branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Найдены причины высоких цен на бензин

Чиновники объяснили, почему топливо в России стоит дороже, чем в тех странах, куда оно экспортируется. Розничная цена более чем на 50% складывается из налогов: не будь налоговое бремя таким тяжелым, бензин марки Аи-92 в среднем обходился бы в 13 рублей за литр вместо двадцати семи...
Найдены причины высоких цен на бензин
Найдены причины высоких цен на бензин
Стоимость бензина в России – тема болезненная. В абсолютном большинстве нефтедобывающих стран визит на заправку не сильно бьет по бюджету автовладельцев. Такая же ситуация наблюдается и в государствах, которые закупают российский бензин: от США до Беларуси. Однако в самой России цены на автомобильное топливо если и меняются, то лишь в сторону повышения – в ближайшее время, прогнозируют эксперты и участники рынка, стоимость недорогих марок бензина перевалит за 30-рублевую отметку. Таким образом, не исключено, что в скором времени в этом вопросе мы не только догоним, но и перегоним Европу. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) задумались над вопросом, почему бензин бьет все рекорды по стоимости, – и нашли очевидный ответ.

По мнению замглавы ФАС Анатолия Голомолзина, причина дороговизны лежит на поверхности: ценник более чем наполовину складывается из налогов. «Цены, с одной стороны, зависят от конъюнктуры мировых цен, а с другой стороны – от затрат, которые несут нефтяные компании, а также от налогов. Если говорить о стоимости одного литра бензина, то в ней 55-60% – это налоги. Оставшиеся проценты – это затраты и прибыль компаний. Какой может быть прибыль, зависит в том числе и от конъюнктуры на внешнем и внутреннем рынках», – пояснил чиновник.

То, что бензин внутри страны стоит дороже, чем в странах, куда он экспортируется, – не единственная удивительная особенность российского топливного рынка. В ФАС отмечают еще один факт: две трети добываемых нефтепродуктов предназначены для стран Запада и лишь треть – собственно для России. «Половина всей добытой нефти в стране направляется на экспорт, из оставшейся нефти производятся нефтепродукты, из них половина нефтепродуктов также направляется на экспорт», – отметил Голомолзин. Напомним, что в некоторых случаях нефтяные компании буквально вынуждены гнать топливо за рубеж: к примеру, на момент появления новых, более экологичных нормативов вся труба «Транснефтепродукта» была заполнена «старой» соляркой, и компания приступила к работе исключительно на экспорт.

Есть, по мнению замглавы ФАС, и третья причина, объясняющая, почему бензин в России стремительно становится «золотым». «Когда растут цены на внешнем рынке, вслед за этим растут цены и на внутреннем рынке, сразу же растет налоговая нагрузка на компании. Растут пошлины, растет НДПИ. Когда мировые цены снижаются, теоретически у нас также цены должны снижаться», – чего, естественно, не происходит, рассказал Голомолзин. «Мы говорим, что если цены снижаются на внешнем рынке, они должны снижаться и на внутреннем. Причем без той задержки, которая сейчас имеется, примерно полтора-два месяца. А когда мировые цены растут, то компании одновременно поднимают внутренние цены, и порой с темпом, большим, чем на внешних рынках», – подметил чиновник еще одну особенность работы отечественной нефтяной отрасли.

Ранее в ФАС открыто заявляли: цены стремятся ввысь из-за непомерного аппетита крупных игроков топливного рынка – они, по мнению антимонопольщиков, сознательно продают в России нефтепродукты за суммы, которые значительно превышают общемировой порядок цен на бензин. За это, считают в ФАС, сырьевые гиганты должны быть наказаны. И жестоко.

«Это будут опять миллиардные штрафы, без сомнения», – пообещал глава ФАС Игорь Артемьев. Таким образом, третья волна дела о нарушениях антимонопольного законодательства вошла в финальную фазу. Начало было положено еще в феврале 2011 года, когда обвинение в завышении цен было предъявлено трем сырьевым гигантам: «Газпромнефти», «Роснефти» и ЛУКОЙЛу. Все три компании, казалось бы, вышли из воды сухими – они добровольно признали свои «ошибки» и устранили причины нарушений. Но позитивных изменений как не было, так и нет: простым автомобилистам обещают очередной топливный кризис и колоссальный скачок цен после президентских выборов 2012 года.

Александр Кузьмин