуется, как это предлагается любыми сигнализациями и прочими системами оповещениями посредством GSM-канала. Философия нашей защиты от угона не предлагает вам бежать и спасать машину, т.к. машина защищается от угона сама с минимальными рисками для здоровья и жизни автовладельца! А что может быть важнее?


P.S. Попытка угона пикапа Mitsubishi L200


Ночью с 12 на 13 мая состоялась попытка угона еще одной из защищенных нами машин – Mitsubishi L200. Сложно поверить, но разница между предыдущей попыткой угона (Mazda 3) ровно месяц, и опять это 13-е число. Угонщики сперва свернули личинку водительской двери (ключ на сломаной личинке вставляется не до конца), но вскрыть водительскую дверь не удалось.



После этого проследовала повторная попытка попасть в машину через правую заднюю дверь. Угонщики разбили форточку правого заднего стекла и дернули дверь изнутри.



Проникновения в машину так и не произошло. Детали подлежащие замене – личинка замка водительской двери, задняя правая форточка.