branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Мелкие аварии: полицейские ускорятся, водители поверят

Проблемой оформления мелких ДТП озаботились в Генпрокуратуре, где посоветовали Нургалиеву приказать своим подчиненным ускориться. А в ГИБДД напирают на то, что водители должны сами решать незначительные вопросы, и предлагают повысить сумму компенсации по «европротоколу»...
Мелкие аварии: полицейские ускорятся, водители поверят
Мелкие аварии: полицейские ускорятся, водители поверят
В Генпрокуратуре решили серьезно взяться за сотрудников ГИБДД, которые тратят четыре-пять часов на то, чтобы добраться на соседнюю с ними улицу, где произошло ДТП. Предлагается установить нормы по прибытию гаишников к месту аварии. Соответствующее предложение отправлено на имя главы МВД Рашида Нургалиева. Таким образом в Генпрокуратуре надеются внести свой маленький вклад в борьбу с пробками.

В столице ежедневно происходит чуть менее 2 тыс. аварий. Речь в данном случае о мелких ДТП, которые обходятся без пострадавших и погибших. А статистика в МВД, что любопытно, ведется только по авариям с пострадавшими. Отсюда и рассчитывается среднее время прибытия экипажей ДПС к месту аварии. Между тем водители, просто повредившие автомобили, могут дожидаться полицейских по несколько часов. Естественно, становясь причиной очередного затора – ведь в случае «легкого» ДТП блокируется как минимум одна полоса для движения. А если дорога состоит лишь из двух полос?

«Согласно имеющимся данным, только в Москве ежедневно происходит около 2 тыс. мелких ДТП без пострадавших. Статистика прибытия сотрудников Госавтоинспекции для оформления ДТП указанной категории не ведется. По неофициальным сведениям, оно достигает нескольких часов. В результате автотранспортные средства, получившие незначительные механические повреждения , зачастую препятствуют проезду, встречному разъезду транспортных средств. Это приводит к нарушению организации движения на отдельных участках улично-дорожной сети города и возникновению пробок», – говорится на официальном сайте Генпрокуратуры.

Истинная правда: автор этих строк после небольшой аварии шесть часов дожидался сотрудника ДПС, который все это время безуспешно пытался добраться до места ДТП с соседней улицы. Пешком. В Генпрокуратуре отмечают, что ситуацию мог бы исправить так называемый «европротокол», но его популярность в народе крайне низка – очень немного водителей готовы оформить ДТП самостоятельно, без вызова экипажа ГИБДД.

«В связи с этим Генеральная прокуратура предложила министру внутренних дел рассмотреть вопрос о внесении в нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов Госавтоинспекции, и другие законодательные акты изменений, направленных на упрощение процедуры оформления ДТП его участниками, а также определение сроков прибытия сотрудников ГИБДД на место ДТП», – сообщает сайт Генпрокуратуры.

Переводя сухой бюрократический язык на русский, это значит, что господину Нургалиеву предлагается издать отдельный приказ, согласно которому будет установлен максимальный временной срок, который дается гаишникам на то, чтобы прибыть к месту аварии. И конечно, речь не может идти о четырех или шести часах, что, увы, в перенаселенной и перегруженной транспортом Москве давно стало обыденной практикой. К слову, именно на пробки и кивают гаишники, объясняя, почему добираются к месту ДТП так долго. Забывая, впрочем, о том, что в иных случаях они пользуются спецсигналами, минуя любые заторы.

Что касается ситуации с «европротоколом», в рамках которого оформить ДТП можно без участия сотрудников ДПС, то он в нашей стране фактически не работает. Водители, чьи машины получили минимальные повреждения, часами дожидаются полицейских, провоцируя серьезные заторы, – несложно представить, что случится с трафиком, если одну из полос на двухполосной дороге перекроют два «поцеловавшихся» авто. «Упрощенка» не пользуется популярностью по очевидным причинам: максимум, на что может рассчитывать водитель машины, пострадавшей в аварии, спровоцированной другим участником движения, – это 25 тысяч рублей. А если одна только блок-фара стоит более 30 тысяч? В ГИБДД считают, что эту практику надо менять. А изменить ее можно одним только способом: увеличить порог максимальных выплат по «европротоколу», чтобы успокоить опасающихся финансовых потерь водителей и заставить их поверить в реальность данной схемы. Например, если повысить выплаты до 100 тысяч рублей.

С таким предложением выступил начальник УГИБДД по Московской области Сергей Сергеев. Цифры говорят сами за себя, уверен гаишник: в течение каждой смены отдельно взятый сотрудник ДПС оформляет 5-7 аварий. Это занимает 60-70% его рабочего времени. Между тем большинство аварий обходятся без пострадавших, в них страдает лишь железо и пластик, причем зачастую все заканчивается лишь несколькими притертостями и царапинами. Если бы водители сами оформляли подобные ДТП, не дожидаясь прибытия полицейских, это занимало бы намного меньше времени, а значит, и затор в месте аварии не держался бы долгие часы. Сергеев также считает, что в России необходимо ввести институт страховых комиссаров: с их помощью можно быстрее и намного более точно оценить ущерб, полученный машинами при столкновении.

«Эта мысль давно витала в воздухе. Инициатором повышения сумм компенсации по «европротоколу» до 50 тыс. руб. выступил Российский союз автостраховщиков. И вполне возможно, что соответствующий закон (в паре с повышением тарифов по ОСАГО) будет принят еще до окончания текущего года. На сегодняшний день по упрощенной схеме оформляют ДТП лишь 7-8% водителей, что, конечно же, мало. Я надеюсь, что порог все-таки будет увеличен: это развяжет руки многим автомобилистам и серьезно облегчит трафик – ведь в случае оформления аварии по «европротоколу» водители могут убрать машину с проезжей части и уже потом заниматься заполнением необходимых бумаг», – рассказал корреспонденту AutoNews.ru лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

«Правда, здесь многое зависит от наличия у водителей полисов каско – в договоре со страховой компанией вполне может быть прописан пункт, согласно которому в случае ДТП в документах должна фигурировать подпись инспектора ДПС. И тогда, конечно, ни о каком «европротоколе» речь идти не может. Конечно, можно при помощи федерального закона обязать страховщиков не требовать присутствия сотрудников ДПС на месте аварии, но тогда обязательно повысятся ставки по каско, ведь велик риск мошенничества», – добавил он.

Александр Кузьмин