Платные дороги станут безальтернативными
Статьи 12 сентября 2011
Статьи 12 сентября 2011
Платные дороги станут безальтернативными
Правительство России предлагает отказаться от бесплатных альтернатив участкам, за проезд по которым придется платить. Против этого новвоведения выступает Росавтодор, в котором считают, что это приведет к очередным народным волнениям...
Платные дороги станут безальтернативными 
Вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов выступил с инициативой о появлении в России платных участков дорог при отсутствии бесплатных альтернатив. Пока он вынес это предложение на экспертное обсуждение, но мало кто сомневается, что оно будет поддержано на самом высоком уровне.

«Это пока дискуссионная тема. В любой стране, которая занимается масштабным строительством дорожной сети, финансирование осуществляется как за счет бюджетных средств, так и в условиях чередования с частными вложениями», – пояснил он, отметив, что «в качестве дискуссии эксперты предлагают рассмотреть возможность отмены требования законодательства о том, что платная дорога должна иметь бесплатную альтернативу», – цитирует его слова, произнесенные на открытии пятого Тихоокеанского экономического конгресса, газета «КоммерсантЪ».


В Министерстве транспорта подтверждают, что такая инициатива есть, а подобные дороги, когда невозможно бесплатно проехать из одной точки в другую, есть во многих странах. Правда, в ведомстве затрудняются назвать и экспертов, что предложили платную безальтернативку, и страны, в которых такие дороги существуют.

Сегодня в России действует закон, по которому невозможно взимание денег за проезд по дороге при отсутствии бесплатной альтернативы, – именно поэтому проезд по практически всем федеральным трассам бесплатный. На эту норму закона ссылаются и в основном дорожном госоператоре ГК «Российские автомобильные дороги» («Автодор»).

«Иного подхода не должно быть. В противном случае возможен ряд рисков, и в первую очередь социального характера»,— прокомментировали газете «КоммерсантЪ» в «Автодоре» заявление вице-премьера.

Осторожность «Автодора» легко объяснима – в России вообще плохо принимают как сами платные дороги, так и их строительство. Достаточно вспомнить скандал с Химкинским лесом, через который проляжет платный автобан Москва – Санкт-Петербург. Да и единственный платный участок дороги в России (на трассе М-4 «Дон») тоже вызвал резонанс в обществе – альтернативная бесплатная дорога такого же уровня в Липецкой области отсутствует, а сам платный участок (объездная дорога пролегла мимо городов Хлевное и Задонск) обошелся госбюджету в 4,8 миллиарда рублей.

Напомним, что проезд по платной дороге Москва – Санкт-Петербург обойдется 3,62 руб. за каждый километр. Таким образом, по грубым прикидкам, на путь от Москвы до Санкт-Петербурга придется потратить как минимум 2476 руб. без учета расходов на бензин и питание. Дорога на поезде обойдется дешевле, при этом пассажир попадает из центра одного города в центр другого и ему не приходится стоять в городских пробках.

Первый участок трассы протяженностью 43 километра будет завершен к маю 2014 года. Стоимость проезда по нему составит около 150 рублей, отметил первый зампред правления «Автодора» Сергей Кельбах. Только на его строительство будет выделено около 30 млрд руб. Весь проект строительства платной трассы до Санкт-Петербурга оценивается примерно в 10 раз больше и составит около 10 млрд долл.

Планируется, что деньги на строительство трассы предоставят Сбербанк и ВТБ. После сдачи дороги в эксплуатацию она будет передана в управление частной компании, которая будет платить роялти в государственный бюджет. На плечи управленцев ляжет и обязанность по созданию инфраструктуры трассы – заправок, магазинов, ресторанов и гостиниц.
Комментарии