branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Поворот на «красный» останется вне закона

Идея о том, чтобы разрешить поворот направо под красный сигнал светофора, так понравившаяся премьеру Владимиру Путину, осталась непонятой гаишниками. Они ссылаются на Венскую конвенцию и утверждают, что правила следует ужесточать, а не идти навстречу водителям...
В России очень любят ссылаться на так называемый «западный опыт». Опираясь на него, чиновники стремятся пересадить водителей на забитые битком автобусы, небезопасные маршрутки и в душное, переполненное метро. Ссылаясь на то, что «у них тоже так принято», дорожники продолжают лить воду на асфальт летом, превращая автомобили в движущиеся комки грязи, и реагенты – зимой, делая снег черным, а движение по российским дорогам – небезопасным. При этом действительно полезный «опыт» в расчет не принимается. Пока в Европе и США владельцы раритетных машин получают все мыслимые преференции, у нас предлагают эксплуатацию таких авто запретить вообще. Пока в Европе и США успешно действует правило, согласно которому автомобилисты имеют право повернуть направо под красный сигнал светофора, у нас похожая инициатива получает одобрение премьера и одновременно – яростный отпор гаишников.

На днях стартовал всероссийский опрос, который и покажет, насколько наша страна готова к тому, чтобы перенять еще один образчик «западного опыта». Идея разрешить поворот на «красный» родилась у руководителя Московского центра борьбы с пробками Александра Шумского. По его мнению, это может на 15% сократить число дорожных заторов. Как следствие, снизится и количество потребляемого автомобилями топлива – на 10%.

Шумский кивает на страны Европы, Северной Америки и Азии: именно так давно ездят в Канаде и США, Германии и Южной Корее. Впрочем, за примерами далеко ходить не надо – достаточно отправиться в Латвию или на Украину, где действует аналогичное правило. Впервые оно было введено в Соединенных Штатах еще в 30-е годы, то есть во времена Великой депрессии. Власти страны поставили цель сэкономить на топливе – и добились своего, ведь очевидно, что при свободном движении автомобили потребляют меньше бензина, чем стоя в глухой пробке.

В России «ноу-хау» одобрили на самом высшем уровне. «Идея разрешить поворот направо под красный сигнал светофора настолько заинтересовала Путина, что он взял в руки мобильник и тут же позвонил Виктору Кирьянову, занимающему пост заместителя министра внутренних дел по безопасности на транспорте, чтобы услышать его мнение и уточнить относительно подобного опыта в других странах», – такое сообщение появилось в официальном блоге Московского центра борьбы с пробками еще в начале августа.

Высказали свое мнение и гаишники. В отличие от премьера, они далеки от восторга, считая, что вносить изменения в ПДД категорически нельзя. И объясняют почему. Первая преграда – Венская конвенция о безопасности дорожного движения. В ней, уверяют представители Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, прописан четкий запрет на движение в любую сторону, если горит красный сигнал светофора.

В ГИБДД придерживаются мнения, что российским автомобилистам нельзя давать какие-либо поблажки



Гаишники подчеркивают, что наши правила полностью соответствуют конвенции, а значит, изменять их на благо водителей нельзя. Кроме того, как пишет «Российская газета», в силовом ведомстве придерживаются мнения, что российским автомобилистам нельзя давать какие-либо поблажки: если разрешить поворот направо под «красный», число заторов только увеличится, поскольку соблюдать ПДД в нашей стране не умеют и не хотят.

Впрочем, все аргументы гаишников легко разбить, уверен Александр Шумский: «Что касается Венской конвенции, то Германии подпись под ней не мешает проводить именно такую политику. Все, что написано в Венской конвенции, – рекомендации. При этом в одной статье говорится, что красный свет – это запретительный сигнал для любого движения, в другой статье – что есть исключения. Так что сформулировать наше исключение из правил так, чтобы оно не противоречило Венской конвенции, несложно».

Лучшим доказательством того, что новое правило имеет право на жизнь, был бы эксперимент в одном из российских городов, считает Шумский и приводит в пример Череповец, администрация которого выразила согласие на проведение «светофорных» опытов. Но руководство городской ГИБДД традиционно выступило против – и эксперимент провалился, не успев начаться.

Александр Кузьмин